Работа классного руководителя по формированию самоуправления в ученическом коллективе.
статья на тему

Мухамедова Наталия Анатольевна

В чем состоит суть самоуправления ученического коллектива? Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samoupravleniya_klassa.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по формированию самоуправления в ученическом коллективе.

Самоуправление- один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Настоящее самоуправление предполагает , что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Цель педагогов: формировать устойчивый мотив группового действия, осуществляя поддержку ученического самоуправления, что позволит включать учащихся в социально значимую деятельность. Промежуточным результатом выполнения этой цели должно стать достижение соответствующего уровня развития детского коллектива

Сам процесс развития самоуправления  можно разделить на следующие этапы:

1-й подготовительный этап. На этом этапе в 5 классе мною была проведена диагностика ученического коллектива. Я наблюдала за детским коллективом, проводила их анкетирование. В результате выявила ряд трудностей:

1.Низкий уровень мотивации учащихся в развитии процесса ученического самоуправления.

2. Необъективность учащихся в оценке своих качеств.

Кроме этого, наблюдение позволило мне выявить лидерский состав учащихся. Состав лидеров на 1 этапе был не более 2-х учащихся

На этом этапе – основная роль принадлежит классному руководителю (выборы актива класса, подготовка и проведение мероприятий) Дети только посильно участвовали  в мероприятиях, не проявляя инициативы.

Следующий этап – становление.

 На этом этапе –моя  основная задача – повышение мотивации учащихся, задача преодолеть у части школьников установки на пассивность и безответственность, формирование у них осознания необходимости участия  в организации деятельности, уверенности в том , что от их действий зависит успешность коллектива. На этом этапе оформилась структура органов  ученического самоуправления на добровольной основе. Ребята сами проявляли инициативу, кто чем хочет заниматься.

 Учебный сектор – это контроль  за ведением дневников, это помощники классного руководителя, это организаторы тематических классных часов. Так дети сами предложили провести классные часы по борьбе с курением, наркотиками.

Группа взаимопомощи в классе тоже есть, есть в классе ребята, которые могут оказать помощь другим учащимся (что задано, как выполнить то или иное задание). Но, к сожалению, в этом вопросе я не нашла взаимопонимания со стороны некоторых родителей, которым не нравится, что их детей отвлекают.

Культурно- массовый сектор – это постоянные участники всех классных часов и КТД, это дети с хорошей памятью и чувством ответственности. При подготовке мероприятий ребята сами ищут материал в Интернете, готовят презентации. Потом вместе мы выбираем лучшее. При подготовке новогоднего КТД девочки сами готовили костюмы, оставаясь после уроков. При подготовке мероприятия, посвященного 8 марта – сами писали свое представление в стихотворной форме и заняли первые места. Для КТД о выпускниках – готовили самостоятельно презентации.

Хозяйственно- трудовой сектор . Ответственные за эту работу делят класс на группы, ведут журналы учета, принимают работу и сами в ней активно участвуют.

Спортивный сектор тоже есть, работает хорошо. Когда у нас проходят спортивные мероприятия, ребята самостоятельно формируют команду, готовят девиз, речевку, символику.

Сектор печати. Есть в классе учащиеся, которые хорошо рисуют. Мы выпускаем газеты, участвуем почти во всех мероприятиях, проводимых в школе.

Следующий этап направлен на формирование у детей положительного отношения к участию в работе органов самоуправления. А положительное отношение формируется , когда дети вместе учатся, работают, отдыхают.

За этим этапом следует другой  этап- когда учащиеся уже самостоятельно определяют цели деятельности и пути их достижения.

Достижение этого этапа- основная моя задача, как классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно  пятиклассников,  в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною...

О работе классного руководителя по развитию самоуправления

Что же это за работа – классное руководство? Почему с ним так трудно справляются молодые учителя? Да и мне с моим педагогическим стажем быть классным руководителем нелегко. За  30 лет работы, я, ...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...

Опыт работы классного руководителя по профилактике конфликтов в детском коллективе

Чтобы не было конфликтов в классе, самым действенным я считаю сплочение классного коллектива. Ведь от того, насколько дружен класс, зависит психологическое состояние каждого обучающегося. От степени с...