Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления
статья по теме

Собещикова Светлана  Михайловна

Статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления

Собещикова С.М., учитель математики

МБОУ «СОШ № 19»

 e-mail:sobe-svetlana@yandex.ru

Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело.  Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты.

Самоуправление обеспечивает развитие в коллективе сложной структуры отношений зависимости и подчинения, богатство ролей и функций каждому воспитаннику, непосредственное участие их в управлении жизнью и деятельностью коллектива, требует от членов коллектива высокого уровня самосознания и саморегуляции своих действий.

Без преувеличения можно сказать, что успех воспитательной работы в школе в целом невозможен без успехов в классных коллективах учащихся. Однако детям без помощи педагогов не под силу так организовать свою жизнь в классе, чтобы она развивала и шлифовала их лучшие гражданские качества. Главные нити всех самоуправленческих процессов в классе должны находиться в руках умелого руководителя. При этом он не диктатор, законодатель, а главный помощник и консультант, обладающий необходимым опытом и знаниями, которых недостает детям.

         Самоуправление – это не самоцель, а способ организации детской жизни, когда каждый занимает активную позицию, планирует и действует самостоятельно, испытывает чувство ответственности за правильное решение возникающих в жизни проблем. Это целостная организация жизни и деятельности школьного коллектива, которая проходит в  своем развитии ряд последовательных этапов и является результатом кропотливой работы руководителя.

Какие функции  выполняет ученическое самоуправление:

  • обеспечивает создание работоспособных органов воспитательного коллектива;
  • стимулирует общественную активность школьников;
  • развивает товарищеские взаимоотношения в коллективе;
  • приобщает ученический коллектив и каждого школьника  к  организации своей жизни и деятельности;
  • способствует саморазвитию, самовоспитанию и самореализации учащихся.

Этапы становления ученического самоуправления.

    1 этап: Мечтатели (5-6 классы). Динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от классного руководителя. Учитель назначает ответственных лиц. Позиция классного руководителя – он личным примером формирует у учащихся знания, умения и навыки самоуправленческой деятельности, воспитывает уважение к себе, уважительного отношения к членам коллектива, желание и потребность помочь классному руководителю. Одновременно в процессе коллективных дел идет подготовка учащихся к самоконтролю и к самоанализу. Это в дальнейшем открывает возможность передачи функции управления отдельными делами от классного руководителя к учащимся.

На данном этапе в своей работе, как классного руководителя, я уделяю сплочению коллектива класса. Поскольку «люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».

Для сплочения класса  я применяю игры, тренинги, которые учат умению общаться, чувствовать друг друга, доверять друг другу. Например, игра – разминка «Карандаши»: от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо.

Прошу  организовать пары и расположиться  друг напротив друга и попытаться удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Необходимо, не выпуская карандаши, двигать руками вверх- вниз, вперед – назад. Затем встаем  в свободный круг, карандаши зажимаем между подушечками указательных пальцев соседей. И стараемся  выполнить задание:

  • Поднять  руки, опустить, вернуться в исходное положение;
  • Вытянуть руки вперед, отвести назад;
  • Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;
  • Наклониться  вперед, назад, выпрямиться. Присесть, встать.

2 этап: Исполнители (7-9 классы). Заинтересованность учащихся в делах коллектива, стабильность деятельности ученического актива и постоянное расширение его прав и обязанностей. Инициатива самоуправленческой деятельности исходит не только от классного руководителя, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности полностью возглавляются учащимся. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Задача классного руководителя – развить у учащихся потребность в самоорганизации, самодеятельности, самооценке и самоанализе. На данном этапе можно применить  упражнение «Самолетик»:

делимся на пары, беремся за руки, таким образом, чтобы у одного была свободна  левая рука, а у другого - правая. Прошу сложить самолетик, не переговариваясь друг с другом. Можно общаться мимикой, взглядами. Данное упражнение направлено на то, чтобы участники умели  координировать совместные действия, устанавливать  контакт  с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом.

3этап: Созидатели (10-11 классы). Происходит коллективное планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. Деятельность классного руководителя – сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач. Главная позиция воспитанников – организаторская. Основой ученического самоуправления является общественное мнение, как метод педагогического стимулирования, который побуждает на общественно - полезную, творческую, активную деятельность.

На данном этапе можно применить упражнение «На пальцах»: доброволец ложится спиной на парту, вокруг него встают 8-10 человек, которые подкладывают под его тело указательные пальцы своих рук. По команде  они поднимают руки до уровня плеч, и доброволец оказывается в воздухе, лежа на пальцах своих одноклассников.

Данное упражнение способствует повышению уровня взаимного доверия участников и ярко демонстрирует, как внешне трудно выполнимая задача легко выполняется с минимумом усилий, достаточно лишь четко скоординировать усилия многих людей.

В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязывать своё мнение.

В управлении школой должны участвовать учителя, ученики и родители. И если ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни.

Таким образом, решающая роль должна принадлежать взрослым, пожалуй, в одном: в систематической и последовательной подготовке детей к участию в самоуправлении. Целенаправленная работа классных руководителей с классным коллективом поможет вывести коллектив школы на высокий уровень организации самоуправления, выступая в роли организаторов в своем коллективе, у учащихся сформируются профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам.

Литература

1. Классному руководителю о самоуправлении в классе: методические рекомендации /Авт.-сост. М.А. Александрова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2005

2. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. – М,: АРКТИ, 2005

3.Скребцова Т.П., Гревцева Г.Я. Модель школьного самоуправления. Научно-методическое пособие–Челябинск: Издательство «Образование», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании классного самоуправления

Данная статья содержит анализ моей воспитательной работы с классом, связанной с проблемами формирования ученического самоуправления. Мои пробы, успехи и непрерывная работа в поисках ответа на вопрос: ...

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно  пятиклассников,  в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною...

Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления

Статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем....

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Выступление перед классными руководителями по теме: "Взаимодействие классного руководителя с органами ученического самоуправления"

Связь между классным руководителем и органами местного самоуправлеия очень тесная. Классный руководитель должен вдохновлять детей, помогать найти применение их способностям и талантам. В данном выступ...