"Элементы статистики" справочное пособие для учащихся 9 класса
презентация к уроку по алгебре (9 класс) по теме

Теленгатор Светлана Владимировна

определение, примеры задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statistika_.ppsx852.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементы статистики 9 класс Справочное пособие для учащихся Подготовила: учитель математики МОУ «Лицей №15» им. акад. Ю.Б. Харитона Теленгатор С.В. «Статистика знает всё» Ильф и Петров «Двенадцать стульев»

Слайд 2

Определение статистики СТАТИСТИКА ( от лат. status - состояние ) - наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях окружающей нас жизни. Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление разнообразных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и т. п.

Слайд 3

содержание Характеристики среднего Мода набора Медиана набора Размах набора Наглядное представление статистической информации

Слайд 4

Характеристики среднего Характеристики среднего (или средние характеристики) описывают положение всего статистического ряда на числовой прямой. Наиболее известной и употребительной такой характеристикой является среднее арифметическое всех членов данного ряда, т.е. Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Слайд 5

ЗАДАЧА [ среднее арифметическое ] Ученик получил в течение первой учебной четверти следующие отметки по географии: 5, 2, 4, 5, 5, 4, 4, 5, 5, 5. Найдем его средний балл , т.е. среднее арифметическое всех членов ряда: №1

Слайд 6

Начертите координатную прямую и отметьте на ней числа 3, 4, 5 и их среднее арифметическое. ЗАДАЧА [ среднее арифметическое ] №2 3 4 5 х 0 1

Слайд 7

Какое число нужно добавить к набору 3, 4, 5, чтобы его среднее арифметическое осталось прежним? Пусть х – искомое число, тогда Ответ: 4 ЗАДАЧА [ среднее арифметическое ] №3

Слайд 8

Какое число нужно добавить к набору 3, 4, 5 так, чтобы его среднее арифметическое стало равным 5. Пусть х – искомое число, тогда Ответ: 8 ЗАДАЧА [ среднее арифметическое ] №4

Слайд 9

Среднее арифметическое чисел 85, 25, 68 и 78 равно64. Найдите: а) среднее арифметическое чисел – 85, – 25, – 68 и – 78; б) среднее арифметическое чисел 170,50,136 и 156; в) среднее арифметическое чисел 80, 20, 63 и 73. Решение: а) б) ЗАДАЧА [ среднее арифметическое ] №5

Слайд 10

в) Ответ: а) – 64; б) 128; в) 61. №5 ЗАДАЧА [ среднее арифметическое ]

Слайд 11

Понятно, что среднее значение дает далеко неполное представление о поведении изучаемой величины. Например, на планете Меркурий средняя температура +15°. Исходя из этого статистического показателя, можно подумать, что на Меркурии умеренный климат, удобный для жизни людей. Однако на самом деле это не так. Температура на Меркурии колеблется от -150° до +350°.

Слайд 12

Мода ряда Модой ряда чисел называется число, наиболее часто встречающееся в данном ряду. Ряд чисел может иметь более одной моды или не иметь моды совсем. Для наборов, где каждое значение встречается только один раз или одинаковое число раз (скажем, два), говорят, что мода отсутствует. Если несколько значений в наборе (но не все) встречаются с одинаковой наибольшей частотой, то говорят, что мода принимает несколько значений. Например, в наборе чисел 1, 2, 2, 4, 4, 5, 7, 7 мода принимает одновременно три значения 2, 4, 7 . В наборе чисел 5, 7, 1, 7, 1, 5, 5, 1, 7 мода отсутствует.

Слайд 13

Задача [ мода ряда ] На соревнованиях по фигурному катанию судьи поставили спортсмену следующие оценки: 5,2; 5,4; 5,5; 5,4; 5,1; 5,1; 5,4; 5,5; 5,3 Найти моду ряда. Решение: Оценка Встречается (раз) 5,1 2 5,2 1 5,3 1 5,4 3 5,5 2 Ответ: 5,4. №1

Слайд 14

Медиана набора Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. Чтобы найти медиану числового ряда, сначала его нужно ранжировать и получить вариационный ряд .

Слайд 15

Найдите медианы наборов чисел: а) 686; 478; 834; 706; 843; 698; 549; б) 686; 478; 834; 706; 843; 698; 549; 112. Ответьте на следующие вопросы. а) Чем отличаются наборы чисел в задании 1? б) Сравните получившиеся значения медиан этих двух наборов. в) На сколько изменилась медиана? г) Можно ли считать, что появление нового, относительно небольшого числа в наборе сильно изменило найденную медиану? ЗАДАЧА [ медиана набора ] №1

Слайд 16

Решение: а) 478; 549; 686; 698; 706; 834; 843 Ответ: 698 б) 112; 478; 549; 686; 698; 706; 834; 843 (686 + 698):2 = 692 Ответ: 692 а) первый набор чисел состоит из 7 чисел, второй – из 8; б) 698 > 692; в) 698 – 692 = 6; г) нет. ЗАДАЧА [ медиана набора ] №1

Слайд 17

Дан набор, в котором число 3 встречается 1 раз, число 4 – десять раз, а число 5 – сто раз. Других чисел в наборе нет. Укажите медиану данного набора. 3; 4 … 4; 5 … 5 в наборе 111 чисел, 5 – 55-ое число этого ряда Ответ: 5. ЗАДАЧА [ медиана набора ] №2 10 раз 100 раз

Слайд 18

В трех группах волейболистов измерили рост игроков. В первой группе средний рост составил 195 см, во второй группе медиана ростов равна 197 см, а в третьей группе самый низкий спортсмен имеет рост 192 см. В каждой группе 7 спортсменов. Из этих групп решено набрать новую группу волейболистов, чей рост не меньше 193 см. Сколько человек наверняка удастся отобрать в эту группу? ЗАДАЧА [ медиана набора ] №3

Слайд 19

Решение: Т.к. в первой группе средний рост 195 см, то как минимум 1 человек не меньше 195 см. Во второй группе медиана ростов равна 197 см, то как минимум 4 человека имеют рост не меньше 197 см. Значит, в новую группу наверняка удастся отобрать 5 человек. ЗАДАЧА [ медиана набора ] №3

Слайд 20

Наибольшее и наименьшее значения. Размах набора Размах – это разность наибольшего и наименьшего значений выборки. Размах находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в наборе чисел . Так, для температуры на Меркурии, где средняя температура, напомним, около +15°, размах равен 350° - (-150°) = 500°.

Слайд 21

Укажите наибольшее, наименьшее значения и размах набора чисел: 0; - 2; 14. х max = 14 , х min = – 2 х max – х min = 14 – (– 2 ) = 16 Ответ: 16. ЗАДАЧА [ Н аибольшее и наименьшее значения. Р азмах набора ] №1

Слайд 22

Даны два набора чисел: 6; 12; 25 и 3; 6; 12; 25. В каком наборе размах больше? х max – х min = 25 – 6 = 1 9 х max – х min = 25 – 3 = 22 22 > 19 Ответ: во втором наборе размах больше. №2 ЗАДАЧА [ Н аибольшее и наименьшее значения. Р азмах набора ]

Слайд 23

Дан набор чисел: 3; 5; 7 . Какое число надо к нему добавить, чтобы размах нового набора стал равен 100? х max – х min = 7 – 3 = 4 Пусть а – искомое число, тогда 1) если а – наибольшее число набора, то х max – х min = а – 3 = 1 00 , а = 103 2) если а – наименьшее число набора, то х max – х min = 7 – а = 1 00, а = - 93 Ответ: 103; - 93. №3 ЗАДАЧА [ Н аибольшее и наименьшее значения. Р азмах набора ]

Слайд 24

а) К набору 3; 4; 5 добавьте еще одно число так, чтобы его наибольшее значение не изменилось. б) Сколько существует вариантов ответа? в) Опишите словами местонахождение новой точки. г) Выполните требование задачи так, чтобы размах остался прежним. д ) Выполните требование задачи так, чтобы размах стал больше. №4 ЗАДАЧА [ Н аибольшее и наименьшее значения. Р азмах набора ] 2 или 1

Слайд 25

Статистические исследования Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Для обобщения и систематизации данных, полученных в результате статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы и результаты группировки сводят в таблицы. Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения.

Слайд 26

Наглядное представление статистической информации Гистограмма Круговая диаграмма Полигон

Слайд 27

Измерив рост 50 старшеклассников в сантиметрах, результаты записали в таблицу: 149 150 150 151 151 152 152 153 154 154 155 155 155 156 156 157 157 157 158 158 159 159 159 159 161 161 161 162 162 162 162 162 165 166 166 166 167 167 169 170 171 171 173 173 173 175 176 178 180 182

Слайд 28

Сгруппировав данные по классам 145-149, 150-154,…,180-184,представить частотное распределение учащихся по этим группам с помощью :1) таблицы; № группы 1 2 3 4 5 6 7 8 Рост (см) 145-149 150-154 155-159 160-164 165-169 170-174 175-179 180-184 Кол-во человек 1 9 14 8 7 6 3 2

Слайд 29

2) полигона частот;

Слайд 30

3) столбчатой диаграммы (гистограмма)

Слайд 31

Круговая диаграмма

Слайд 32

Диаграмма рассеивания (точечная диаграмма)

Слайд 33

Какая диаграмма лучше? график лучше всего подходит для того, чтобы показать динамику изменения величины во времени; столбчатая диаграмма удобна для сравнения абсолютных значений изучаемого признака; круговая диаграмма незаменима, когда нужно показать, в какой пропорции целое делится на части; диаграмма рассеивания нужна в том случае, когда изучается взаимосвязь двух величин.

Слайд 34

Задача демонстрационного варианта ГИА 2012г.

Слайд 35

Задача демонстрационного варианта ГИА 2012г.

Слайд 36

Записан рост (в сантиметрах) пяти учащихся: 158, 166, 134, 130, 132. На сколько отличается среднее арифметическое этого набора чисел от его медианы? Задача демонстрационного варианта ГИА 2011г.

Слайд 37

Словарь Ранжирование – упорядочение данных, полученных в выборке; Вариационный ряд – упорядоченный по возрастанию статистический ряд; Выборка – ряд данных (чаще всего числовых), полученных в результате статистического наблюдения. Такой ряд называют статистическим ;

Слайд 38

Литература О. Багишова «Самостоятельные работы по статистике» : Газета «Математика» изд. Первое сентября - № 8, 2010г., с. 26 – 34; №9, 2010г. с. 28 - 32 Е. Бунимович , И. Высоцкий и др. «Терминология, обозначения и соглашения в школьном курсе теории вероятностей и статистики»: Газета «Математика» изд. Первое сентября - №17 2009г. Студенецкая В.Н. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7 – 9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006. – 428 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для учащихся 8 классов "ФИЗИКА ДЛЯ ТЕБЯ"

Пособие служит для текущей проверки знаний учащихся по физике в 8 классах общеобразовательных школ. Оно состоит из заданий, каждое из которых охватывает материал двух-трех уроков. В заданиях содержитс...

учебное пособие для учащихся 9-ых классов Методика подготовки к сжатому изложению

. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА)....

"Искусство. Методическое пособие для учащихся 9 класса"

Данный материал содержит вопросы и ответы к экзаменам по искусству за курс 8 - 9 класса основной общеобразовательной школы. Он включает следующие разделы и  темы: 1 раздел -  "Первобытное ис...

Учебно-методическое пособие для учащихся "Аттестационный материал для учащихся коррекционной школы по столярному делу"

Материал для итоговой аттестации для учащихся коррекционной школы по столярному делупредставлен в виде электронных документов, выполненных в технологии мультимедиа (презентации). Внед...

Повторение курса алгебры 7 класса, пособие для учащихся

Удачно использовать для дистанционного обучения  при подготовке к итоговой контрольной работе за курс 7 класса...

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....