Работа над ошибками на уроках русского языка (часть 2)
методическая разработка по русскому языку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками на уроках русского языка (часть 2)
Предлагаю ещё один вид работы над ошибками.
На отдельный лист бумаги в столбик выписываю слова из контрольного диктанта с орфографической ошибкой, которую допустили ученики. Затем – предложения с неверной постановкой знаков препинания (точно так, как ребята написали у себя в диктанте). Готовлю 6-7 экземпляров этой работы.
Класс делю на группы по 4-5 человек с разным уровнем подготовки. Обязательно в ней есть лидер, организатор работы группы. Это, как правило, ребята, которые получили «5» за диктант.
У учащихся задача: исправить и объяснить ошибки, сгруппировать и разделить их по орфограммам, грамотно записать и обозначить (задача знакомая, именно так мы и работаем с орфограммами). Единственная трудность – работа над ошибками самостоятельная, без руководства учителя. Кроме того, под руководством командира группы надлежит составить «экспертное заключение», где должно быть указано, как работала группа, с какими трудностями столкнулась, на какие орфограммы и пунктограммы следует обратить особое внимание и дополнительно отработать.
А вот ещё один урок по самостоятельному выявлению пробелов в орфографических навыках учащихся (по результатам словарных диктантов).
Работа учителя на таком уроке условно делится на три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.
- После проведения очередного словарного диктанта готовлю два листа с двумя «ученическими» словарными работами, каждый из которых состоит примерно из 20 слов. Обе работы содержат орфографические ошибки, причём, в первой количество ошибок больше, чем во второй. Для удобства слова записаны в столбик под номерами.
- Перед учащимися (они работают группами) ставлю задачу: проверить оба словарных диктанта, установить, какие пробелы в знаниях ученика были к моменту написания первого словарного диктанта и какие ему удалось ликвидировать при написании второго. Во время работы дети могут пользоваться нашими распечатками с перечнем и обозначением орфограмм, а результаты наблюдений заносят в следующую таблицу:
Название орфограммы | Номера слов, написанных с ошибками | |
1-ый диктант | 2-ой диктант | |
Под руководством командира группы (как и прежде) ученики готовят «экспертное заключение», которое составляют по итогам заполнения таблицы. Заготовка, которую я предлагаю, содержит три незаконченных предложения:
- К моменту написания первого словарного диктанта ученик допустил ошибки в словах со следующими орфограммами:
- …………
- …………
- ………...
- К моменту написания второго словарного диктанта ученик усвоил следующие орфограммы:
- …………
- …………
- …………
- Но по-прежнему допускает ошибки в словах со следующими орфограммами:
- …………
- …………
Каждый учащийся группы самостоятельно проверяет оба диктанта, а уже исправленные ошибки совместно согласовываются. Затем ребята заполняют таблицу и составляют «экспертное заключение».
- Оценивая работу на таком уроке, учитываю:
а) качество проверки диктантов учащимися (все ли ошибки увидели и исправили);
б) насколько верно составлена таблица;
в) каково «экспертное заключение».
Представлю один из вариантов такого «заключения».
Экспертное заключение учащихся I группы
- К моменту написания первого словарного диктанта ученик допустил ошибки в словах со следующими орфограммами:
- непроверяемая гласная в корне слова;
- буквы о-ё после шипящих в корне слова;
- –тся, -ться в глаголах;
- правописание НЕ с прилагательными;
- –н- и –нн- в суффиксах прилагательных;
- –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- буквы о-е после шипящих и на конце наречий.
- К моменту написания второго словарного диктанта ученик усвоил следующие орфограммы:
- буквы о-ё после шипящих в корне слова;
- –тся, -ться в глаголах;
- правописание НЕ с прилагательными;
- буквы о-е после шипящих и на конце наречий.
- Но по-прежнему допускает ошибки в словах со следующими орфограммами:
- непроверяемая гласная в корне слова;
- –н- и –нн- в суффиксах прилагательных;
- –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
« » 2015 г. Работу выполнили: Ильина М.
Гаврилова Т.
Дикополов Е.
Трунилина Е.
Иванов А.
Конечно, учебный год складывается по-разному. Бывает, что уроки «пропадают» из-за болезни учителя, проведения диагностических работ МЦКО, СтатГрад и т.д. А учебный материал проходить надо. Где взять лишние часы? И случается, что учитель жертвует уроками работы над ошибками. Однако я пришла к твёрдому убеждению, что навёрстывать упущенное за счёт работы над ошибками ни в коем случае нельзя. Эти уроки важны и нужны. И необходимость систематической работы в данном направлении мне кажется очевидной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка
Материал содержит инструкции для обучающихся школы VIII вида по работе над ошибками...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-187370-1385913108.jpg)
Работа над ошибками на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости
В данной презентации я показываю свой опыт работы над ошибками, его этапы.Сначала идет учет пробелов в знаниях обучающихся. После этого проводится анализ ошибок и выявляются слабо усвоенные темы, это ...
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...
Формирование орфографической грамотности посредством работы над ошибками на уроках русского языка
статья...
Работа над ошибками на уроках русского языка
Работа над ошибками – важное средство повышения уровня грамотности учащихся. Уроки работы над ошибками – это, собственно, уроки повторения пройденного. Эффективность этих уроков зависит от их це...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-621695-1429476058.jpg)
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-432754-1440928945.jpg)
Работа над ошибками на уроках русского языка
Работа над ошибками должна нацелить ребят на серьёзный подход к недостаткам в своей работе. Конечно, оценки уже получены, исправить ничего нельзя, но попытаться понять, почему их допустили ребята и ка...