Формирование орфографической грамотности посредством работы над ошибками на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической грамотности посредством работы над ошибками на уроках русского языка
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы Тайбинской Т.В.)
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю…
А.С. Пушкин « Евгений Онегин»
« Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, тем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»,- писал Н.С. Рождественский
Как и многих учителей меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение « видеть» орфограммы.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, учащиеся должны осознать, что списывание, диктант- не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Считаю, что огромную роль в формировании орфографической грамотности , наряду с другими видами и формами учебной деятельности ,играет организация работы над ошибками. Нужно строить работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.
Уже в 5 –ом классе учащимся предлагаю памятку
КАК РАБОТАТЬ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ:
1 Выписать слово с орфографической ошибкой. Графически выделить орфограмму и кратко объяснить её письменно.
2 Записать три примера на это правило с графическим обозначением орфограммы в каждом слове.
3Обязательно придумать и записать свои собственные предложения с этим словом. Орфограмма в слове выделяется графически.
Применяя эту памятку, при работе над ошибкой ученик совершает несколько мыслительных операций, что позволяет ему прочно восполнить пробел в знаниях. Одновременно происходит и развитие речи учащихся, так как надо требовать, чтобы придуманные учащимися предложения были образными, различными по синтаксическим конструкциям.
Чтоб и сильные,и особенно слабые ученики могли успешно выполнить работу над ошибками по данной памятке, при проверке диагностической работы ,контрольного диктанта, сочинения или изложения надо не просто подчеркнуть ошибку, но вместе с её условным обозначением вынести на поля работы номер орфограммы, указать, учебник какого класса надо использовать при работе над ней.
К 9-му классу не у всех учащихся имеются учебники за предыдущие годы обучения. Если работа над ошибками проводится на уроке, сложно эти книги иметь на парте, много времени уходит на поиски нужной страницы с правилом.
Из данной ситуации я нашла очень простой выход: из старых учебников сделаны карточки, на которых находится само правило и простейшее упражнение на его закрепление. Вкладываю эти карточки в тетради учеников, чтобы они смогли справиться с работой над ошибками самостоятельно, без помощи учителя.
Сильным учащимся предлагаются дополнительные карточки для домашней работы из « Дидактического материала»( к каждому учебнику разработан специалистами такой материал).Это позволяет им не только ликвидировать пробелы в знаниях ,но и сделать их глубокими, прочными.
На первый взгляд, вышеизложенная система работы над ошибками очень проста и доступна. Это, действительно. так, если иметь ввиду её теоретическую сторону. Сложность заключается в том, что в её применение надо вложить много систематического труда. В первые годы работы приходилось огромное время тратить на ведение тетрадей, в которых фиксировались ошибки учеников и номера карточек, выполненных ими на закрепление орфограмм .Но после того как доступ к Интернету стал свободным и появилась неограниченная возможность пользоваться информационными ресурсами и технологиями, я создала общую электронную диагностическую карту на весь класс, где отражены пробелы в знаниях каждого ученика, и необходимость в описанных выше тетрадях отпала. Благодаря диагностической карте ,чтобы качественно подготовить урок работы над ошибками, стало требоваться в два раза меньше времени.
Хочется поделиться ещё одним эффективно зарекомендовавшим себя на практике вариантом работы над ошибками. Этот опыт касается ,в первую очередь, профилактики ошибок в коррекционных классах, в
которых мне приходится работать не один год. Если перефразировать известное выражение, то оно будет звучать следующим образом: « Ошибку легче предупредить, чем исправить» .В этом высказывании есть смысл.
Для предупреждения ошибок использую следующие виды упражнений( они. кстати, могут быть использованы и в классах с неоднородным контингентом учащихся):
- соотнесение орфограммы с определённым правилом;
-звуковой анализ слова;
-чёткое проговаривание слов;
-составление слов из разрезной азбуки;
-использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
-написание предупредительных диктантов(слуховой. зрительный, письмо по памяти,комментированное письмо);
-соблюдение орфографического режима(порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности) и гигиенического режима( организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определённый объём работы, чередование труда и отдыха);
-повторение диктуемых слов и предложений учителем;
-чёткое или распевное проговаривание слов учителем;
-осуществление индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся. Нет необходимости доказывать, что данные приёмы работы активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
В заключении хочется отметить, что самое важное в работе над ошибками - добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка
Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-187370-1385913108.jpg)
Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости
В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...
Работа над ошибками на уроках русского языка
Работа над ошибками – важное средство повышения уровня грамотности учащихся. Уроки работы над ошибками – это, собственно, уроки повторения пройденного. Эффективность этих уроков зависит от их це...
Работа над ошибками на уроках русского языка (часть 2)
Предлагаю ещё два варианта работы над ошибками на уроках русского языка: работа учащихся в группах, одна - по итогам контрольного диктанта, другая - по результатам словарных диктантов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-621695-1429476058.jpg)
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/23/picture-354782-1682235441.jpg)
Выступление на семинаре "Орфографические словари и работа с ними на уроке русского языка"
Выступление на семинаре "Орфографические словари и работа с ними на уроке русского языка"...