Использование информационных технологий в процессе обучения математике
статья по алгебре (8 класс) по теме

Николаева Валентина Васильевна

Статья "Использование информационных технологий

в процессе обучения математике"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_isp._ikt.docx51.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий

в процессе обучения математике

Работая в Центре образования, тем более на УКП (учебно-консультационных пунктах в следственных изоляторах), в своей работе приходиться применять различные методы работы в зависимости от возраста обучающихся и уровня мотивации класса.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока – при изучении нового материала, закреплении, повторении, на обобщающих уроках.

Применение ИКТ – один из лучших способов разнообразить работу на уроке, делает процесс обучения математике интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи:

  • развивать научное мировоззрение;
  • обеспечить дифференциацию обучения;
  • повысить интерес к предмету, познавательную активность обучающихся;
  • повысить уровень обучения;
  • осуществлять контроль знаний.

Переход к информационному обществу открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания ориентированной главным образом на самостоятельную работу учащихся.

Компьютер становится мощным средством для  систематизации математических знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта учащегося.

При системном использовании компьютера в преподавании математики нужно учитывать следующие основные положения:

  • для получения ожидаемого результата, компьютер в учебном процессе должен использоваться постоянно;
  • учитель должен свободно владеть компьютером в различных видах учебной деятельности, направленную на активизацию обучающегося.

В современных условиях учителя вынуждены растущий объём изучаемого материала уложить в небольшое число часов, которое имеет тенденцию к сокращению.

Одним из путей решения этой проблемы является создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий являются одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения урока с целью получения высокого результата при минимальных затратах времени на обучение.

Применение компьютерных презентаций в обучении - это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью обучающихся.

Использование цвета, эффектов анимации, мультипликации в создании компьютерных презентаций, усиливают наглядность учебного материала; способствует активизации обучающихся.

Обучающие презентации позволяют наглядно рассмотреть несколько приемов решения одного уравнения или задачи. Применение графического редактора позволяет наглядно показать «движение» графиков по оси, сжатие или растяжение в зависимости от коэффициента.

Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность – ученик является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

При этом:

  • практически неограниченно увеличивается количество тренировочных заданий;
  • достигается оптимальный темп работы;
  • достигается разноуровневая дифференциация обучения;
  • поддерживается интерес у обучающегося, его активность на протяжении всего урока.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе учитываются следующие дидактические возможности компьютера:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  • развитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • интегрированное обучение предмету;
  • развитие мотивации у обучающихся.

При этом компьютер может представлять собой – и источник учебной информации, и наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), и тренажер, и средство диагностики и контроля.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся – восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия. У обучающихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.  Учитель, выступая в роли посредника, наставника, создает ситуацию активного поиска в практической деятельности.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса  математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.

Применение обучающих программ в качестве тренажера позволяет ученику самостоятельно при помощи компьютера повторять практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи разнятся по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца. Создается благоприятный психологический климат в классе – ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы.

При организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся использую тестирование с помощью компьютера. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

На уроках обобщения и систематизации знаний предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы – компьютерные презентации об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний.

Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности – работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения.

Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их познавательной деятельности в группах и индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в процессе обучения татарскому языку

Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед нами встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в ...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии

Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике

Пофессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе передачи информации. Наша роль стать органи...

Использование информационных технологий в процессе обучения физике

Использование информационных технологий в процессе обучения физике...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Особенности применения информационных технологий при обучении математикой в общеобразовательных учреждениях....