Опыт работы классного руководителя по профилактике конфликтов в детском коллективе
материал

Митина Майя Сапарбаевна

Чтобы не было конфликтов в классе, самым действенным я считаю сплочение классного коллектива. Ведь от того, насколько дружен класс, зависит психологическое состояние каждого обучающегося. От степени сплоченности ребят зависит и степень усвоения учебного материала, и эффективность работы учителя с классом, и формирование личности обучающихся, и отсутствие конфликтных ситуаций. Сплочение классного коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа, которая не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл описание опыта работы43.53 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы классного руководителя по профилактике конфликтов в детском коллективе

        Слайд 1

Каждому из нас хочется, чтобы наши обучающиеся были здоровыми и счастливыми, сплоченными и дружными, чтобы они умели радоваться успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

        Однако, не всегда так получается. Иногда при неумении бороться с трудностями возникают конфликты. Поэтому классному руководителю нужно построить отношения между детьми так, чтобы они сами, по возможности, не создавали конфликтных ситуаций и научились «уходить» от конфликтов.

Слайд 2

Чтобы не было конфликтов в классе, самым действенным я считаю сплочение классного коллектива. Ведь от того, насколько дружен класс, зависит психологическое состояние каждого обучающегося. От степени сплоченности ребят зависит и степень усвоения учебного материала, и эффективность работы учителя с классом, и формирование личности обучающихся, и отсутствие конфликтных ситуаций.

Слайд 3

Сплочение классного коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа, которая не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Я поставила перед собой задачи:

  • проводить с ребятами коллективно – творческие дела, вовлекая в творческий процесс как можно больше детей,
  • проводить упражнения, способствующие профилактике и разрешению конфликтов,
  • тренинги, игры, обучающие ребят бесконфликтному общению,
  • посещать экскурсии, ходить в походы,
  • участвовать во всех школьных мероприятиях.

Слайд 4

Свою деятельность по формированию и сплочению классного коллектива я условно разбиваю на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

  1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
  2. Организация классного самоуправления и внеклассных мероприятий, создание классных традиций.
  3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Слайд 5

Считаю, что на первой стадии формирования и сплочения классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка. Ведь каждый ребенок – это глиняный сосуд, хрупкий, но уже имеющий форму. 

Слайд 6

Поэтому, достигая сплоченности и единства взглядов, моя задача – сохранение уникальности каждого ученика. Прежде всего, я стараюсь определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый, сплоченный класс. Для этого я анализирую документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику), беседую с учителями начальной школы, провожу анкетирование, чтобы узнать интересы и предпочтения, определить ожидаемый результат нашего сотрудничества. Следует отметить, что период адаптации характерен не только для обучающихся, но и для классного руководителя. Каждый раз, с новым классом, для меня начинается период исканий: кто они, какие они, что им интересно и важно и т.д. 

Слайд 7

Второе, что я делаю на пути по сплочению классного коллектива, - это, учитывая результаты анкет, провожу работу по организации классного самоуправления, в основу которого был положен выбор ребят.

Слайд 8

Надо отметить, что от общественных поручений никто не отказывается. Наоборот, очень даже высокую активность проявляют.

Слайд 9

Но не всегда и не всё получается у ребят, но, тем не менее, классное самоуправление, пройдя стадию становления, начинает функционировать лучше.

Слайд 10

Совместно мы оформляем классный уголок, т.е. вторым моментом создания и сплочения коллектива становится работа, которая приводит ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята самостоятельно обновляют информацию в классном уголке с учетом своих интересов. 

Слайд 11

Для сплочения коллектива и развития позитивного отношения друг к другу провожу:

  • беседы «Класс глазами каждого»,  «Знаем ли мы друг друга?», «Мы – единый коллектив»;
  • классные часы «Давайте поговорим о роли каждого в жизни класса», «Мы разные, но вместе мы едины», «Школа для всех»;
  • квест «Тропа доверия»;
  • игры по формированию навыков взаимодействия в классе  «Умею ли я дружить?», «Узнай меня поближе»; 
  • тренинги «В мире с собой и другими», «Доверие».

Эта же тема продолжается в сочинениях: «Я хочу рассказать о своём друге»,  «Для меня мой класс – это…».

Слайд 12

У каждого классного коллектива должны быть свои традиции. В этом году ребята предложили начать оформлять альбом «Летопись классных дел», который будет заполняться фотографиями, отзывами и забавными комментариями. Мы распределили поручения: кто собирает фотоматериал, кто выступает в роли корреспондентов, кто редактирует написанное, кто заполняет альбом, кто занимается компьютерной вёрсткой материала. У каждого из ребят к окончанию школы останется электронная версия этого альбома. И это общее дело тоже станет ниточкой сплочения.

Слайд 13

Сплочению класса способствует также и коллективный труд детей. На День Матери все ученики подготовили своим мамам сюрпризы, записали видеопоздравление и сделали газету. В декабре мы разработали проект по новогоднему дизайну нашего кабинета и воплотили его в жизнь.

Слайд 14

Также ребята проявляют инициативу в подготовке и проведении классных часов. Примерами можно назвать такие классные часы, как  «Лыткарино – мой любимый город», « Я – Ты – Мы», «Мы вместе».

Часто ребята проводят интеллектуально-познавательные игры (КВН, марафоны, конкурсы).

Слайд 15

Совсем недавно мы начали работу над проектом, который посвящен родным и близким, принявшим участие в  Великой Отечественной войне  1941 – 1945 годов. Результатом этого проекта должна стать Книга Памяти, которую мы, естественно, будем оформлять все вместе.

Слайд 16

Универсальное средство для развития крепкого и сплоченного класса – коллективные творческие дела, в которые я стараюсь вовлекать всех детей класса.

Но любое КТД не должно быть однодневным. Работа по подготовке к итоговому результату (спектакль, праздник, выставка, мероприятие) должна вестись планомерно, в течение определенного времени. При совместной работе в рамках этого дела, дети участвуют и  в викторинах, и в различных школьных мероприятиях, ходят в кино, посещают библиотеки, вместе читают и т.д. Таким образом, ученики много времени проводят вместе.

Слайд 17

Я разбиваю класс на группы, стараюсь включить в каждую детей из «разных лагерей». Каждой группе даю какое-либо задание в соответствии с КТД. Обязательно слежу за ходом его выполнения, обучаю ребят, как сообща думать и планировать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата.

Слайд 18

Я использую все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое). Главное, чтобы педагогическое воздействие было «вторично», а подростковая инициатива — «первична». Стараюсь делать так, чтобы ребята были убеждены, что именно они организовали тот или иной конкурс, акцию.

Слайд 19

Очень сближает ребят участие в школьных мероприятиях, таких как концерты для учителей ко Дню учителя и 8 марта, спортивно-правовая игра «Щит и меч», новогодние сказки для начальной школы, военно-спортивная игра «Зарница», фестиваль «По странам и континентам», фестиваль «Ты помни…». И если в средней школе мои дети как правило участники школьных мероприятий, то в старшей школе они – первые помощники и организаторы этих дел.

Слайд 20

В классе есть  «Ящик пожеланий и предложений». В конце каждой недели дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. Пишут свои пожелания, идеи. На основе этого мы планируем дальнейшую работу.

Слайд 21

В планах у нас – организовать шефство над одним из классов начальной школы. Что мы хотим сделать для малышей?

  • Проводить мини-беседы по правилам дорожного движения, об экологии, профилактике вредных привычек и личной гигиене и т. д.;
  • Организовывать экспромт-концерты и агитбригады по определенной тематике (агитбригад отрядов ЮИД и юных пожарников, устные журналы, литературные гостиные);
  • Организовывать викторины и конкурсы, спортивные соревнования.

Слайд 22

На третьей стадии сплочения классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и при этом важно помнить, чтобы каждый ученик класса ощущал себя нужным в общем деле. Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в классе. Для этого провожу беседы и классные часы: «Взаимопонимание в классе», «Как предотвратить конфликт», «Справедливость к одноклассникам и к себе», «Поймем друг друга». В конце каждой недели дети анализируют, как прожили неделю, кому удалось обойтись без ссор и обид друг на друга. А если вдруг обидели, то извиняются, мирятся и на выходные уходят в позитивном настроении. Данная работа способствует опять же сплочению классного коллектива, формированию умения разрешать конфликтные ситуации, улучшает взаимоотношения в классе, воспитывает чувство уважения друг к другу.

Слайд 23

В шестом классе для определения первичных результатов по сплочению классного коллектива пользуюсь методикой Анатолия Николаевича Лутошкина (психолог, автор книги «Как вести за собой») «Какой у нас коллектив». Я предлагаю ребятам поставить наш класс на определенную ступеньку:

  • «Песчаная россыпь», где каждый в классе сам по себе;
  • «Мягкая глина», когда ребята объединяются только на время под воздействием классного руководителя;
  • «Мерцающий маяк» – ребята общаются только в «своих» микрогруппах, всех вместе нас объединяют общие дела и переживания, но это случается не всегда;
  • «Алый парус» – мы все дружны и сплочены, как команда, плывущая на одном корабле; 
  • «Горящий факел» – мы нужны не только друг другу, но и другим - в школе и за ее пределами.

Ребята оценивают уровень развития сплоченности своего коллектива.

И уже на основании ответов можно определить степень удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство.

Слайд 24

Результаты вы видите на слайде. Отрадно видеть, что «Песчаную россыпь» никто не выбрал.

5 человек выбрали ступеньку – «Мягкая глина», 8 человек – «Мерцающий маяк», 9 человек – «Алый парус», 5 человек – «Горящий факел».

Слайд 25

Совместно с ребятами разработали памятку «Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»:

  1. Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
  2. Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для обучающихся в школе.
  3. Помни, что учителя — твои старшие наставники, прислушивайся к их просьбам, советам и рекомендациям.
  4. Будь непримирим к проявлениям жестокости, грубости и несправедливости со стороны ровесников или старшеклассников.
  5. Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (курения, мелких краж, хулиганских поступков).
  6. Помни — твой одноклассник в любых ситуациях твой одноклассник и друг! Приветствуй его везде и если нужно — окажи ему помощь не только в школе, но и на улице, в общественных местах.
  7. Окажи помощь учителям в организации досуга младших школьников (на перемене, в группе продленного дня или по окончании учебных занятий).
  8. Прими участие в оформлении классного уголка или классной газеты, ежедневной уборке классного кабинета.
  9. Не будь в стороне от интересных дел класса.
  10. Прояви инициативу в активизации досуга одноклассников.
  11. Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учебе.
  12. Не забывай, что именно в твоем классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи! А что сделал ты, чтобы класс стал самым дружным?

Слайд 26

Но, к сожалению, конфликты случаются даже в дружном коллективе.

И если все же конфликт произошел, я пытаюсь найти оптимальное решение.
Сам конфликт может иметь различные неприятные последствия: в результате его могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.

Во взрослых дети зачастую видят единственную возможность разрешения своих конфликтов. Ведь помирить враждующих людей очень сложно.

 Моя задача – выступить в роли посредника и помочь ребятам самим найти решение возникшей проблемы.

Каковы же  шаги посреднического процесса?

Слайд 27

  1. Приблизьтесь к спорящим 

«Давайте вместе решим ваш спор». Приближение должно быть спокойным, уверенным.  Подойти нужно как можно ближе, но так, чтобы это не создавало неудобства конфликтующим.

Несколько стратегий приближения:

  • быстрое приближение — я заметила конфликт, оценив обстановку, принимаю решение, что момент удачный для вмешательства;
  • выжидание — я вижу, что для вмешательства момент неудачный: слишком высок накал страстей, необходимо дать возможность «выпустить пар».

Слайд 28

  1. Успокойте их, если необходимо.

Я  рассказываю детям о различных приемах успокоения. Это первая помощь в конфликтной ситуации.

  • Первое и главное правило гласит, что в конфликтной ситуации не следует принимать никаких скоропалительных решений.
  • Прислушайтесь к совету предков – сосчитайте до 10.
  • Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно.
  • Тактильные прикосновения: положить руки на плечи, обнять спорящих, похлопать по плечу, погладить по голове – это должно быть уместным и не вызывать раздражения.

Слайд 29

  1. Объясните свою компетентность. Я объясняю, что могу помочь в решении проблем. Говорю о том, что конфиденциальность будет строго соблюдена.

Слайд 30

  1. Получите согласие. Если я получила согласие двух сторон, то могу вмешаться; если одна из них не согласна, то не тороплю, ищу новые аргументы для убеждения.

Слайд 31

  1. Объясните процесс сотрудничества.

Правила успешного общения в конфликте:

  • Говори только по просьбе или сигналу посредника.
  • Относись к другому человеку с уважением и доверием.
  • Обращаясь, называй оппонента так, как он этого пожелает перед началом вашей встречи, или просто называй его по имени.
  • Не перебивай ни оппонента, ни посредника. Проявляй терпение и выдержку.
  • Проявляй добрую волю, настойчивость и старайся вести обсуждение, а не уходить от него.
  • Помни, что посредник не должен предлагать вариантов решения конфликта, он только организатор и помощник во взаимодействии двух сторон.
  • Не разглашай содержание разговора до завершения конфликта.

Слайд 32

Далее я поясняю, что каждый из конфликтующих может беспрепятственно высказать свою позицию, только после этого начнутся поиски решения, устраивающего обе стороны. Если конфликтующие стороны приняли правила, то начинаю посредничество.

Я  сообщаю ученикам, что одна из главных техник в разрешении конфликтов – «Я» - утверждение. Это наименее угрожающая форма коммуникации, ведь когда мы даем оценку каким-то событиям, фактам, то рискуем вызвать возражение противоположной стороны, если она с этим не согласна. При «Я» - утверждении человек не дает оценки, а сообщает о своих чувствах. Такая форма высказывания позволяет выразить свое отношение к проблеме, снижает вероятность возражения противоположной стороны.

«Ты» - утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. Оно заставляет человека больше защищаться, чем стараться решить проблему. Например: «Ты всегда споришь, хоть и неправ». В «Ты» - утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего.
Посреднику необходимо избегать «Ты» - утверждений и «глобальных» утверждений. Для оценки каких-то событий желательно использовать «Я» - утверждение.

«Мы» - утверждение используется для объединения усилий конфликтующих и посредника по разрешению конфликта. Оно не только не противопоставляет посредника спорщикам, но и объединяет его со спорящими, не вызывает агрессивной реакции. Нередко «Я» - утверждение вызывает отрицательную реакцию: «Ребята, я сейчас разрешу ваш конфликт». Реакция на это может последовать следующая: «Появился здесь умник, который нас рассудит. Мы здесь уже, сколько бьемся, а он сейчас все разрешит». Может последовать агрессия в адрес посредника. Желательно для разрешения конфликта использовать «Мы» - утверждение.

Слайд 33

Анализ конфликтной ситуации

Необходимо подумать и ответить на вопросы:

  • Кто участвует в конфликте?
  • Что является главным противоречием? (разные мнения)
  • Какова цель вашего оппонента?
  • Какова ваша цель в конфликте?
  • Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями. Стоит ли настаивать на своем, может, это и незначимо для вас?
  • Определите для себя что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своём. Но сохранить самое значимое в отношениях с этим человеком?

Слайд 34

  1. Начните процесс посредничества:
  • не делайте предположений;
  • слушайте;
  • повторяйте услышанное;
  • проверяйте;
  • получайте больше информации;
  • предлагайте множество решений;
  • достигните соглашения.

Слайд 35

После того как участники конфликта высказали свою позицию (их не перебивали), они вместе со мной рассматривают все возможные способы решения проблемы.

Я  напоминаю, что процесс посредничества осуществляется так:  дайте высказаться обеим сторонам, укажите, кому говорить первому (обычно это более сердитый). Если возник спор о том, кто будет первым говорить, бросаем жребий. Помогите сосредоточиться на проблеме, а не на личностях.

Помните: мы не ищем, кто прав, это может быть бесконечно. Мы ищем эффективное решение. Обсуждаем возможные последствия хороших и плохих решений.

Обучающиеся должны увидеть и понять, каковы будут последствия выбора для участников в той или иной ситуации.

Слайд 36

Проанализировав, какие у участников конфликта возникают чувства, ребята должны прийти к выводу, что именно соглашение, мирное решение проблемы обеспечит им комфортное самочувствие.

Затем начинаем мозговой штурм в поисках решения. Поможем конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Предлагаем, но не навязываем.

Если вы достигли согласия по поводу решения проблемы, то переходите к заключительной фазе.

Слайд 37

  1. Закончите на позитивной ноте.

Благодарю за разрешение вмешаться и за их работу. Поздравляю их с победой (можно пожать руку, обнять, улыбнуться). Если мы не достигли согласия, благодарю за приложенные усилия, заканчиваю также на позитивной ноте.

Желательно, чтобы в обратной связи преобладали позитивные оценки.
(пожимают друг другу руки и вместе завершают работу).

Слайд 38

Для меня мой класс, как и для каждого классного руководителя, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. 

У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом.

Главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Моя позиция такова: мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании.

Слайд 39

Таким образом, результатом своей работы, я вижу, что:

  • дети через участие в делах класса, школы становятся ближе друг другу; 
  • проявляют интерес к порученным делам; 
  • становятся раскованными и общительными;
  • отношения в классном коллективе стали доверительными и доброжелательными, где каждый чувствует себя частью сильного, сплочённого целого классного коллектива.

Слайд 40

Ребята будут учиться вместе ещё много лет, чтобы процесс обучения был легче и приятнее, надо чтобы их окружали родные и близкие люди.

А в роли связующей нити выступает классный руководитель. Не диктатор, не малодушный, не безразличный, но аккуратно шлифующий еще не сформировавшееся детское мировоззрение духовными и нравственными принципами.

Слайд 41

Свой доклад я хочу закончить словами Антона Павловича Чехова: «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» 

Слайд 42

Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Слайд 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы классного руководителя 10 класса

Сегодня, когда образование объявлено одним из приоритетных национальных проектов, роль классного руководителя невозможно переоценить. Основными направлениями деятельности классного руководителя являет...

опыт работы классного руководителя 7 класса

Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующий духовно-нравственному воспитанию....

Опыт работы классного руководителя

Описание моего  опыта и сисиемы воспитательной  работы, как  классного руководителя....

Работа классного руководителя по формированию самоуправления в ученическом коллективе.

В чем состоит суть самоуправления ученического коллектива? Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса....

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...

«Работа классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Пропаганда ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом. Профилактика безопасно...