«Методы и формы работы направленные на формирование ученического коллектива».
статья (7 класс) на тему

доклад "Методы и формы, направленные на формирование ученического коллектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Методы и формы работы направленные на формирование ученического коллектива в 7 классе».

(доклад, на методическое объединение классных руководителей)

C:\Users\Татьяна\Pictures\2013-01-06 рабочий стол фото\рабочий стол фото 136.JPG

                                                                       Составила кл. руководитель класса:

                                       Т.В. Григорьева

                                                               

2014 год

«Методы и формы работы, направленные на формирование ученического коллектива в 7 классе».

С самого первого дня работы основной целью классного руководителя и воспитателя, является формирование ученического коллектива и последовательная подготовительная работа к переходу коллектива к самоуправлению. В соответствии с этапами развития ученического коллектива перед классным руководителем ставятся разные задачи. 

Задача классного руководителя на первом этапе – помочь детям успешно и быстро адаптироваться к новым условиям учебной и внеучебной деятельности при переходе из средней школы в коррекционную .

Задачи:

  1. Изучение личности учащихся, их склонностей, интересов для создания соответствующих условий для саморазвития и самореализации. 
  2. Создание доброжелательной атмосферы в коллективе как условия нравственного развития учащихся. 
  3. Помощь в личностном развитии учащихся через коллективное творчество. 
  4. Обеспечить каждому ученику ситуацию успеха. 
  5. Развитие и поощрение ученической инициативы, повышение активности и ответственности учащихся . 
  6. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности. 
  7. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе. 
  8. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни. 
  9. Взаимодействие с семьей. 

Формируя ученический коллектив использую следующие методы и формы работы, такие как:

( формы индивидуальные и групповые)

Методы:

- словесный;

- словесно-наглядный;

- примера

- поощрения и наказания

- метод переубеждения -- воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков

- метод переучивания -- чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, со стороны воспитателя и коллектива требуется предварительная организаторская работа.

-  метод переключения -- занятие подростка трудом, учебой, новой общественной деятельностью

 Формирования коллектива   проходит через

«Учебную деятельность» - контроль за успеваемостью, качественное выполнение домашнего задания

«Патриотическое воспитание» -  классные часы, воспитательные занятия

«Труд и творчество» -  самообслуживание, выполнение обязанностей, поручений, оказание помощи одноклассникам. 

«Здоровье и спорт»-  Организуются совместные походы на природу с костром. Лыжная прогулка в Кушеват, катание на коньках, участие в спортивных мероприятиях. Проведение «дня здоровья»

«Досуг» - посещение церкви, сельской библиотеки,проведения праздников совместных, дней рождений. 

Ученический коллектив создастся в процессе общей деятельности, общего труда. Планируя работу коллектива, учителю приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы. Деятельность увлекает школьников и сплачивает их, если учителю удалось вовлечь в нее всех школьников. Учебный труд как вид деятельности детей может оказать при правильной его организации благотворное влияние на сплочение коллектива. Но наряду с учебой необходимо вовлечь детей в другие виды деятельности и добиться прочных коллективных связей между учащимися.

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Эффективное управление коллективом возможно при условии глубокой теоретической вооруженности воспитателей  классных руководителей, в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности. Учитель при всех обстоятельствах выступает в качестве организатора детского коллектива. Учитель  играет особую роль  в формировании взаимоотношений между учащимися в коллективе. Его отношение к детям, к их родителям, к своим коллегам в значительной степени определяет характер отношений детей друг к другу. 

Влияние на взаимоотношения детей в коллективе немыслимо без глубокого и постоянного изучения характера отношений, их динамики. Не менее важным условием такого влияния следует считать искренность в отношениях с детьми, заинтересованность в их судьбах, стремление помочь им стать лучше.
Успех учителей в руководстве школьными коллективами во многом зависит и от овладения учителями конкретными приемами руководства коллективами, постоянное их совершенствование.

Список литературы:

1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство "Школьные технологии"; 2008. – 176 с.

2.  Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000.- С. 45,67-69, 111-114.

3. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1, 2./М.: Центр «Педагогический поиск», 2002./160 с.

Приложение № 1

Методики исследования:

1.   Изучение групповой сплоченности

Назначение теста

Определить степень и характер ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива.

Инструкция к тесту

Каждый исследуемый выбирает из предложенного списка 5 наиболее важных с его точки зрения качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.

Тестовый материал

Вычисляется коэффициент С, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся

С = 1,4 n – N / 6 N, где

· N – число участников эксперимента;

· n – сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов.

Если С >= 0,5 (т. е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллективизма.

Если С находится в пределах от 0,3 до 0,5, то класс, группа расцениваются как промежуточные по уровню развития.

Если С =< 0,3, то данная группа недостаточно развита как коллектив.

1. Дисциплинированность

2. Эрудированность

3. Сознание общественного долга

4. Сообразительность

5. Начитанность

6. Трудолюбие

7. Идейная убежденность

8. Умение контролировать работу

9. Моральная воспитанность

10.   Самокритичность

11.   Отзывчивость

12.   Общественная активность

13.   Умение работать с книгой

14.   Любознательность

15.   Умение планировать работу

16.   Целеустремленность

17.   Коллективизм

18.   Прилежание

19.   Требовательность к себе

20.   Критичность

21.   Духовное богатство

22.   Умение объяснить задачу

23.   Честность

24.   Инициативность

25.   Внимательность

26.   Чувство ответственности

27.   Принципиальность

28.   Самостоятельность

29.   Общительность

30.   Рассудительность

31.   Скромность

32.   Осведомленность

33.   Справедливость

34.   Оригинальность

35.   Уверенность в себе

Ключ к тесту

· Отношение к учебе (1, 16, 25, 18, 6).

· Общий стиль поведения и деятельности (12, 3, 27, 7, 9).

· Качества, характеризующие знания (5, 32, 14, 2, 21)

· Качества ума (34, 4, 24, 30, 20)

· Качества, характеризующие учебно-организационные умения (8, 15, 22, 13, 26)

· Отношение к товарищам (29, 23, 33, 28, 35, 19)

· Отношение к себе (10, 31, 28, 35, 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива"

Данная презентация является дополнением к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива".  При составлении презентации были использованы фотографии учащих...

Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива

В статье обобщён опыт работы мастера производственного обучения по управлению воспитательным процессом в группе....

Формы методической работы, направленные на формирование аналитической компетентности педагогов

Дается описание  практического семинара с анализом и самоанализом урока....

Технология работы куратора группы по формированию ученического коллектива

Мастер п/о должен всегда быть безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер,  должен быть, напротив, су...

Рекомендации для педагогов, направленные на сплочение ученического коллектива

Материал содержит основные направления работы классного руководителя по сплочению детского коллектива....

Рекомендации для педагогов, направленные на сплочение ученического коллектива

В данном материале представлены основные направления  деятельности классного руководителя по сплочению детского коллектива....