Использование информационных технологий в трудовом обучении.
статья по технологии на тему
В процессе информатизации образования в последние годы многое сделано для создания технологической и материальной базы системы образования: приобретается компьютерное оборудование, идет подключение образовательных учреждений к сети Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий в трудовом обучении.
В процессе информатизации образования в последние годы многое сделано для создания технологической и материальной базы системы образования: приобретается компьютерное оборудование, идет подключение образовательных учреждений к сети Интернет.
Все электронные ресурсы классифицируются по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:
1) программно-методические электронные ресурсы (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);
2) учебно-методические электронные ресурсы (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);
3) обучающие электронные ресурсы (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);
4) вспомогательные электронные ресурсы (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);
5) контролирующие электронные ресурсы (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).
6) электронные ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проекты и компьютерные программы, созданные школьниками);
7) информационные электронные ресурсы (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе).
Рассмотрим понятие "информационные технологии" с точки зрения основных компонентов трудового обучения, в качестве которых выступают объект труда, его средства и результат. Объектом в данном случае является информация об исследуемом предмете, представленная в разнообразном виде и почерпнутая из различных информационных источников.
Средства труда - это техника и производственно-технологические процессы. В нашем случае это технические средства информационных технологий, т.е. устройства, помогающие обрабатывать, перерабатывать и представлять в нужной форме информацию.
Результатом труда будет представленная обработанная информация, выраженная в форме словесного описания, технического рисунка или чертежа, принципиальной или функциональной схемы работы устройства, последовательности выполнения технологических операций и т.д.
Рассматривая информационные технологии, можно прийти к выводу, что они являются составной частью известной конструкторско-технологической системы трудового обучения, т.е. основная конструкторская деятельность учащихся выполняется с использованием новых информационных технологий и новых инструментов.
Поскольку в трудовом обучении изделия воплощаются в форме материального объекта с присущим этому объекту процессом обработки, то такую систему обучения можно назвать информационно-технологической. Для качественного обеспечения образовательного процесса в данном контексте необходимо и соответствующее материально-техническое обеспечение мастерских или специализированных кабинетов, а также педагогически обоснованное программное обеспечение, необходимое для получения промежуточного или окончательного объекта труда и подготовки педагогических кадров.
Первый шаг на пути применения компьютерной техники видится в создании качественных программных продуктов, обеспечивающих компьютерную поддержку уроков труда. Применение компьютерной поддержки уроков школьного цикла в настоящее время уже стало привычным явлением. Однако такой важный предмет, с точки зрения развития учащихся, как технология, незаслуженно остается в тени разработок методики образования.
В современных условиях создаются уникальные электронные издания. И здесь педагогу важно определить свою зону творчества. Учитель не может и не должен выступать как единственный и “уникальный” источник информации. В современном обществе все чаще создаются условия для того, чтобы информация стала доступна всем, и представлена она часто в самом привлекательном виде. В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения.
Современная мультимедийная продукция позволяет копировать часть материала, вывести определенный отрывок на большой экран (при наличии мультимедийного проектора). Новые возможности для организации эффективного образовательного процесса в школе представляет сканер, который гораздо дешевле ксерокса. Благодаря сканеру можно вносить в компьютер любые фрагменты текстов, фотографии, рисунки, таблицы. Очень часто Интернет позволяет найти интересующий ученика и учителя наглядный материал, причем высокого качества.
Гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок, а иногда и более. Учитель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Каким бы ни был совершенным электронный учебник, некоторые важные, по мнению учителя, учебные элементы могут выпасть из поля зрения. Задача учителя – сконструировать такой урок, который, на его взгляд, мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.
На смену наглядным пособиям могут прийти анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учителя встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в определенный момент. Обычно преподаватели на уроках идут на хитрость, закрывая часть наглядной информации, что создает определенные неудобства в работе. Компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для учителя момент.
При организации контроля знаний учителю вовсе не обязательно пользоваться имеющимися в мультимедийном учебнике тестами. В его распоряжении имеется ряд программ по составлению тестов.
Овладев программой составления презентаций PowerPoint, учитель сам становится режиссером своего занятия. Легкая в обращении, эта программа позволяет педагогу создать анимационный опорный конспект урока, включить видео- и аудиофрагмент, изобразить в динамике какое-то явление, событие, что поможет ученику легче усвоить новый учебный материал. Данная программа является отличным подспорьем в создании электронных учебников.
Один из важнейших дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор Microsoft Word предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы программы, дидактические карточки, создать иллюстрированные тесты, упражнения, оформить кабинет.
Еще один программный продукт компании Microsoft - Microsoft Excel. Эта программа для обработки табличных данных: их ввода, выполнения вычислений, построения графиков и диаграмм. Графики и различные виды диаграмм – очень ценное средство наглядного представления данных, которое облегчает их анализ и понимание.
Опыт показывает, красочно иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается. Новые информационно коммуникационные технологии позволяют учителю использовать такие замечательные устройства, как сканер, принтер, проекторы.
Для обработки красочных изображений удобно использовать редактор Photoshop. Программа предназначена для любых работ, связанных с созданием и обработкой растровой графики. В Photoshop можно рисовать, как и в любой другой графической программе, создавая на экране композиции с помощью разнообразных кистей, карандашей, ластика, размывания, заливок, "плавающих" объектов и многих других инструментов. Можно создавать свои кисти, определяя такие параметры, как диаметр, давление, округлость и направление.
Но, несомненно, главное преимущество программы Photoshop - безграничные варианты работы с фотоизображениями. Многочисленные возможности по ретуши, коррекции, монтажу и цветовому изменению фотографии. Ребятам интересно - они видят, что могут сами изменять действительность: на фотографии был предмет, но его можно убрать, а вместо него добавить другой, ночь можно изменить на утро или день на вечер; изображение сделать смазанным или, наоборот, четким; придать фотографии пастельные тона, нанести на нее пыль и царапины, сделав под старину, превратить в художественный эскиз, подрисовать ее. Достигаются поистине неограниченные возможности с помощью слоевого редактирования и спецэффектов. Фотоизображение, состоящее из слоев, представляет собой прозрачные кальки с отдельными элементами изображения. Слои накладываются друг на друга, составляя конечный результат. Каждый из слоев можно изменять по отдельности, варьировать прозрачность, пользоваться фильтрами, добиваясь нужного результата. Фильтр - это специальный эффект, который применяется к слою или ко всему изображению. В программе Adobe Photoshop имеется огромное количество фильтров, каждый из них можно настраивать и изменять для получения оптимального результата.
Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.
Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
Текстовая составляющая должна быть ограничена — ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.
Некоторые принципы, которые являются основой при создании электронного учебника:
- Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
- Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты
- теоретическое ядро,
- контрольные вопросы по теории,
- примеры,
- задачи и упражнения для самостоятельного решения,
- контрольные вопросы по всему модулю с ответами,
- контрольная работа,
- контекстная справка (Help),
- исторический комментарий.
- Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.
- Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.
- Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие ``пример" имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.
- Принцип адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.
- Принцип компьютерной поддержки: в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.
- Принцип собираемости: электронный учебник (и другие учебные пакеты) должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.
Развитие современных технологий, новое понимание единства технического мира заставляют нас задуматься об информационно-технологической системе как основном звене технологической подготовки, включающей в себя различные способы представления, хранения, обработки и обмена информации. Информационно-технологическая подготовка предполагает формирование высокой культуры организации образовательного процесса и достижения качественных результатов овладения учащимися современными видами технологий на основе имеющихся информационных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-66819.jpg)
Результативность использования информационных технологий в процессе обучения
Выпускная квалификационная работа...
Использование информационных технологий в процессе обучения татарскому языку
Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед нами встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в ...
Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии
Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-394130-1538045090.jpg)
Использование информационных технологий при индивидуальном обучении детей
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-415890-1395458339.jpg)
Использование информационных технологий в процессе обучения математике
Статья "Использование информационных технологий в процессе обучения математике"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-527769-1415995118.jpg)
Использование информационных технологий в процессе обучения физике
Использование информационных технологий в процессе обучения физике...