Формирование индивидуальных образовательных траекторий
статья по теме

Андрианова Наталья Федоровна

Статья, представленная вашему вниманию, подготовлена в рамках работы по эксперименту «Формирование индивидуальных образовательных траекторий средствами ИКТ», который был проведён в нашей школе.  В ней рассмотрены вопросы, связанные с реализацией системно-деятельностного подхода на уроках математики в основной школе, как средства для формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Особое внимание уделяется урокам развивающего контроля. Конспект  такого урока по теме «Столбчатые диаграммы» размещен на моём мини-сайте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_individualnykh_obrazovatelnykh_traektoriy.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование индивидуальных образовательных траекторий средствами ИКТ на уроках математики в средней школе.

 Андрианова Н.Ф.

МАОУ СОШ №36, г. Владимир

        Каждый учитель в своей повседневной работе стремится организовать учебный процесс так, что бы его ученики овладели учебным материалом в полном объёме.

Основной формой учебной работы является урок, он существует с XVII века, т. е. более 300 лет.

На уроке дети не только учатся, но и работают в коллективе,  привыкают к новым формам общения, вместе и каждый в отдельности переживают своё отношение к изучаемому предмету, друг к другу, к учителю.  

Стандарты второго поколения ориентируют учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям на использование современных технологий.

 В пояснительной записке, содержащейся в Фундаментальном ядре содержания образования, мы  находим следующее определение «Математика – наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.

 Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнёров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчёты для практических задач.

Математическое образование - это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения». [3]

В условиях подготовки к реализации ФГОС второго поколения  меняется и роль учителя  математики, который должен стать проводником в мир знаний.

Реализация  технологии  деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на  уроках  доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 Согласно типологии А.К. Дусавицкого тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. [4]

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Урок моделирования и преобразования модели.
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5. Урок контроля и оценки.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы (Школа 2000):

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

Уроки  «открытия» нового знания представили  наши   коллеги и на  V научно - практической конференции по естественно - математическому образованию в феврале 2013 года во ВИПКРО. [1]

Уделим внимание урокам развивающего контроля, которые проводились в нашей школе в рамках эксперимента по «Формированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся».

На уроках  развивающего контроля основной деятельностной целью является формирование у учащихся способностей к осуществлению контролирующей функции.

Содержательная цель - это контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Урок развивающего контроля включает следующие этапы:

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Мною разработаны и проведены уроки развивающего контроля. Среди них урок «Круговые и столбчатые диаграммы», он второй по данной теме. На первом уроке учащиеся осваивали построение диаграмм методом деления круга на определённое число частей. На втором уроке учащиеся осваивают способ построения диаграмм, применяя программу Microsoft Excel.

Конспект этого урока представлен в виде технологической карты.

Другой урок был проведён мною в 9 классе по теме «Преобразование графиков функций». Основная идея урока следующая:  учащиеся строят графики и проверяют их при помощи графопостроителя.

Наряду с новыми формами работы на уроках и факультативных занятиях  используются  опорные конспекты и рабочие  тетради, которые помогают индивидуализировать работу учащихся и выстраивать для каждого ребёнка свою образовательную траекторию развития. В частности, рабочие тетради Интеллект- центра (г. Москва), которые подходят ко всем учебникам математики и алгебры. На мой взгляд, они особенно важны на начальном этапе изучения алгебры.

Ещё одна форма проведения урока - это «Смотр знаний». Такое занятие по геометрии для родителей и учащихся мы проводим в конце второго полугодия седьмого класса. Учащиеся имеют возможность представить родителям основные этапы развития геометрии, показать её роль в практической деятельности людей.

Работа в условиях эксперимента даёт возможность учителю реализовывать свои идеи, применять современные технологии обучения. А для учащихся, это индивидуализация процесса обучения, приобретение опыта работы с электронными носителями информации. Эти факторы повышают качество образования, создают ситуацию успеха.

Литература:

  1. Естественно-математическое образование в школе будущего: традиции и инновации: Материалы V региональной научно-практической конференции/ под ред. Е.И. Антоновой. – Владимир, Собор, 2013.-344 с.
  2. Новые подходы к оценке качества естественно-математического образования (ЕГЭ, ГИА): опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей по материалам III научно-практической конференции по естественно-математическому образованию. – Владимир: Изд-во ГАОУДПО ВО ВИПКРО, 2011. -196 с.
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2011.-79 с.
  4. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в открытом социокультурном пространстве

С 2011 года школа №12 с. Дивноморское реализует инновационный проект "Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в откр...

Презентация к статье "Формирование индивидуальных образовательных траекторий"

Данная презентация создана для того, чтобы донести до аудитории основный смысл статьи  "Формирование индивидуальных образовательных траекторий", которую Вы также можете найти на моем сайте....

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся

Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...

«Входное тестирование, как инструмент формирования индивидуальной образовательной траектории в контексте профильного обучения (10-11 класс)»

В данной статье рассматривается возможность использования входного тестирования, как отправной точки для совершенствования иноязычных компетенций учащихся 10-11 классов в рамках профильного обучения п...

Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одаренных детей

Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство о...

Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одарённых детей

Данная статья содержит информацию о направлениях работы учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по формированию индивидуальной образовательной траектории ода...