УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
методическая разработка по математике (9 класс)

Луговая Татьяна Александровна

Особенности применения информационных технологий при обучении математикой в общеобразовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch.metod_._p._inform._tehn.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Составила: учитель математики Морской школы Московского района

г. Санкт-Петербурга   Луговая Т.А

     Применение информационных технологий (ИТ) в учебном процессе позволяет сделать занятия более интересными, тем самым повышая мотивацию обучающихся. Вследствие активной работы с компьютером у учащихся формируется высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации.

     В наше время обучение математике сталкивается с рядом проблем. Некоторые ученые даже заявляют о кризисе математического образования, причинами которого являются падение интереса к науке в целом, оторванность учебного материала от жизни, малое воздействие его содержания на эмоции и чувства обучающихся. Эти проблемы невозможно решить старыми методами. На помощь приходит идея использовать информационные технологии, ставшие неотъемлемой частью современного общества. Учебный процесс представляет собой постоянный обмен информацией, поэтому информационными можно назвать все педагогические технологии. В последние десятилетия информационными технологиями (ИТ) принято называть процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Сочетание цвета, музыки, звуковой речи, мультипликации, динамических моделей делает процесс обучения увлекательным и ярким, а огромный поток изучаемой информации легкодоступным. Преподаватель, в свою очередь, получает техническую и технологическую поддержку, больше возможностей для живого общения с учениками. Задача обучения – не только сообщение определенной суммы знаний, но и развитие у учеников познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Никто не поспорит с тем, что математика - очень трудоемкий учебный предмет, требующий от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной Новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

   Перед преподавателем математики стоят следующие задачи:

- обеспечение фундаментальной математической подготовки учеников;

- формирование творческого стиля деятельности учащихся;

- подготовка учащихся к использованию информационных технологий.

    Применение ИТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

     Использование в учебном процессе ИТ позволяет:

- повысить интерес учащихся за счет новизны и необычности такой формы работы;

- сделать обучение увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

- сделать материал более понятным и доступным за счет расширения возможности визуализации

- дать возможность учащимся свободно находить необходимый учебный материал в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что способствует формированию потребности в поисковых действиях;

- с помощью заданий разного уровня сложности индивидуализировать процесс обучения

- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;

- усваивать учебный материал самостоятельно, в своем темпе, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

- самостоятельно осуществлять учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, проекты, презентации, публикации и т.д.), развивая тем самым творческую активность.

     Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 20% услышанного материала, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик активно участвует в процессе. Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», можно утверждать, что использование ИТ на уроках математики активизирует все виды учебной деятельности: изучение нового материала, самостоятельную, внеклассную и творческую работу. С помощью графиков и мультипликации ученики лучше понимают сложные логические математические построения. Возможность самостоятельно манипулировать различными объектами на экране, меняя их цвет, размер, форму позволяет усваивать учебный материал с наиболее полным использованием коммуникативных связей головного мозга с органами чувств. На любом этапе процесса обучения компьютер может оказаться эффективным помощником: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он является и рабочим инструментом, и объектом обучения, выполняет функции учителя или сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию обучения активным диалогом с учеником, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), ориентацией учения на успех, (позволяет довести до конца решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), использованием игрового фона общения человека с машиной, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

    ИТ можно разделить на следующие виды:

- Универсальные: текстовые и графические редакторы, мультимедиа. Позволяют использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал. Усвоение материала повышается благодаря наглядности. Все каналы восприятия - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный – оказываются задействованы. С помощью мультимедийной презентации можно значительно сократить время обучения, высвобождая ресурсы здоровья учеников.

- Специальные – это готовые учебные пособия: энциклопедии, электронные учебники, тренажеры, справочники, видео уроки, тематические компьютерные игры, развивающие, обучающие и контролирующие программы. Электронный учебник выгодно отличается от традиционных бумажных учебников — его текст сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие изучаемого материала; с таким учебником на уроке можно сделать намного больше, чем с помощью традиционных средств, а также значительно повысить интерес к предмету математики.

- Интернет-ресурсы. В настоящее время существует много сайтов, на которых преподаватель может пополнить свою методическую копилку. Ученикам можно порекомендовать сайты, содержащие теоретический материал и тесты в режиме on-line, на которых можно самостоятельно проверить уровень своей подготовки. Большое значение имеют следующие факты. Во-первых, в процессе работы с использованием компьютерных технологий, ученик постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека. Во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, работаешь с использованием современных технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.

     Наибольшее значение имеет, не само использование новых технологии, а то, как оно способствует повышению качества образования. Поэтому очень важно эффективно организовать учебный процесс.

      Обучающие материалы можно представить как в текстовой (карточки, тесты, самостоятельные и контрольные работы), так и в мультимедийной форме (обучающие программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники), что разнообразит проведение уроков, вызывает интерес у учащихся к изучаемому материалу. Систему контроля и коррекции знаний учащихся рекомендуется автоматизировать, используя компьютерное тестирование. Оно имеет ряд преимуществ перед использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний: они оцениваются компьютером. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, что в случае текущего контроля позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке. В-третьих, практически сразу выдаётся статистика – процент усвоения материала отдельным учеником или группой в целом, что может быть необходимо при проведении итогового контроля.

Библиографический список

Величко М.В. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.- Волгоград: Учитель, 2007.- 123 с.

Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии. №2, 2007г.

Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Ушакова В. А. Использование информационных технологий на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1053-1055. — URL https://moluch.ru/archive/112/28735/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...

Использование информационных технологий при индивидуальном обучении детей

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...

Использование информационных технологий в процессе обучения математике

Статья "Использование информационных технологий в процессе обучения математике"...

Использование информационных технологий в трудовом обучении.

В процессе информатизации образования в последние годы многое сделано для создания технологической и материальной базы системы образования: приобретается компьютерное оборудование, идет подключение об...

доклад на тему "Повышение эффективности процесса обучения математики на основе использования информационных технологий"

Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса. Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостояте...

ПРОЕКТ Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории

проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно ...