Использование конструкторской среды «1С: Биологический конструктор 3.0» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся
статья

Бачурина Наталия Викторовна

В статье раскрывается роль использования конструкторской среды «1С: Биологический конструктор» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Бачурина Н. В., bachurina.natalia@yandex.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №24», г. Тула

Использование конструкторской среды «1С: Биологический конструктор 3.0» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся

Bachurina N. V., bachurina.natalia@yandex.ru
Municipal budget educational institution "center of education №24", Tula

The use of the design environment "1C: BioKit 3.0" in the construction of individual educational trajectories of gifted students.

Аннотация

В статье раскрывается роль использования конструкторской среды «1С: Биологический конструктор» при построении индивидуальных образовательных траекторий одаренных учащихся.

Abstract

The article reveals the role of the use of the design environment "1C: BioKit " in the construction of individual educational trajectories of gifted students.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, конструкторская среда, «1С: Биологический конструктор».

Keywords: individual educational trajectory, design environment, "1C: BioKit".

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" включает следующие положения: 

Статья 3:

П. 7. свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

Статья 5:

П.5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

П.п. 2. оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте. [1]

В связи с этим возникает необходимость разработки для одаренных учащихся индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) как средства содействия реализации их права на качественное образование в соответствии с их потребностями.

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [2].

Н. Н. Суртаева [3] придерживается трактовки, что ИОТ представляют определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого обучающегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, что осуществляется при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога, во взаимодействии с родителями. 

Таким образом, главная цель построения индивидуальной образовательной траектории - помочь обучающемуся достичь своих образовательных, личностных, творческих и других целей через обучение предмету.

Индивидуальная образовательная траектория сложно структурирована. В её структуре выделяют несколько компонентов:

- целевой 

- содержательный 

- технологический 

- диагностический 

- организационно-педагогический 

- результативный [4] 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Особое внимание уделяется метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; и формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. [5]

При этом основополагающим компонентом являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Их использование относится к технологическому и содержательному компонентам  ИОТ.

Для реализации этой задачи фирма 1С создала и развивает программный продукт – конструкторскую среду «1С: Биологический конструктор».         Компьютерное моделирование – наиболее эффективная форма обучения и овладения всеми видами ууд,  реализации метапредметного подхода. Использование метода компьютерного моделирования позволяет  достичь следующих результатов:

- повышение уровня познавательной активности в изучении биологии;

- успешное решение задач метапредметного характера;

- развитие творческого подхода к изучению и исследованию окружающего мира.

Программный продукт обладает рядом существенных преимуществ:

- может использоваться как дома, так и в школе при проведении урочных и внеурочных  занятий при различной компьютерной оснащенности учебного класса;

- позволяет намного эффективнее не только освоить школьный курс биологии, но и значительно расширить его рамки;

- повышает уровень эмоциональной вовлеченности учеников, развивает мышление и побуждает к творчеству;

- применяется для визуализации учебного материала;

- в его  основе лежит системно-деятельностный подход к процессу обучения.

Данный ЭОР позволяет моделировать большое количество биологических процессов, недоступных для обычных экспериментальных исследований, поэтому его рекомендуется  использоваться в проектной работе, подготовке к олимпиадам, ЕГЭ и для работы в профильных классах. С помощью конструктора можно создавать виртуальные лаборатории, позволяющие самостоятельно устанавливать научные закономерности в ходе проведения опытов. Такие практические занятия вызывают у учащихся большой интерес и способствуют лучшему пониманию и усвоению теоретических знаний. Разработка способствует углубленному пониманию сущности процессов, составляющих основы следующих разделов общей биологии: экологии, эволюции, социобиологии, генетики, цитологии.

На первом этапе работы по выстраиванию индивидуальной образовательной траектории модели-эксперименты подбираются из коллекции готовых экспериментов, созданных разработчиками. Например, модели по эволюции популяций, жизнедеятельности клетки, генетике. На втором этапе можно разрабатывать подобные модели самостоятельно. Виртуальные эксперименты всегда вызывают особый интерес у одаренных учащихся. Важно, что в ходе выполнения поставленных задач обучающиеся осуществляют поиск решения самостоятельно, не пытаясь подсмотреть его. Было проведено анкетирование, показавшее, что включение подобных занятий в индивидуальную образовательную траекторию способствует лучшему пониманию предмета, подталкивает к более глубокому его изучению и выводит освоение ууд на качественно новый уровень.

Таким образом, использование конструкторской среды «1С: Биологический конструктор» представляется перспективным направлением в разработке индивидуальных образовательных маршрутов одаренных учащихся.  

Литература.

  1. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304167&fld=134&dst=100048,0&rnd=0.7886608736861853#009139703184243397
  2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.
  3. Суртаева Н. Н. Педагогические технологии естественного обучения // Химия в школе. - 1998. -№ 7. - С. 13-17
  4.  http://открытыйурок.рф/статьи/415977/
  5. https://минобрнауки.рф/документы/938


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Дистанционное обучение - как способ построения индивидуальной образовательной траектории

О дистанционном обучении все говорят, но пока немногие представляют как его осуществить  и для чего оно нужно....

Построение индивидуальной образовательной траектории на уроках математики

Представлен алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории на уроках математики,...

ИССЛЕДОВАНИЕ КАК МОДУЛЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ.

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Этой мечте не всегда суждено сбыться, так как у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности....

Проект "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"

Презентация проекта по теме "Социальное партнерство как условие построения индивидуальной образовательной траектории учащихся ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога"...

Повышение качества подготовки выпускников на основе компетентностного подхода в условиях инновационной среды и реализации ФОП через построение индивидуальной образовательной траектории и развитие функциональной грамотности

Повышение качества подготовки выпускников школы во все времена являлось важной задачей, поскольку от качества образования зависит успешность дальнейшей жизни молодого поколения и развитие общества в ц...