«Работа классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
статья

Старосельцева Юлия Алексеевна

Пропаганда ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом. Профилактика безопасности дорожного движения является одним из основных направлений педагогической деятельности классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Пропаганда ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом. Профилактика безопасности дорожного движения является одним из основных направлений педагогической деятельности классного руководителя.

Для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим.

- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Направления работы отражены на слайде. Остановимся на двух направлениях: работа с учащимися и работа с родителями.

В профилактике детского  дорожно-транспортного травматизма большую роль играет классный руководитель. 

Начиная с 1 класса, необходимо проводить  работу по профилактике соблюдения правил дорожного движения, с учётом и анализом особенностей восприятия дорожной информации школьниками. Для первоклассников важно проделать правильный маршрут от дома до школы.

Организация экскурсий по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения.

В классах оформлены уголки безопасности, в которых отражены вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся и родителей, имеется схема безопасного маршрута «Дом – Школа – Дом», который находит свое отражение в классных уголках, в школьном дневнике каждого школьника и на входной двери учебных кабинетов.  

Неотъемлемой частью для передвижения учащихся в темное время суток является ношение светоотражающих элементов. Задача классных руководителей проинформировать и проконтролировать наличие этих элементов у обучающихся.

Каждый четверг в классах проводятся мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в соответствии с возрастной категорией обучающихся. Формы проведения разные: беседы, викторины, практикумы, экскурсии.

В беседах, играх, экскурсиях используется такой метод воспитания, как убеждение. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
         Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример действует на ребёнка намного сильнее, чем слово.
        Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

        Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребёнка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
        Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой и избавиться от неё очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.                                  

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется приём опоры на положительное в личности воспитанника. Уважение, доверие со стороны педагога вселяют в ребёнка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.                                

Ежегодно проводится конкурс агитбригад, викторины, соревнования, выставки плакатов, рисунков, конкурсы, экскурсии, игры по правилам дорожного движения. Учащиеся с удовольствием принимают в них участие.

Учащиеся старших классов проводят мероприятия для подшефных классов, таким образом, прослеживается преемственность ступеней образования.

Профилактическая работа находит свое отражение в планах воспитательной работы классных руководителей в форме классных часов. Например,

Несмотря на то, что в школе осуществляется активная работа по профилактике ДДТТ, этого не достаточно для исправления дорожной ситуации, сложившейся в стране.     

Поэтому, одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями, цель которой формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.

Достаточно большое количество родителей не знает Правил дорожного движения, а если знают сами, то не считают обязательным для себя разъяснять детям дорожную азбуку и, что особенно опасно, часто в присутствии детей нарушают Правила дорожного движения. Правила безопасного поведения детей изучаются в школе с 1-го класса, но родители ни в коем случае не должны устраняться от постоянного обучения детей правилам дорожного движения.

Классному руководителю необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей.

Предлагаются 3 формы занятий с родителями:            

  1. лекции, раскрывающие причины и условия  ДТП с участием детей;  
  2.  проведение тематических бесед типа «Опасные места вокруг школы и дома», «Дорога в школу» и др.;  
  3. Индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).  

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.  

Каждый сезон организуется родительский патруль, цель которого привлечение внимания родительской общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения детей.

Задачи родительского патруля:  содействие повышению культуры поведения на дороге;  популяризация правильного использования ДУУ;  снижение тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, а также уровня детского дорожно-транспортного травматизма;  повышение уровня ответственности родителей за обеспечение безопасности детей на дороге.…. Родители, принимая участие в данном виде работы, видят со стороны себя в роли водителей и ошибки, которые они совершают.

Система непрерывного обучения ПДД и безопасного поведения на улицах, дорогах  и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.                                   

                          

 

  В беседах, играх, экскурсиях используется такой метод воспитания, как убеждение. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
         Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример действует на ребёнка намного сильнее, чем слово.
        Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

        Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребёнка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
        Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой и избавиться от неё очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.                                  

        Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется приём опоры на положительное в личности воспитанника. Уважение, доверие со стороны педагога вселяют в ребёнка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.                                
 

2 Внеклассная работа.

Цель работы: формирование мотивации ответственного и сознательного

поведения на улицах и дорогах, обеспечивание прочного усвоения детьми

навыков безопасного поведения на улице.

Содержание деятельности и формы работы:

Тематические классные часы по обучению ПДД и профилактике ДДТТ.

Проведение массовых мероприятий по БДД: игр, конкурсов, смотров,

выставок творческих работ.

Организация посещения детьми театрализованных представлений по

тематике дорожной безопасности.

Привлечение детей к проведению профилактической работы по

предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников

(работа агитбригад).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь з...

Классный час на тему: ПРАВИЛА дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Классный час о ПДД  желательно провести на 1-й неделе учебного года.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл....

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Данная  разработка позволяет изучить и закрепить тему "Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"...

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Данная  разработка позволяет изучить и закрепить тему "Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"...

«Использование игровых методов и приемов в работе социального педагога по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма во внеурочное время»

Программа кружка  «Школа безопасности» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения уч...

План работы отряда ЮИД по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий на 2015/2016 учебный год

В  школе обязательна работа по профилактике ДДТТ. В нашей школе так же проводятся различные мероприятия, уроки и конкурсы, посвященные данной проблеме. Предлагаемый план работы может быть ис...