Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одаренных детей
статья
Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство обеспечения престижа спортивной школы, а как самоценность. Характерная особенность современного периода развития ДЮСШ — научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермакова А.Ю.
Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одаренных детей
Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство обеспечения престижа спортивной школы, а как самоценность. Характерная особенность современного периода развития ДЮСШ — научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования.
Цель такого поиска — выявление одаренных детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию спортивного потенциала учащихся, выработка стратегии работы с одаренными учениками в образовательном процессе, развивающих форм и методов обучения.
Очень трудно в начинающем юном даровании распознать будущего чемпиона. В этих условиях важны несколько аспектов деятельности образовательной организации физкультурно - спортивной направленности:
- Сетевое взаимодействие с образовательными организациями (ОО).
В нашей спортивной школе взаимодействие строится в нескольких направлениях:
- работа физкультурно-спортивной ассоциации «Спортивные надежды», которая осуществляется в форме сетевого взаимодействия МАУДО ДЮСШ №6 с общеобразовательными организациями города и области: МАОУ СОШ № 31, МАОУ СОШ №36, МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов», МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова», МАОУ «Лицей №29», Православная гимназия. Проект ассоциация «Спортивные надежды» позволяет строить работу с учителями физической культуры в процессе взаимотворчества и диагностировать способности ребенка на ранних этапах, осуществляя целенаправленную работу по их развитию.
- Работа в рамках проекта «Плавательный всеобуч» на этапе отбора позволяет выявить наиболее способных учащихся. Опыт работы показывает, что учащиеся прошедшую такую подготовку и продолжившие обучение занимаются в системе и имеют достижения. Примером является система работы с МАОУ СОШ №36. Администрация ОО сообщает о проведении родительских собраний, учащиеся активно участвуют в экскурсиях, мастер-классах и спортивно-массовых мероприятиях, проводимых МАУДО ДЮСШ №6. Учителя физической культуры ведут совместную работу с тренерами-преподавателями, диагностируя и, направляя их в МАУДО ДЮСШ №6.
- Развитие культивируемых видов спорта осуществляется в рамках сетевого взаимодействия с ОО, с которыми заключены договоры безвозмездного пользования. За последние годы, благодаря такой работе, увеличилось количество учащихся на отделении волейбола (11%), рукопашного боя (48%), полиатлона (61%).
В результате системной и последовательной работы по диагностированию и сопровождению одаренных детей, банк данных «Одаренные дети Тамбовщины» в прошедшем учебном году пополнен 12 учащимися, добившимися успехов на Всероссийском и региональном уровнях. Семеро из них обучаются в ОО, с которыми мы ведем целенаправленную работу по диагностированию одаренных детей и их сопровождению.
Проблемными остаются несколько аспектов:
- не создана эффективная система диагностики спортивной одаренности в различных видах спорта, основанная на эффективных моделях и методах;
- нет общей стратегической концепции ДЮСШ и ОО в изучении круга интересов спортивной деятельности учащихся и их сопровождению;
- учебная и внеучебная деятельность детей в ОО занимает много времени, иногда не оставляя времени на тренировочный процесс. Понимание администрацией СОШ, что работа с одаренным ребенком – это системная работа, снимает эту проблему, но, к сожалению, не всегда. Иногда педагоги ОО отдают предпочтение внутренним мероприятиям, не понимая важность ежедневной работы со спортсменом для достижения высоких результатов;
- родители психологически не готовы понять, что спорт — это ежедневная кропотливая совместная работа. Многие отдают предпочтение учебе, не понимая, что одаренный ребенок, как правило, разносторонне развит и способен справляться с различными задачами.
2. Каждый одаренный ребенок – индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Только активная жизненная позиция родителей, объективное понимание возможностей и способностей ребенка и системно выстроенный процесс взаимодействия с тренером-преподавателем и учителями ОО позволяет детям достигать успехов на аренах различного уровня.
Традиционно лучших учащихся по итогам года и их родителей мы отмечаем благодарственными письмами и подарками. В процессе мероприятия администрация, родители и учащиеся обсуждают вопросы перспектив развития ребенка, учреждения и проблемы.
- Профессиональное обучение педагогов ДЮСШ, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными воспитанниками. Осуществляется в форме повышения квалификации педагогических работников, как на базе института повышения квалификации работников образования, так и форме дистанционного обучения Вузов России, организации и проведения семинаров и круглых столов с участием ведущих тренеров-преподавателей России. Благодаря такой работе наши воспитанники добиваются высоких результатов на соревнованиях различного уровня. Наблюдается рост спортивного мастерства учащихся по сравнению с предыдущими годами на 12%.
- Выработанная система мотивирования спортсменов и тренеров-преподавателей: участие в конкурсах, грантах, премирование, благодарственные письма и почетные грамоты.
Таким образом, задачи повышения числа одаренных юных спортсменов среди занимающихся диктуют необходимость создания новых моделей, методов и технологических средств. Разработка эффективных технологий диагностики спортивной одаренности в рамках современной системы спортивного отбора призвана способствовать более эффективному разделению массового и юношеского спорта и их автономному развитию с учетом специфических задач каждого.
В качестве одного из основных механизмов развития дополнительного образования детей Концепция развития дополнительного образования рассматривает межведомственную и межуровневую кооперацию, интеграцию ресурсов, в том числе организацию сетевого взаимодействия организаций различного типа.
В целях осуществления организационно-методического сопровождения реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования, регулирования инновационной деятельности в муниципальных организациях приказом комитета образования администрации города Тамбова в 2017 году был открыт и до настоящего времени активно функционирует городской ресурсный центр сетевого взаимодействия по работе с одаренными детьми. Партнерами в реализации данного проекта стали ОО города Тамбова.
Цель работы центра: организационно-методическое сопровождение реализации приоритетных направлений муниципальной системы образования.
Основные направления работы ресурсного центра: внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических и информационно-коммуникационных технологий обучения; отработка модели сетевого взаимодействия с муниципальными образовательными организациями для реализации педагогических инноваций, образовательных проектов и программ; эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов для апробации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования, отработка моделей организации предпрофильного и профильного обучения старшеклассников на основе сетевого взаимодействия с другими общеобразовательными организациями; развитие государственно-общественных форм управления образованием, обобщение и трансляция наработанного опыта работы в другие образовательные организации через реализацию программы сетевого взаимодействия ресурсного центра с образовательными организациями, организация инновационной деятельности по актуальным проблемам образования.
Таким образом, особое значение в современном обществе приобретает необходимость комплексного развития образовательной организации на основе полного использования его потенциальных возможностей в целях достижения лидирующих позиций на рынке образовательных услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-265245-1512331240.jpg)
Роль стартовой психологической диагностики в планировании индивидуальных образовательных траекторий
Статья раскрывает значени стартовой психологической диагностики в первом классе (по ФГОС)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-290947-1378415089.jpg)
Формирование индивидуальных образовательных траекторий
Статья, представленная вашему вниманию, подготовлена в рамках работы по эксперименту «Формирование индивидуальных образовательных траекторий средствами ИКТ», который был проведён в нашей школе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-290947-1378415089.jpg)
Презентация к статье "Формирование индивидуальных образовательных траекторий"
Данная презентация создана для того, чтобы донести до аудитории основный смысл статьи "Формирование индивидуальных образовательных траекторий", которую Вы также можете найти на моем сайте....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-704443-1446914670.png)
Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся
Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336655-1383817320.jpg)
Использование конструкторской среды «1С: Биологический конструктор 3.0» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся
В статье раскрывается роль использования конструкторской среды «1С: Биологический конструктор» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-843479-1478286915.jpg)
«Входное тестирование, как инструмент формирования индивидуальной образовательной траектории в контексте профильного обучения (10-11 класс)»
В данной статье рассматривается возможность использования входного тестирования, как отправной точки для совершенствования иноязычных компетенций учащихся 10-11 классов в рамках профильного обучения п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-1432287-1667292527.jpg)
Проблемы диагностики и формирования индивидуальной образовательной траектории одарённых детей
Данная статья содержит информацию о направлениях работы учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по формированию индивидуальной образовательной траектории ода...