Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива
статья по теме

В статье обобщён опыт работы мастера производственного обучения по управлению воспитательным процессом в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СПО «Омский техникум строительства и лесного хозяйства»

Шевченко М.А.

Статья

Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива

Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личных целей – характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности, творческое отношение к делу.

Ученический коллектив, оказывая серьезную помощь мастеру в решении воспитательных задач, в то же время является для обучающихся большой школой формирования навыков коллективного труда.

Учебные группы в техникуме комплектуются из выпускников средних школ. Как правило, эти учащиеся приходят в техникум из разных школ, районов, и даже областей. Чтобы ученический коллектив созданной учебной группы в короткий срок стал работоспособным, мною проводится большая организаторская работа. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей обучающихся.

Я изучаю индивидуальные особенности своих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».

Первым источником сведений об обучающихся служит анкета, характеристика из школы и медицинская справка. Изучая личные дела, я имею возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа обучающихся наиболее способных и активных.

Важное событие для мастера – первая беседа с группой. К этой встрече я готовлюсь, как к экзамену, т.к. настроение обучающихся, желание их учиться во многом зависит от первого впечатления о техникуме, профессии, мастере.

В этот день я рассказываю обучающимся об истории техникума, его лучших выпускниках, традициях коллектива, ставлю перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудовая дисциплина, культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива.

Важная ступень в изучении учебной группы – первые родительские собрания, которые проводятся до начала учебного года. На этих собраниях я узнаю от родителей об особенностях их детей.

В результате проведения перечисленных мероприятий у меня складывается определенное предварительное впечатление об обучающемся. После этого намечается план индивидуальной работы с каждым обучающимся, группой в целом, начинается формирование ученического коллектива и актива группы.

Хорошим средством формирования ученического коллектива является внеурочная работа. В неофициальной обстановке обучающийся порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках производственного обучения. Занимаясь внеурочной работой, я, несомненно, привлекаю ребят к себе, завоевываю их уважение, а это влияет на отношение обучающихся к будущей профессии.

Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый учащийся группы имеет поручение. Общественное поручение подбирается в зависимости от характера и организаторских способностей. Только после согласия обучающегося предлагается группе закрепить за ним поручение.

Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здорового общественного мнения в коллективе, чтобы сами обучающиеся могли правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе не решается без участия актива. Это поднимает авторитет активистов и ставит меня как мастера в выгодные условия в отношениях с учащимися.

Важное место в учебной группе имеет спортивная работа. Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека.

Эффективным средством воспитательного воздействия и формирования коллектива является самоуправление. Оно может принимать различные формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления. В группе с подлинным самоуправлением, многогранной коллективной деятельностью и нравственно ценными коллективными отношениями процесс воспитания личности содействует воспитанию воли, самосознания, чувства долга, возбуждает стремление совершенствовать свои качества, осуществлять работу по самовоспитанию в общественно полезной деятельности.

Прогнозирование нравственного развития коллектива обучающихся тесно взаимосвязано с состоянием технического базиса современного производства, с особенностями профессиональной трудовой деятельности. Процесс нравственного воспитания планируется с учетом специфики профессиональной морали рабочих. Создание здорового ученического коллектива группы – сложная и важная задача мастера производственного обучения. При его формировании я опираюсь на наследие достижений передовиков педагогического труда в области развития коллектива и практически его становления. Богатейшим источником для выработки умений мастера создать ученический коллектив может послужить педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Формирование коллектива обучающихся в учебной группе техникума имеет свою специфику: в его основе лежит овладение конкретной профессией, путем организации совместного производственного труда, приближенного к формам производственного обучения.

Становление коллектива учебной группы имеет несколько этапов, каждый из которых отличается целями и содержанием деятельности, характером складывающихся взаимоотношений, уровнем развития общественного явления, позицией мастера ПО. Разработанная А.С. Макаренко методика поэтапного формирования коллектива может быть с успехом применена в техникуме в процессе производственного обучения.

Опытные мастера дают обучающимся не только знания. Они, прежде всего, учат их мыслить, пробуждают в них дарование, развивают сознательное, творческое отношение к работе, которое в будущем станет основой их деятельности на производстве.

Список использованной литературы

  1. Кузьмина  Н.В Педагогическая деятельность мастера М.2003г
  2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М., 2006
  3. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения - М., 2004
  4. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) - М.,2006

мастер педагогический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива"

Данная презентация является дополнением к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива".  При составлении презентации были использованы фотографии учащих...

Роль мастера производственного обучения

О роли профессионального лицея, и, главным образом, мастеров производственного обучения, которые непосредственно занимаются с молодыми «технарями», которых не достает в обществе....

Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося

Роль мастера производственного обучения в формировании личности учащегося...

Деятельность мастера производственного обучения по формированию профессиональных компетенций обучающихся

В нынешней социокультурной ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовырожения личности, обеспечивает раскрытие потонциальных возможностей и способностей и...

«Методы и формы работы направленные на формирование ученического коллектива».

доклад "Методы и формы, направленные на формирование ученического коллектива"...

Технология работы куратора группы по формированию ученического коллектива

Мастер п/о должен всегда быть безусловно объективным человеком, одинаково относиться ко всем учащимся независимо от своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер,  должен быть, напротив, су...

Роль учителя технологии (мастера производственного обучения) в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся Салемальской школы-интерната

Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального об...