Роль учителя технологии (мастера производственного обучения) в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся Салемальской школы-интерната
статья

Вахтомин Алексей Владимирович

Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального образования. Получение рабочих профессий выпускниками школ является залогом правильно поставленной профориентационной работы. На это нацелены проекты «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Равные возможности для каждого», «Современная школа», «Билет в будущее».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_tehnologii.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Вахтомин Алексей Владимирович, учитель технологии

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ (МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ) В РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ САЛЕМАЛЬСКОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального образования. Получение рабочих профессий выпускниками школ является залогом правильно поставленной профориентационной работы. На это нацелены проекты «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы», «Равные возможности для каждого», «Современная школа», «Билет в будущее».

Планирование будущей специальности, разработка индивидуальной профессиональной траектории начинается в школах с 8 класса.  Профессиональное самоопределение, а в дальнейшем и поиск достойной работы по специальности, разработка индивидуальной профессиональной траектории, планирование своей дальнейшей профессиональной карьеры - это те задачи, которые необходимо решать выпускнику образовательных организаций.

С такими задачами в Салемальской школе-интернат помогает решать центр профессиональных проб, производственной практики, содействия трудоустройству выпускников и организации системы непрерывного профессионального образования (далее — Центр профессиональных проб).

Центр профессиональных проб является структурным образованием в школе-интернате, который объединяет педагогов, учителей технологии, мастеров производственного обучения образовательных учреждений - социальных партнеров в отдел, занимающийся профессиональной ориентацией школьников, проведением профессиональных проб, подготовкой и проведением практики, адаптацией к требованиям рынка труда, содействием трудоустройству выпускников, организацией обучения рабочим профессиям, профессиональным продвижением будущих выпускников, сопровождением профессиональной карьеры.

Таким образом, работа Центра профессиональных проб играет большую роль в профессиональном становлении конкурентоспособного выпускника от школьной скамьи до руководящих должностей. Важным при решении вопроса профессионального становления является выбор предприятия (базы) практики, от которого зависит качество формирования профессиональных компетенций выпускника.

Производственная практика является обязательной частью учебного процесса по подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования, невозможна в отрыве от реального производства и имеет следующие цели:

  • общее повышение качества профессиональной подготовки путем углубления теоретических знаний и закрепления профессиональных практических умений и навыков;
  • непосредственное знакомство с профессиональной практической деятельностью
  • профессиональная ориентация в будущей профессии.

В условиях Крайнего Севера, в отсутствии регулярной транспортной схемы очень сложно организовать практику выпускников школы без отрыва от реализации основной образовательной программы. Решением стала организации практики на базе школы-интерната (формирование базы, УМК, переквалификация учителей технологии в мастеров производственного обучения). В нашем случае - это открытие классов подготовки специалистов по профессии «токарь» и «фрезеровщик».

Планирование        и        организация        практики на всех ее этапах обеспечивает:

  •  последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;
  • целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций;
  • связь практики с теоретическим обучением. При  выборе  места  прохождения  практики следует принимать во внимание необходимость освоения обучающимися программы практики в полном объеме.

Программа практики отражает виды работ, которые позволяют обучающимся сформировать профессиональные компетенции с учётом вида профессиональной деятельности (ВПД), указанного в ФГОС НПО по профессии.

Приведём пример. У обучающихся рабочей профессии «токарь» в период производственной практики должны сформироваться компетенции по выполнению различных токарных операций на токарно-винторезных станках в т.ч. с ЧПУ.

Подход в организации практики на базе школы обязывает учителей технологии (мастеров производственного обучения) соблюдать требования ФГОС НПО по профессии, знать специфику работы предприятий, где профессия востребована

Большая работа проводится учителем при подборе программы для организации практики. В этом случае помогают социальные партнёры, в частности, Ямальский многопрофильный колледж

Учитель технологии (мастер производственного обучения) является центральной фигурой при подготовке и проведении производственного обучения, так как выбор практики является важным пунктом в профессиональном становлении обучающегося.

Руководитель практики от колледжа — как правило, преподаватель специальных дисциплин профессионального цикла, ведущий аудиторные занятия междисциплинарных        курсов в рамках профессионального модуля, находится в тесном контакте с учителем технологии (мастером производственного обучения).

Все виды практики заканчиваются дифференцированным зачетом, который проходит как публичная защита отчета по практике и последующая сдача квалификационного экзамена по профессиональному модулю (индивидуальной профессиональной траекторией). Мастера производственного обучения принимают активное участие в процессе публичной защиты отчета по практике обучающимися.         Информация в отчетах не дублируется по всем видам практики, т. к. в каждом профессиональном модуле необходимо сформировать разные профессиональные компетенции и приобрести разный практический опыт

В соответствии с видом профессиональной деятельности конкретного профессионального модуля. Мастера производственного обучения совместно с методистами колледжа и заместителями директора школы-интерната по УВР и ВР в контрольно-оценочных средствах (КОС) по практике тщательно отслеживают структуру отчетов по практике, сформированность компетенций,в том числе умение представить перед аудиторией результаты своей работы, умения работать с информационными технологиями, отстаивать свою точку зрения.

Прохождение практики - это ступень к будущему профессиональному самоопределению и трудоустройству.

Для увеличения показателей профориентационной работы проводятся профессиональные брифинги, реализуется программ «Один день в профессии», защиты отчетов по практике с приглашением представителей работодателя. Над этим вопросом работают учителя технологии (мастера производственного обучения) — сотрудники Центра профессиональных проб

Литература:

  1. Национальный проект «Образование»
  2. Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2030 года
  3. Федеральный государственный образовательные стандарты (ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НПО)
  4. Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова» на 2020-2024 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...

Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий

Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего ж...

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся

Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....

«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Проектирование индивидуального образовательного маршрута включает как учебную, так и внеучебную деятельность одарённого подростка. Проектировать маршрут можно разной познавательной направленности: инт...

Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.

Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...

Выступление на тему "Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике"

Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике...