Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся
материал по английскому языку (11 класс) по теме

Горбунова Татьяна Николаевна

Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся, обеспечении индивидуального сопровождения талантливых детей.

Слайд 2

1. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра». Джон Дьюи 2 . «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» R . Descartes

Слайд 3

Выпускник новой школы должен : Успешно адаптироваться к условиям XXI в. ; Самостоятельно выбирать траекторию своего развития ; Уметь принимать точные решения ; Эффективно и разумно действовать в условиях меняющегося мира.

Слайд 4

Новые образовател ь ные стандарты требуют : Изменений методики преподавания предметов ; Изменений системы контроля и оценки знаний учащихся ; Изменений в сознании и мышлении учителей.

Слайд 5

Портфолио - ( итал .) означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

Слайд 6

За ПОРТФОЛИО « Дневник»- подборка работ учащихся, демонстрирующая его прогресс в обучении : Дневник достижений (начальная школа) Дневник-отчёт ( среднее звено) Дневник –самооценка ( старшая школа) Тетрадь- паспорт- сборник таблиц с разделами « Хочу, « Могу», « Не могу»,заполняемыми учеником, и « Надо, « Есть», где делают записи-характеристики учителя с целью соотнесения представлений самого учащегося о своих желаниях и возможностях в обучении по предмету с объективными данными о нём. Форма и процесс организации образцов и продуктов познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего анализа, количественной и качественной оценки эффективности образовательного процесса с точки зрения достижений данного учащегося и дальнейшей коррекции. Сундук регалий- папка, в которой намечается путь развития ученика в процессе обучения : учебные достижения, творческие работы, участие в олимпиадах ,смотрах, конкурсах, соревнованиях, исследовательская, проектная деятельность и т.д . Творческая книжка школьника- форма представления самостоятельных работ , которые выполнены учеником сверх учебной программы, на основании которой составляется развёрнутая характеристика качеств личности, проявившихся в различных видах деятельности сверх учебной программы.

Слайд 7

Задачи портфолио : поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной ( самооценочной ) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации ( персонализации ) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации

Слайд 8

Виды портфолио : I тип - “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи : похвальные грамоты за достижения в учебе , благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п . II тип - рефлексивное портфолио , раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане : контрольные и творческие работы ученика ( эссе, аннотации , отзывы, рецензии) , « Листы целей», « Листы самоконтроля и самооценки» , Диски и видеокассеты III тип - проблемно-исследовательский , связанный с созданием проекта, написанием реферата, научной работы , подготовкой в выступлению на конференции. IV тип - тематический , создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. ( разработки наглядных пособий, дидактических материалов)

Слайд 9

Правила оценки портфолио : Уровень « А»- всестороннее отражение основных категорий и критериев оценки, содержание свидетельствует о значительности приложенных усилий и очевидном прогрессе учащегося, наличии , высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету, в оформлении ярко выражены оригинальность и изобретательность . Уровень « В» - демонстрирует высокий уровень развития качеств, отраженных в целях обучения данному предмету, но недостаточно выражен в оригинальность в содержании отсутствует творческий элемент в оформлении портфеля. Уровень « С» - основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить лишь о сформириванности базовых знаний и умений. Уровень « Д»- представлены отрывочно и бессистемно работы из разных категорий, что не позволяет ни определить прогресс в обучении, ни уровень сформированности качеств , отражающих основные цели и критерии оценки.

Слайд 10

Основные принципы составления портфолио : Портфолио включает в себя наиболее успешные работы учащихся (по их собственному выбору) в данном классе по лексике, грамматике, письму, сочинения, результаты участия в конкурсах и внеклассных мероприятиях. Смотр портфолио проводится в конце каждого триместра. Лексико-грамматические тестирования проводятся примерно раз в месяц, соответственно у учащихся должно быть не меньше двух работ. Письма и сочинения дети пишут каждую неделю, в портфолио они включают не меньше трех писем или сочинений, которые наиболее точно отражают их мнение и индивидуальность и показались им самыми удачными. В каждом портфолио должна быть одна мультимедийная работа, подготовленная и защищенная учащимся на уроке. В течение триместра ученик должен принять участие в каком-нибудь конкурсе или внеклассном мероприятии на иностранном языке в соответствии со своим уровнем: внутри класса, школы, округа или города. Сама работа состоит из титульного листа, письменных работ (оригиналов или копий) и презентаций

Слайд 11

Электронный портфолио электронная форма портфолио не только делает систему стройной и легко организуемой, но позволяет включить видео, аудио материалы и гиперссылки на интересные материалы из Интернета ..

Слайд 12

« Портфолио » как система контроля и оценки помогает формировать основные компетенции по иностранному языку, а также способствует формированию универсальных учебных действий.

Слайд 13

Учащимся система « Портфолио » позволяет : Формируется интерес учащегося к определенной теме урока и иностранному языку в целом. Формируются навыки УУД и различные предметные умения .. Развиваются творческие способности учащегося. Развиваются навыки самоанализа и самостоятельной работы учеников, навыки коррекции самостоятельной работы. Снимается языковой барьер при общении на английском языке. Учащийся понимает необходимость систематичной работы при освоении учебного материала. Достигается понимание формирования оценивания работы.

Слайд 14

Учителям данная система позволяет : рационально планировать свою работу; стимулировать работу учащихся; своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса. предлагать личностно ориентированные задания не только на уроке, но и для домашнего выполнения ..

Слайд 15

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е !



Предварительный просмотр:

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся, обеспечении индивидуального сопровождения талантливых детей

1. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра».                                                                                                                                  Джон Дьюи

2. «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»  .

R.Descartes

    Современный быстро меняющийся мир требует глобальных преобразований во всех сферах общества, в том числе в образовательной среде. Преобразования, осуществляемые в системе среднего общего образования, не могут быть реализованы без изменения системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.

    Выпускник новой школы должен уметь успешно адаптироваться к условиям XXI века, самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимать решения и точно, эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире.

      Новые образовательные  стандарты —  требуют изменений не только в методике преподавания предметов, но и в системе контроля и оценки знаний учащихся, а также в самом сознании и мышлении учителей.    Формой такого наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, стал популярный в зарубежных школах и все чаще встречающийся в российских школах портфолио.

      В 2003 году Министерством образования Российской Федерации было внесено предложение  «Провести эксперимент с целью апробации нескольких вариантов построения портфеля 

( портфолио) образовательных достижений».

                     История портфолио   

Слово “портфолио” в переводе с итальянского языка означает “папка с документами”, “папка специалиста”. Термин “портфолио” в интересующем нас смысле появляется в 70-х годах у художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора.

       Что такое портфолио ( разные трактовки  на слайде).

                 Задачи Портфолио:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации школьников .

                    Виды Портфолио:

  • I тип - “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи :
  • похвальные грамоты за достижения в  учебе,
  • благодарственные письма родителям,
  • табели успеваемости, значки, медали и т. п.
  • II тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане:
  • контрольные и творческие работы ученика ( эссе, аннотации,отзывы, рецензии),
  • « Листы целей», « Листы самоконтроля и самооценки»,
  • Диски и видеокассеты
  • III тип - проблемно-исследовательский, связанный с
  • созданием проекта, написанием реферата, научной работы,
  •  подготовкой в выступлению на конференции.
  • IV тип - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. ( разработки наглядных пособий, дидактических материалов)

              Правила оценки портфолио( см. на слайде)

     Основные принципы составления портфолио:

  • Портфолио включает в себя наиболее успешные работы учащихся (по их собственному выбору) в данном классе по лексике, грамматике, письму, сочинения, результаты участия в конкурсах и внеклассных мероприятиях.
  • (Выбери для твоего портфолио:
  • три с твоей точки зрения лучшие работы из этого курса;
  • работу из начала, середины и конца курса;
  • работы, которые  по твоему мнению показывают лучше всего, чему ты научился;
  • из перечисленных типов  работ выбери по одному (например, обобщение текста, биографическое воспоминание, история, которую ты сам сочинил, комментарии к истории, сочиненной твоим товарищем);
  • две работы, которыми ты гордишься;
  • три работы, которые ты хочешь, чтобы их посмотрели (твои товарищи, родители  гости школы).

 

  • Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.)

  • Смотр портфолио проводится в конце каждого триместра.
  • Лексико-грамматические тестирования проводятся примерно раз в месяц, соответственно у учащихся должно быть не меньше двух работ.
  • Письма и сочинения дети пишут каждую неделю, в портфолио они включают не меньше трех писем или сочинений, которые наиболее точно отражают их мнение и индивидуальность и показались им самыми удачными.
  • В каждом портфолио должна быть одна мультимедийная работа, подготовленная и защищенная учащимся на уроке.
  • В течение триместра ученик должен принять участие в каком-нибудь конкурсе или внеклассном мероприятии на иностранном языке в соответствии со своим уровнем: внутри класса, школы, округа или города.
  • Сама работа состоит из титульного листа, письменных работ (оригиналов или копий) и презентаций.

            Электронный портфолио.

  • . Бумажный вариант комплексного портфолио со временем превратится в громоздкое собрание, в котором трудно ориентироваться. Поэтому целесообразно обратиться к электронной форме портфолио, которая не только делает систему стройной и легко организуемой, но позволяет включить видео, аудио материалы и гиперссылки на интересные материалы из Интернета. Электронный портфолио может быть размещен на компьютере учителя. Это дает возможность более гибкого контакта с учащимися, а учащимся при необходимости обмениваться материалами между собой.

      Можно сделать вывод, что « Портфолио» как система контроля и оценки помогает формировать основные компетенции по иностранному языку, а также способствует формированию универсальных учебных действий. А это, в свою очередь, соответствует требованиям стандартам второго поколения.

В завершении своего выступления  хочу сказать, что система портфолио является лишь одной возможных из форм оценивания работ учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Она направлена на повышение мотивации, помогает лучше понять внутренний мир ребёнка, его интересы, ценности, индивидуальные особенности, позволяет учителю наладить общение с подростком. Также система помогает показать динамику успехов и неудач учащихся в процессе изучения иностранного языка. Учителю следует помнить, что поиски необходимых форм контроля — его основная задача. У каждого преподавателя она своя, включающая разнообразные средства и приёмы работы, но преимущества данной системы очевидны и заключаются в следующем:

 

  • Формируется интерес учащегося к определенной теме урока и иностранному языку в целом.
  • Формируются навыки УУД и различные предметные умения..
  • Развиваются творческие способности учащегося.
  • Развиваются навыки самоанализа и самостоятельной работы учеников, навыки коррекции самостоятельной работы.
  • Снимается языковой барьер при общении на английском языке.
  • Учащийся понимает необходимость систематичной работы при освоении учебного материала.
  • Достигается понимание формирования оценивания работы.

     Учителям данная система позволяет:

  • рационально планировать свою работу;
  • стимулировать работу учащихся;
  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса.
  • предлагать личностно ориентированные задания не только на уроке, но и для домашнего выполнения..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Формирование индивидуальных образовательных траекторий

Статья, представленная вашему вниманию, подготовлена в рамках работы по эксперименту «Формирование индивидуальных образовательных траекторий средствами ИКТ», который был проведён в нашей школе.  ...

Презентация к статье "Формирование индивидуальных образовательных траекторий"

Данная презентация создана для того, чтобы донести до аудитории основный смысл статьи  "Формирование индивидуальных образовательных траекторий", которую Вы также можете найти на моем сайте....

«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Проектирование индивидуального образовательного маршрута включает как учебную, так и внеучебную деятельность одарённого подростка. Проектировать маршрут можно разной познавательной направленности: инт...

«Входное тестирование, как инструмент формирования индивидуальной образовательной траектории в контексте профильного обучения (10-11 класс)»

В данной статье рассматривается возможность использования входного тестирования, как отправной точки для совершенствования иноязычных компетенций учащихся 10-11 классов в рамках профильного обучения п...

Роль учителя технологии (мастера производственного обучения) в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся Салемальской школы-интерната

Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального об...