Технология работы в группах
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Чудакова Валентина Дмитриевна

Описывется работа с обучающимися в группах. Рассматриваются условия объединения в группы согласно поставленных целей. Дается описание ролевых задач обучающимся. Отмечены положительные и отрицательные аспекты технолии работы в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология групповой

деятельности на уроке»

Сообщение преподавателя математики Чудаковой Валентины Дмитриевны.

Март 2014

План сообщения

1.Положительные и отрицательные стороны обучения в группах

2. Факторы успешной работы  групп

3.Формирование групп

Положительные и отрицательные стороны обучения в группах. 

Методика объединения учащихся в группы или микрогруппы  для совместного выполнения задания – это работа по технологии  сотрудничества.  Ребята работают в группе до тех пор, пока все вместе они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ, рисунок и т.д.). То есть этот вид работы можно применять на любом уроке по многим темам.

         Обучение в  группах по методике сотрудничества может оказаться очень полезным для всех ребят. Совместная работа развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, учит достигать взаимопонимания, развивает умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых студентов, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение студентов  в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий.

Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки.

Обучение в группе может выглядеть очень заманчиво. Но при  такой работе часто возникают разного рода трудности.

    Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно.

     В то время как один или двое студентов делают всю работу, остальные молчат или принимают минимальное участие.

     Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе.

     Кто-то боится или не хочет делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы.

            Эти и многие другие проблемы можно решить с помощью умелой  организации работы.

Факторы успешной работы  групп.

Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга

Работа каждого члена группы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных ребят и всей группы в целом.  Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах.

Создать позитивную взаимозависимость можно, разными способами, но в любом случае для  членов группы должна быть:

1. Общая цель. Преподаватель  ставит перед группой общую учебную цель: например, члены группы должны вместе разобраться в смысле понятия или теории, решить какую-то задачу, пример. Затем каждый из них должен суметь объяснить  этот материал.

2.   Общая награда Члены группы выполняют работу и получают  оценку или одинаковую для всех, или дополнительный балл за отличное выполнение.

3.Роли.  Каждый член группы получает свою организационную роль.  Для того чтобы работа была успешно выполнена, необходимо, чтобы каждый хорошо выполнил свои обязанности.

4.Задания.Работа в группе разделяется на отдельные задания. Каждое задание выполняет один из членов группы. Чтобы вся работа была выполнена, необходимо, чтобы каждый член группы справился со своим заданием и результаты отдельных работ объединились.

Главным лозунгом групповой работы должно стать: «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке - или вместе выплывем, или вместе утонем».

Индивидуальная отчетность и персональная ответственность за общую работу.

На эффективность работы групп влияет создание условий, не позволяющих кому-то из ребят «спрятаться» за спинами товарищей и получить оценку за чужой труд. Индивидуальные работы позволяют оценить знания каждого. В то же время группа будет заинтересована в высоких оценках всех своих членов, так как это позволит получить дополнительные баллы. Непросто бывает оценить конкретный вклад каждого в работу. Но если кто-то даже не пытался внести свой вклад, ставить ему такую же оценку, как ребятам, приложившим усилия, было бы несправедливо. Студенты чаще всего могут сами восстановить справедливость в этом вопросе.

 Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной работы в группе.

Скорее всего,  не с первого разу  опыт групповой работы будет  удачным. Ребята могут плохо слушать друг друга, ссориться. Поэтому при работе в группах необходимо постоянно обращать внимание ребят на то чтобы,  совместно выполнить задание, нужно:

  •      уметь слушать друг друга;
  •      уметь доверять друг другу;
  •      уметь задавать друг другу вопросы;
  •      уметь учить друг друга;
  •      уметь мирно разрешать споры;
  •      уметь руководить групповой работой;
  •      уметь приходить к согласию;
  •      уметь работать в команде.

Учить этим умениям и развивать их можно в процессе работы, беседуя и обсуждая различные ситуации.

Для того чтобы работа в группе походила удовлетворительно и давала положительный результат, можно перед началом такой работы  постоянно напоминать студентам правила групповой работы:

     все время работать над заданием, не отвлекаться  самому и не отвлекать других

     выполнять справедливую (не меньшую, чем другие) часть работы;

     сотрудничать с другими членами группы;

    быть  вежливым со всеми членами группы.

 

Формирование групп

 Один из самых важных вопросов при подготовке к обучению в сотрудничестве – как правильно сформировать учебные группы. Можно предложить ребятам объединиться в группы так как им захочется, можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой группы заранее. В зависимости от целей будущей работы, преподаватель может выбрать любой из этих способов, но есть некоторые правила, соблюдение которых сделает пребывание в группе более полезной для ребят.

  •   Идеальное число членов  группы – четыре человека. Оно достаточно мало для того, чтобы все члены группы активно участвовали в работе, в тоже время такую группу легко разделить на пары для дополнительных заданий.
  •      Создавать группы однородные или разнородные? И те, и другие группы могут оказаться полезными. Объединение самых разных ребят –и более сильных учеников, и более слабых; и более активных и более спокойных – позволяет расширить социальный опыт ребят, способствует развитию коммуникативных навыков. В то же время в группах, где объединены ребята, схожие по способностям и уровню успеваемости, легче проявить себя «середнячкам», тихим ребятам.

 Подготовка к работе в малых группах

 Подготовка к работе в группах требует дополнительного времени , чтобы

  1. Выбрать необходимую тему и учебный материал для работы  в группе  
  2. Заранее подготовить материалы для работы групп (карточки, критерии оценки).
  3.  Решить, какими группы будут по размеру и как разделить ребят на группы. Подготовить жребии или карточки с фамилиями членов каждой группы  или написать списки групп на доске.
  4. Решить, какие роли будут в группах и какие функции будут у каждой роли.  
  5. Определить, сколько времени потребуется на групповую работу.
  6.  Решить, как работа каждой группы будет включена в общую работу класса (например, каждая группа работает над одной из проблем общей темы).
  7. Подготовить помещение для работы групп (столы должны стоять так, чтобы все члены группы видели друг друга и могли без напряжения разговаривать).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 7 классе с использованием адаптивных технологий.(Работа в малых группах). Тема: "Многочлены"

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации  знаний. Урок исследование.Цели урока:  Формировать познавательный интерес на основе изменения способов организации изучаемых знаний, с...

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» с использованием кейс-технологии ( работа в группах).

Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное» в 6 классе; формирование универсальных учебных действий. В ходе проведения урока используются различные формы работы: индивиду...

Педагогические технологии.Работа в группах и в парах.

Выступление на школьном методическом объеденении...

Урок литературы в 5 классе по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс-технологии (работа в группах)».

Цели урока:научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение и закрепле...

Технология работы куратора группы по формированию ученического коллектива

Мастер п/о должен всегда быть безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер,  должен быть, напротив, су...