Технология работы куратора группы по формированию ученического коллектива
статья (9, 10, 11 класс) на тему

Михеева Светлана Михайловна

Мастер п/о должен всегда быть безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер,  должен быть, напротив, субъективным (в хорошем смысле этого слова) человеком, т.е. положительно, эмоционально, пристрастно относиться к учащимся, близко к сердцу принимать все волнующие их, сочувствовать и переживать.

Только при хорошем личном отношении к людям можно стать для них лидером, добиться уважения и доверия, неофициального признания.

Гибкий лидер (равно и руководитель) должен менять стиль лидерства в соответствии со сложившейся в коллективе обстановкой.

Человек как личность развивается и формируется под воздействием объективных общественных отношений, которые определяют основу и структуру общества, членом которого он есть.

Вне общества, вне коллектива, который является связующим звеном между личностью и обществом, человек не может приобрести свойства личности, т.е. мировоззрения, нравственных и других социальных свойств и качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология работы

куратора группы по формированию ученического коллектива

Мастер п/о должен всегда быть безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер,  должен быть, напротив, субъективным (в хорошем смысле этого слова) человеком, т.е. положительно, эмоционально, пристрастно относиться к учащимся, близко к сердцу принимать все волнующие их, сочувствовать и переживать.

Только при хорошем личном отношении к людям можно стать для них лидером, добиться уважения и доверия, неофициального признания.

Гибкий лидер (равно и руководитель) должен менять стиль лидерства в соответствии со сложившейся в коллективе обстановкой.

Человек как личность развивается и формируется под воздействием объективных общественных отношений, которые определяют основу и структуру общества, членом которого он есть.

Вне общества, вне коллектива, который является связующим звеном между личностью и обществом, человек не может приобрести свойства личности, т.е. мировоззрения, нравственных и других социальных свойств и качеств.

В обосновании проблемы коллектива и личности педагогическая наука учитывает известный общесоциологический закон общения и обособления личности, сущность которого заключается в том, что с одной стороны, в современном обществе по влиянием научно- технического прогресса, развития средств массовой коммуникации и др. наблюдается тенденция к усилению общения между людьми, укреплению коллективных связей. С другой стороны, наблюдается совершенно противоположная тенденция, сущность которой заключается в том, что человек имеет тяготение не только к общению с себя подобными, но и к обособлению, к проявлению своей индивидуальности к самоутверждению себе как личности.

Таким образом, общество, коллектив являются необходимым условием развития личности.

Для личности учащегося ученический коллектив-  это своеобразная модель общества. Он необходим обществу как инструмент воспитания, чтобы с его помощью «поместить» в учебнике «государство», то само государство, которому свойственно определенные принципы, социальные нормы, в котором педагоги готовят свои воспитанников.

Ученический коллектив как модель общества характеризуется присущими обществу отношениями, атмосферой человеческих ценностных ориентаций, поэтому ученический коллектив является органической ячейкой общества.

Кроме того, ученический коллектив для личности учащегося является социальной микросредой; своеобразной средой обитания; учащийся не может полностью развиваться вне общения со сверстниками. Вся его деятельность (учение, труд, досуг) ощущается преимущественно в коллективе учебного заведения, внешкольных учреждений.

Среда, в которой вращается ученик, может быть благоприятной и неблагоприятно. Если она неблагоприятна для всестороннего развития учащегося, он тратит значительные силы либо на приспособление к ней, либо на борьбу. При наличии благоприятной среды наиболее полно развивается индивидуальность, творческие способности учащегося.

Для учащегося ученический коллектив является базой накопление социального опыта, как известно осуществляется, прежде всего, в семье, под воздействием массовых средств коммуникации, во взаимодействии с окружающей действительностью, в общении со сверстниками, педагогами. Однако весь этот опыт в какой-то мере ограничен. Он не может служить простой базой устойчивого общественного поведения.

Для накопления широкого социального опыта учащийся должен не только усвоить, а как бы присвоить многогранный опыт социального поведения, сделать его собственным, с тем, чтобы выработать определенное поведение не только в заранее предусмотренных ситуациях, но и в непредвиденных обстоятельствах.

Ученический коллектив является могущественным средством, стимулирующим, активизирующим деятельность ученика.

Все виды деятельности учащихся должны носить коллективный характер. Игровая, трудовая, учебная и др. виды деятельности должны быть  организованы так, чтобы всегда и во всем формировать коллективистические причины, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи, воспитывать умение, когда это необходимо, свое личное подчинять коллективу.

Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание ребят в ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки и проведения сборов, вечеров. Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность учащихся, способствует формированию коллектива, сближает между собой учащихся, учат их чувствовать боль и радость другого.

Как правило учащиеся приходят к нам из разных школ, районов, и даже областей. Чтобы ученические коллективы созданных учебных групп в короткий срок стали работоспособными, педагогами и, прежде всего мастером п/о приходится проводить большую организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей учащихся, помня совет К.Д.Ушинского;  «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».

Первым источником сведений об учащихся служит его небольшое дело- анкета, справки о составе семьи и медицинская. Изучая личные дела, мастер имеет возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую. Очередь необходимо уделить внимание, найти из числа учащихся наиболее способных и активных.

Важное событие для мастера- первая беседа с группой. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение учащегося, желание его учиться во многом зависит от первого впечатления об училище, его лучших выпускниках, традициях коллектива, поставить перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию; отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений; борьба за честь своего коллектива.

Первые уроки с учащимися старших курсов также следует начинать с таких же направляющих и предупреждающих бесед, групповых и родительских собраний.

При первой встрече с навыками можно предложить им заполнить специальную анкету, в которой кроме обычных анкетных сеть таких вопросов, как любимое занятие, увлечение семьи, служебный телефон родителей. Важная степень в изучении учебной группы- первые родительские собрания, на этих собраниях мастер узнает от родителей об особенностях их детей.

Как правило, перед началом учебного года в мастерских и учебных корпусах проводится большая работа по поведению общего порядка, к ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует привлекать, прежде всего, учащихся нового набора.

Загородная прогулка- лучший способ знакомства с группой. В такой прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об учащемся больше, чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка помогает учащимся проявить свои таланты. В походе проверяется и физическая закалка учащихся, спортивные и художественные способности. В результате проведения перечисленных мероприятий у мастера складывается определенное предварительное выполнение об учащемся. После этого можно пометить план индивидуальной работы с каждым учащимся, группой в целом, приступить к формированию ученического коллектива и актива группы.

Хорошим средством формирования ученического коллектива является внеклассная работа. В официальной обстановке учащийся порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках. Занимаясь внеклассной работой, мастер, несомненно, привлекает ребят к себе, завоевывает их уважение, а это влияет на отношение учащихся будущей профессии.

Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных нарушений, когда каждый учащийся группы имеет поручение. Общественное поручение можно подбирать учащемуся в зависимости от его характера и организованных способностей. Важное место в учебной группе должна иметь спортивная работа.

Физическая культура и спорт необходимые для всестороннего воспитания молодого человека, хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в учебной группе непременно скажется на спортивных успехах всего училища и подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей стать  сильной, ловкой, смелой и волевой.

Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого- педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств, мастер во многом решает вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уровнем, коллективистскими общественными отношениями.

К.Д.Успенский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшие всегда будет зависит от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником:  влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить их учебником, их системой показаний и поощрений».

В общении с учащимися мастер вырабатывает свой педагогический такт, сущность которого состоит в установлении отношений, способствующих развитию личности воспитанника и проводящих в движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из самых трудных задач педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива"

Данная презентация является дополнением к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива".  При составлении презентации были использованы фотографии учащих...

Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива

В статье обобщён опыт работы мастера производственного обучения по управлению воспитательным процессом в группе....

«Методы и формы работы направленные на формирование ученического коллектива».

доклад "Методы и формы, направленные на формирование ученического коллектива"...

Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.

Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...

Планы работы куратора группы

План воспитательной работы куратора на 2019-2020 гг....