Рекомендации для педагогов, направленные на сплочение ученического коллектива
методическая разработка

Проскурякова Татьяна Юрьевна

В данном материале представлены основные направления  деятельности классного руководителя по сплочению детского коллектива. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов,

направленные на сплочение ученического коллектива.

Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы – означает «чувствовать свою важность и значимость». Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности – осознанию себя полноценной личностью».

Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, мы предлагаем следующие рекомендации:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

  • Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:
  • Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?
  • Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
  • Какие традиции есть в нашем классе?
  • Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.
  • Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?
  • Ввести традицию обратной связи. В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу.
  • Создать «ящик пожеланий».
  • Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.
  • Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир».
  • Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.
  • Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.  

2. Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми.

  • Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.
  • Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
  • Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Работа в группах. На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

4. Распределение между учащимися поручений.

Для этого ученики на доске пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.

  • дежурные по классу, по школе, по этажу;
  • медицинская служба класса – фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят;
  • библиотечная служба класса – помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательских интересов класса;
  • хозяйственная служба класса; служба озеленения и т.п.;

От классного руководителя требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Классные руководители должны помочь поддерживать инициативу детей. Самое главное – классный руководитель должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно  пятиклассников,  в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною...

«Методы и формы работы направленные на формирование ученического коллектива».

доклад "Методы и формы, направленные на формирование ученического коллектива"...

Формирование и сплочение ученического коллектива

Обобщение опыта работы с классом...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования – руководителей танцевальных коллективов

Пособие   может быть   полезным для преподавателей ритмики и   музыкальных руководителей  дошкольных учреждений, хореографов студий народного танца и кружков детской...

Классное мероприятие на сплочение ученического коллектива.

Часто бывает, что коллектив в классе недружный или даже есть открытые конфликтные ситуации. Такой классный час поможет найти нити решения проблемы. В прикреплённом документе представлен отчёт о провед...

Рекомендации для педагогов, направленные на сплочение ученического коллектива

Материал содержит основные направления работы классного руководителя по сплочению детского коллектива....

«Мы вместе!» (Занятие, направленное на сплочение классного коллектива-10 класс)

Цель: знакомство, создание эмоционально благоприятной обстановки в классе.Материалы: бэйджики, листы и ручки  для  упражнения «Интервью», веревка.1.Вступительная часть ...