Роль классного руководителя в формировании классного самоуправления
статья (8 класс) по теме

Аттар Лариса Борисовна

Данная статья содержит анализ моей воспитательной работы с классом, связанной с проблемами формирования ученического самоуправления. Мои пробы, успехи и непрерывная работа в поисках ответа на вопрос: "Ученическое самоуправление - это реально сейчас или ...???"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_klassnogo_rukovoditelya.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в организации ученического самоуправления.

(Из опыта работы Аттар Л.Б.,учителя математики ГБОУ школы № 588 Колпинского района Санкт-Петрбурга).

Размышляя о проблемах  самоуправления в классе,  мне вспомнились слова А.С. Макаренко: «Я все свои 16 лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности».

 Если А.С. Макаренко, такой выдающийся знаток и умелец  относил организацию самоуправления к разряду трудно разрешимых проблем в своей педагогической практике, то что уж можно сказать мне, классному руководителю с 25-летним стажем, об очевидных  затруднениях и своих усилиях, направленных на обеспечение развития самоуправленческих начал в ученическом коллективе.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

 Поэтому, одной из самых главных для себя, ребят и родителей я всегда определяю задачу – организация самоуправления в классе. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. И если говорить в целом, то самоуправление – это демократичный способ организации коллективной  (общественной) жизни.

Основная цель классного самоуправления - воспитание личности с яркими организаторскими качествами, способного принимать решения, ответственного и дисциплинированного, готового самостоятельно сделать выбор, обладающего активной жизненной позицией путем использования интеллектуального и физического потенциала   учащихся в решении практических и хозяйственных проблем школы.

За весь период своей педагогической деятельности я перепробовала различные методики по организации самоуправления в классе. Это и воспитательная система школы «развития идей коллектива» Федора Федоровича Брюховецкого, последователя  А.С.Макаренко и методику коммунарского движения И.П. Ивановой, погружаясь в нее еще в студенческие времена, а затем перенеся ее в школу. Принципы управления – микроколлективы, бригады, создаваемые по дружбе, интересам. Еще одним из принципов коммунарской методики, является чередование творческих поручений. Коллективные творческие дела (КТД) – главное воспитательное сродство коммунарской методики. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. В каждом КТД  решается множество педагогических задач, происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Элементы этой методики я использую и по настоящее время.

Какой-то период своей работы я бредила идеями Анатолия Николаевича Лутошкина о развитии организаторских и личностных качеств подростка и его стадиями развития коллектива «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк» и «Алый парус».

Мне посчастливилось работать еще в те эпохальные времена когда еще существовали и октябрята и пионеры и комсомольцы и  идеи и принципы… Время неузнаваемо изменило общество, которое в свою очередь, предъявляет новые требования к учреждениям образования и нам классным руководителям.

         А сейчас в современном изменившемся мире в современной школе все гораздо сложнее и проблематичнее.

На сегодняшний день я 25 лет работаю классным руководителем и в моем любимом 8 «А» классе 25 учеников с разными характерами.

Мое знакомство с ребятами произошло еще при посещении уроков и мероприятий в начальной школе, а представление им меня как будущего классного руководителя  на выпускном вечере в начальной школе. Это очень важно, как для ребят, так и для их родителей. Я  в свою очередь, получила от учителя начальных классов очень подробную характеристику на каждого ученика, что позволило мне за лето продумать систему воспитательной работы с классом и сохранить преемственность в воспитании. Мною была использована программа Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности», которая включает 7 этапов:

5 класс - познай себя;

6 класс - сделай себя сам;

7 класс – научи себя учиться;

8 класс - утверждай себя;

9 класс – найди себя;

10 класс – управляй собой;

11 класс – реализуй себя;

Первое, что я сделала:

В 5 классе, чтобы узнать детей получше, было проведено несколько тестирований:

  1. Первичная социально-педагогическая диагностика;
  2. Адаптация пятиклассника;
  3. Я - пятиклассник;

С классом тесно работали специалисты психолого-педагогического центра, т.к. были выявлены случаи агрессивного поведения некоторых учеников. Были проведены индивидуальные беседы с родителями, консультации, семинары, выступления на родительских собраниях . Коррекционную работу с отдельными учащимися и классным коллективом помогал и помогает вести социальный педагог. Всю свою деятельность я построила на тесном контакте с родителями класса, на родительских собраниях проводила лекторий, круглый стол. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, но мне повезло: в классе оказалась группа родителей-единомышленников. Они вместе с ребятами посещали психологические тренинги, выезжали в театр, походы, экскурсии. В первый наш поход выехало 15 родителей! В классе оказалось много гиперактивных детей и как результат периодические физические разборки. Результатом одной из таких разборок, на которую пришли мальчики с папами и стало создание Совета пап, которые в течении 2 лет курировали мальчиков, проводили разговор по душам, организовывали футбольные игры, трудовые субботники. Толерантность - стала одним из основных направлений в моей воспитательной работы. Постепенно проблема была решена. Ну а в 8 классе ПАПЫ встречаются с мальчиками  только в трудовых делах.

Второе:

Провела работу по организации актива класса. Анализ анкет очень помог. Была сформирована модель самоуправления и у нас появился МЭР, Комитеты. Никто не остался без портфеля. Председатели Комитетов периодически отчитывались на совещаниях о проделанной работе.  Родители тоже подключились к работе некоторых Комитетов (образования, спорта, печати, культуры здравоохранения).

Традиционными стали вечера именинников, праздничные мероприятия.

Для сплочения классного коллектива в Контакте была создана группа класса «Смайлики».

Значительная часть класса занимаются спортом, в художественной школе, в музыкальной школе. У нас есть и конькобежцы, и пловцы, и прыгуны в воду, и хоккеисты, и футболисты, и волейболисты, и стрелки, и борцы, и гимнасты. Есть чемпионы Европы, победители.

7 класс был посвящен патриотическому воспитанию: экскурсии по блокадным местам, поездка по Дороге жизни, Пискаревский мемориальный комплекс, музей блокады. Неоднократные встречи с ветеранами Вов, музыкальные композиции, постановки, презентации. И всегда высокий уровень  и тщательная подготовка. В этом году мы работаем над созданием электронной газеты «А надо  ли, чтобы помнили…», которую планируем выпустить к 9 мая.

Комитет детства ежегодно проводят мероприятия в подшефном. уже 4 классе, проводят уроки в дни самоуправления, уроки занимательной математики в Дни знаний по математике. Комитет печати выпускает газеты.  Я не хочу, чтоб у вас сложилось впечатление, что все так чудно и гладко. Проблемы есть, как и у всех. Пожалуй комитет по образованию возглавляю я, ох уж эта учеба и все проблемы с ней связанные.
Мероприятия 8 класса приближены к этапу самоопределения, запланированы и осуществляются учебные экскурсии.

Немаловажную роль в становлении классного коллектива имеет участие в общешкольных и районных делах. Мы принимаем участие во всех школьных праздниках, неделях конкурсах. Вот уже 4 года мы являемся активными участниками и призерами районного конкурса «Люби. Живи. Твори» ( 2 и 3 места). О нашем классе есть статьи в районных газетах.

За весь период работы с классом мы сохранили структуру организации самоуправления в классе, только мэр  перебазировался в президента.  И вот сейчас в 8 классе мы находимся на этапе Самоутверждения. Проделанная работа дала свои положительные результаты. Предвыборная и выборная компании прошли в горячих схватках и со страстями. Ребята сами организуются для проведения школьных и классных мероприятий, преподносят мне сюрпризы.

В этом году они очень активно участвуют в олимпиадах, конкурсах. Заняли 1 место в городском конкурсе по технологии, вышли  на Российский уровень, вышли в  городской тур конкурса по истории СПб.  Очень важен благоприятный психологический климат в коллективе. Очень важно, чтобы каждое проводимое мероприятие носило воспитательный характер. Если хочешь получить результат – не халтурь! Каждый ребенок должен найти место в классном коллективе.

Был осуществлен проект «Я и моя семья», результатом которого явился выпуск семейного альбома класса. Мы все понимаем, что без личного примера невозможно решить ни одной проблемы. Ребята всегда знают, что в любое время могут получить от меня как совет, так и «втык», знают, что от меня ничего не ускользнет, мы стараемся доверять друг другу и работать на доверии. Все должно быть основано на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. Я стараюсь в своей работе следовать заповедям:

  1. Любить детей!
  2. Не врать!
  3. Постоянно искать в ребенке богатство его души!
  4. Научить детей думать и любить!
  5. Дарить себя детям!
  6. Знать к чему стремиться!

Именно в этом я черпаю силы и энтузиазм для нашей непростой, но очень нужной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

              Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...

Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления

Статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем....

Роль классного руководителя в формировании ученического самоуправления

Статья посвящена вопросу формирования ученического самоуправления классным руководителем....

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Доклад на тему "Роль  классного руководителя в  становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...