Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива
материал (5 класс) на тему

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно  пятиклассников,  в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною на практике. Предлагается также презентация.  Данный опыт работы был представлен на городском обучающем семинаре классных руководителей, который проходил на базе нашей школы 3.05.12

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

      Наша главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он для меня яркая, индивидуальная школьная личность, здесь, в школе, его место для самовыражения и самореализации.

      В прошлом учебном году я  выпустила 11 класс, который вела с 5 класса. А в этом учебном году вновь у меня классное руководство в 5 « А» классе. И первыми вопросами  для меня были следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». Для меня они были совершенно чужие дети.

       Вот и встал первый вопрос: « Как мне лично переступить тот порог, который отделял 11-й и 5-й классы? Как мне перестроиться? Как мне воспитывать сегодня, позабыв на время «вчерашние» навыки и опыт работы со взрослыми молодыми людьми».

       Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего  я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный « кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.

       Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

       Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:

1.Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2.Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

3.Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

        Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.

В самом начале работы с детьми, когда 5-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам учителя нач. школы и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, т.к. влились ещё ребята из других 4-х классов и другой школы. Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.

         Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.

          В первые дни все ребята получили общественные поручения.

          Для сплочения коллектива в первый месяц учебного года  был проведён кл.ч. «Давайте познакомимся». Они  рассказывали о себе, я рассказала о себе, проводили игры.

Цикл бесед был посвящен теме: « Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу.

          Такие игры, как: « Вот я какой», « Что я люблю делать?», « Все мы чем-то похожи», « Представление имени», и мн. др.

          Ребята участвовали в конкурсе сочинений: « Я и мой класс».

          Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей.

          Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски  помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.

         Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть мир прекрасного, развивать  эстетические чувства. Каждое произведение — это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.

           Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.

           У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти пятиклашки будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета.

           В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой».

           Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

Игра на сплочение детского коллектива «Печатная машинка»

Описание игры: каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита. Ведущий предлагает всем представить, что они – клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его напечатать, должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и, наконец, тот, у кого буква «М». Чем быстрее они справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает ребятам все более длинные и сложные слова и фразы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя по формированию самоуправления в ученическом коллективе.

В чем состоит суть самоуправления ученического коллектива? Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса....

Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления

Статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем....

Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления

Статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем....

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Формирование и сплочение ученического коллектива

Обобщение опыта работы с классом...