Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий
статья (10 класс) по теме

Нисова Светлана Михайловна

Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего жизненного пути и принятия самостоятельных решений, потребность в целенаправленной образовательной деятельности, учатся осознанно строить свои жизненные и профессиональные планы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_material.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Учитель МБОУ СОШ № 1 С.М. Нисова

В начале выступления следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего жизненного пути и принятия самостоятельных решений, потребность в целенаправленной образовательной деятельности, учатся осознанно строить свои жизненные и профессиональные планы. В то же время построение образовательного процесса с ориентацией на индивидуальное образовательное развитие ученика требует нового педагогического мышления, соответствующих знаний и умений педагогов. Для реализации последнего необходимо спланировать работу педагогов по повышению компетентности в данных вопросах.

Индивидуальная образовательная траектория рассматривается – как  персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании (позиция А. В. Хуторского), а так же - это разработанная старшеклассником совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражаются понимание им целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования, предметной направленности образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями общества, результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности.

Педагогическое сопровождение это педагогическая деятельность, суть которой заключается не только в примитивном научении старшеклассника самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в  готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии.

Разработка и реализация индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) осуществляется в определенной последовательности.

1. Педагог (при необходимости — совместно с психологом) на основе личных наблюдений, изучения документов ученика, заявления ученика с выбором предметов, в том числе его портфолио, анализирует индивидуальные особенности старшеклассника: стиль его межличностного общения, качественную динамику учения за все годы, образовательные предпочтения (учебные и внеурочные), проектирует возможную направленность его индивидуальной образовательной траектории и прогнозирует темп и результаты ее реализации. Таким образом, педагог в первом приближении разрабатывает собственную версию ИОТ для учащегося.

2. В процессе организованной педагогом серии индивидуальных бесед или групповых обсуждений он совместно со старшеклассником обсуждает его возможности и перспективы построения ИОТ, мотивируя учащегося на формулирование его собственного видения пути индивидуального развития, корректируя при необходимости и свои представления, и самооценку обучающегося.

3. Для формирования готовности обучающихся к ответственному свободному выбору содержания ИОТ и развития соответствующих навыков педагог моделирует педагогические ситуации (тренинги общения, деловые игры и прочее) или использует те, которые спонтанно возникают в учебно-воспитательном процессе в микро- или макрогруппах, куда включен учащийся.

4. Старшеклассник и педагог совмещают свои представления об ИОТ  корректируют, определяя последовательность, темп выполнения запланированной деятельности и прочие ее аспекты. Результаты фиксируются в индивидуальной образовательной программе (ИОП). Важным моментом является нормативное закрепление намерений обучающегося о реализации индивидуального образовательного маршрута через утверждение его директором школы и фиксацию обязательств всех сторон (школы, семьи обучающегося) в договоре, после чего начинается этап реализации индивидуальной образовательной программы.

5.Педагог удостоверяется в том, что старшеклассник понимает и принимает на себя ответственность за результаты выбора (беседы, наблюдения за поступками в учебной и внеурочной сфере), и разрешает ему действовать самостоятельно в процессе реализации «пробной» (кратковременной) ИОТ, консультируя при необходимости. При этом он наблюдает за характером межличностного общения ученика, фиксирует и изучает динамику его продвижения по траектории и при необходимости создает мотивирующие ситуации для стимулирования активности учащегося

6. Мотивация и коррекция продвижения старшеклассника по ИОТ происходит в процессе микрогрупповых и индивидуальных консультаций, дебатов, дискуссий для обучающихся. При этом анализируются как типичные проблемы обучающихся, связанные с особенностями старшего школьного возраста, так и специфичные для ситуации индивидуальных траекторий проблемы общения и учения (индивидуальные способы достижения успеха, сочетание индивидуальных образовательных интересов с требованиями государственного стандарта образования в части минимального его содержания, межличностные отношения в процессе выполнения групповых проектов и др.).

7. Со своей стороны, реализуя запланированную деятельность, обучающиеся встречаются с проблемными ситуациями учения и межличностного общения, которые не могут разрешить самостоятельно. Обращаясь с запросом о поддержке к педагогу, они вступают в ситуацию взаимодействия с ним, активно участвуют в смоделированных им ситуациях деятельности и общения. В результате ими разрабатывается индивидуальный алгоритм самостоятельного разрешения проблемы или же они приобретают необходимый для этого опыт.

8. Оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

    Я являюсь классным руководителем 10 класса, не ведущим уроков в нем. В этом есть много положительных и отрицательных сторон, но одним из положительных моментов есть то, что я могла быть тьютером для ребят, помочь им разобраться с самим собой, с выбором. Большую помощь в этой работе мне оказывал психолог школы Каменева Т.И.  В нашей практике разработки и реализации индивидуальных траекторий обучения, воспитания и развития эффективным показал себя процесс, когда взрослый совместно с подростком выясняет: где именно и как можно и нужно расширить самостоятельность и права растущего человека, повысить его требовательность по отношению к самому себе, увеличить зону его индивидуальной свободы и ответственности.

 Что же нами было предпринято для того, чтобы помочь десятиклассникам построить свою образовательную траекторию.

  1. при приеме в 10 класс учащиеся определялись с выбором факультативов.
  2. проведен анализ выборов, поступающих в 10 класс, в соответствии с ним спланирована база факультативов и элективных курсов.

математика

русский

общ-во

ОБЖ

история

химия

биология

физика

инф-ка

физкул

литерат

МХК

англ. яз.

география

19

13

10

6

6

6

6

8

5

4

3

1

2

-

  1. проанализирована занятость во внеурочной деятельности, все учащиеся после уроков посещают факультативы, спортивные секции.
  2. проведен опрос учащихся по выявлению отношения десятиклассников к изучаемым предметам через месяц с начала обучения. Проанализировав результаты, можно сделать вывод: в классе дезадаптированных 5 человек, три из них по 1 предмету.
  3. В конце первой четверти учащиеся самостоятельно планировали свой индивидуальный учебный план. Ученикам была представлена возможность сделать выбор предметов для углубленного изучения. Педагогам предложено провести тестирование учащихся на готовность к обучению на профильном уровне. Посмотрев индивидуальные учебные планы:
  • например, обществознание -10 человек, при разговоре с педагогом никто не ходит на факультатив; русский язык – 6 человек (3 из них не ходят на факультатив). Эти факты говорят о том, что ученики не понимают, что значит обучение на профильном уровне.
  • Изменился выбор дополнительных занятий во внеурочное время:

математика

русский

общ-во

ОБЖ

история

химия

биология

физика

инф-ка

физкул

литрат

МХК

англ. аз.

география

При приеме в 10 кл.

19

13

10

6

6

6

6

8

5

4

3

1

2

-

Конец 1 четверти 10 кл.

10

19

13

8

12

9

6

6

8

8

-

3

6

7

     Индивидуальную образовательную траекторию более реально обеспечить на уроках (29 часов по плану) и факультативах и элективных курсах, чем организовать профиль. С будущей профессией определилось 10 человек (30%). По плану нужно провести анкету «Информированность о профессиях». Проведены классные часы:

  • «Планирование индивидуальной траектории»;
  • «Анализ выбора учащихся»;
  • Тренинги;
  • Индивидуальные беседы по индивидуальным учебным планам.
  • Анкеты  «Информированность о профессиях»:
  • Игра «Профессии современного мира»

     Мы прогнозировали, что реализация ИОТ поможет самоопределиться старшеклассникам, поэтому совершили ряд экскурсий:  на Оханскую Газокомпрессорную станцию, магазины ГОРПО г. Оханска, выставку «Образование и карьера» в краевой центр г. Пермь, районную больницу и другие учреждения.

    В ходе работы по ИОТ некоторые  учащиеся дважды изменяли свой индивидуальный план в начале 3 четверти и в конце 3 четверти, корректировали, анализировали свое продвижение. В конце учебного года десятиклассникам необходимо было сдать экзамен по предмету по выбору, который был заявлен в ИОТ. Качество сдачи экзамена составило 75 %.

     Процесс становления личности непрерывен, поэтому необходимо всячески способствовать  в самопознании и самоактуализации. Согласно рекомендациям Е.Александровой «для сохранения психического и физического здоровья ребенка взрослым рекомендуется придерживаться позиции друга и принципа команды. Не ограничивать инициативу подростка, не глушить проявления его «Я», а содействовать становлению. То есть совершать вместе с ним реальные совместные действия.

     Итак, адекватное отношение окружающих к процессу взросления и, в первую очередь, понимание ситуации взрослыми непосредственным образом влияет на физическое и психическое благополучие подростка. Поэтому, на наш взгляд, стоит прислушаться к совету П.Д. Юркевича — совету почти 200-летней давности, но до сих пор актуальному в отношении общения с подростком: «Его не нудят, не толкают: им не командуют, и он находит себя самостоятельным и свободным»».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся 11- х классов

ПРОГРАММА факультативного курса по БИОЛОГИИ в рамках реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся по выбору «Закономерности развития жизни» для учащихся...

«Сопровождение одаренных детей через разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута»

Индивидуализация образования  является идеальной формой, ведущей одарённую личность по пути самореализации...

Роль учителя технологии (мастера производственного обучения) в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся Салемальской школы-интерната

Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального об...

Проблемы ранней профилизации как фактор реализации индивидуальных образовательных траекторий

        Проблемы предпрофильного образования в общеобразовательной школе, возможно решить при создании материально-технической базы, при наличии подготовленных педагогически...

Реализация индивидуальной образовательной траектории выпускника при подготовке к государственной итоговой аттестации: система диагностики и мониторинга образовательных результатов, механизм устранения пробелов в знаниях.

Актуальность данной проблемы несомненна уже потому, что предмет «обществознание» - сегодня самый востребованный на итоговой аттестации. И если за последние годы по остальным предметам коли...

Выступление на тему "Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике"

Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике...