«Сопровождение одаренных детей через разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута»
методическая разработка на тему

Самигуллина Мунира Фаиловна

Индивидуализация образования  является идеальной формой, ведущей одарённую личность по пути самореализации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

 на заседании методического объединения

кафедры воспитательной работы

по теме:

«Сопровождение  одаренных детей

через разработку и реализацию

индивидуального образовательного  маршрута»

Самигуллина Мунира Фаиловна,

педагог дополнительного образования

Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть это в себе.

Галилео Галилей

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренной личности, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.

Важно отметить, что целью деятельности творческого объединения  дополнительного образования детей – это создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.

Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремление к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.

Принято считать, что процесс индивидуализации образования, ориентируется на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений, на получение учебных результатов в продуктивной форме.

Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося, а также содержанием образования.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости  индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;

- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

- организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для самовыражения и самореализации одаренного ребенка в художественной деятельности.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области бисероплетения;

- развитие интереса обучающегося  к освоению новых техник  и видов декоративно-прикладного  искусства;

- разработка авторских эскизов для своих работ и создание собственных проектов;

- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;  

Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:

- владение глубокими знаниями, умениями и навыками в области  бисероплетения;

- привит интерес обучающегося  к освоению новых техник  и видов декоративно-прикладного ;

- разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;

- осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;  

Индивидуальный образовательный маршрут

Зобяна Тиграна

обучающегося  творческого объединения «Вдохновение».

Сроки реализации – сентябрь2016г.  – май 2017 г.

Возраст обучающейся  - 10 лет

Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося творческого объединения.

Цель:  создание условий для самовыражения и самореализации обучающейся через овладение техникой  выполнения бисерных изделий.

 

Формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса являются:

1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.

2. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а так же творческих способностей. В ходе проектирования перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.

4. Выставки  активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.

Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.

Индивидуально-личностная основа деятельности  позволяет удовлетворять запросы конкретного ребенка и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.

Таким образом, индивидуально образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в образовании.

Педагог дополнительного образования при  внедрении и реализации индивидуального образовательного маршрута:

организует аудиторную и самостоятельную работу обучающегося в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ), контролирует деятельность обучающегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты (проводит мониторинг достижений), корректирует маршрут (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в ходе реализации ИОМ;

- в ходе реализации ИОМ оформляет карту сопровождения - обучающийся работает на занятиях по индивидуальной программе, заполняет маршрутный лист, создает запланированные образовательные продукты, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.) различного уровня;

Использованная  литература

1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. -  СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009

2. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ . – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013

3. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012

4. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012

Электронные образовательные ресурсы

CD – диск. Одаренные дети. Система работы в школе. Изд. «УЧИТЕЛЬ»

http: //www.uchitel-izd.ru

ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

направление образовательной деятельности:

художественно-эстетическое

Руководитель: Самигуллина Мунира Фаиловна

Индивидуальная карта развития

ученика МБОУ «Гимназии №1»

C:\Documents and Settings\Юля\Рабочий стол\IMG_4985_cr1.jpg

Зобян Тиграна

             

Индивидуальная карта развития

ученика МБОУ «Гимназии  №1»

Направление образовательной деятельности:    художественное

Творческое объединение  «Вдохновение»

Руководитель:  Самигуллина М.Ф.

Я уже умею:_____________________________________________

Меня интересует: _________________________________________

              Я хочу научиться: ___________________________

Мои знания и умения на первом году обучения:

Я ЗНАЮ:

 

    -  Историю бисера и области его применения

    - Виды бисера и разнообразные формы изделий из бисера

    - Правила техники безопасности при работе с бисером и проволокой

    - Особенности изготовления декоративных цветов

    - Основные виды низания на леску, проволоку

      Я УМЕЮ:

    - Зарисовывать схему изделия, используя условные обозначения

    - Выполнять изделия из бисера с помощью схемы

    - Оформлять декоративные цветы в букеты, композиции

Критерии заполнения:

         - усвоил полностью

 //////    - усвоил частично

         - не усвоил

Мои знания и умения на втором году обучения:

Я ЗНАЮ:

 

    -  основы  композиции и цветоведения;

алгоритм выполнения изделия на станке;

    -

    - правила ухода и хранения изделий из бисера;

    - выполнять сборку и отделку изделия;

    - экономно расходовать материал

 - производить подготовку изделия к выставке.

      Я УМЕЮ:

    - удлинять нить, завязывать узелки разными способами;

  -выполнять записи схем плетения с помощью условных обозначений;  

    - выполнять практические работы самостоятельно;

 - -гармонично сочетать цвета;

 

-правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками»

-изготавливать украшения и объёмные фигурки из бисера;

 -прикреплять застёжки к украшениям.

Мои знания и умения на третьем году обучения:

Я ЗНАЮ:

 

    -  технику вышивания бисером и ткачества

    -возможности техники вышивания;

    - выполнять изделие по образцу и по схеме;

    - рассчитать расход материала;

    -  об экономном расходовании материала

      Я УМЕЮ:

    - подбирать нити в соответствии с толщиной иголки и размером бисера;

    -выполнять записи узоров при помощи условных обозначений;

    - рассчитывать плотность плетения

Критерии заполнения:

         - усвоил полностью

 //////    - усвоил частично

         - не усвоил

Образовательный маршрут

члена творческого объединения «Бусинка» (первый год обучения)

                       (штрих – карта заполняется обучающимся)        

                                     Основы бисероплетения

Параллельный способ низания

Игольный способ низания

Петельный способ низания

Дуговой способ низания

Комбинированная техника низания

Критерий заполнения штрих-карты:

             - усвоил полностью

             - усвоил частично

             - не усвоил

                          Мои достижения за год:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачетный лист

члена творческого объединения «Вдохновение»: ___________________________________________

   Дата

           Наименование изделия

 Оценка

            Подпись

руководителя кружка

Общее заключение педагога о развитии

(указать Ф.И.О. ребенка) ____________________________________________

(число, месяц, год наблюдения) ______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                           Творческое проектирование

 Уровень    самостоятель-  

ности

 Репродуктив-ный

уровень

Продуктив- ный уровень

 Креативный  

 уровень

Качество работы

 Само-

 оценка

Критерии оценки (заполняется педагогом):

///////////

    - высокий уровень      

 

   - средний уровень

   - низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и реализация индивидуального сопровождения: программа развития одарённых детей

Выступление на районной августовской конференции в секции учителей химии и биологии...

Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий

Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего ж...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

Юрченко Е.Ф. "Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы по истории в классе со сложным дефектом".

Статья опубликована  в сборнике ""Особенный" ребёнок в образовательном пространстве города",- Москва, 2012г.  Международный проект. (Создание оптимальных условий для комплексного сопровожден...

"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"

Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...

Разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии

Разработка  и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии...