Статья "Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся как один из факторов построения индивидуальной образовательной траектории развития учеников (или индивидуализация образования)"
статья (10 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tyutorstvo.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся как один из факторов построения индивидуальной  образовательной траектории развития учеников (или индивидуализация образования)

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю,

Я знаю, где и как я могу это применить».

Сколько существует человеческое общество, столько времени идет поиск способов повышения качества обучения, особенно в  общеобразовательной школе. Человечество переходит к информационному обществу, становление которого на  современном этапе  его развития реализуется за счет высокого уровня информационных технологий,  в первую очередь коммуникативных. Все  в большей степени нарастает объем информации, в котором следует уметь ориентироваться образованному человеку XXI  века. В этой связи мы видим эффективным применение информационных технологий в обучении иностранному языку, которые в свою очередь, реализуют принципы дифференцированного и  индивидуального подхода к обучению. Как показывает практический опыт,  даже те учащиеся, которые на стандартном уроке чувствуют себя неуверенно, или с неохотой выполняют задания, в компьютерном классе с удовольствием выполняют работу. Результатами использования новых  компьютерных технологий являются индивидуализаци обучения, повышение мотивации учеников при обучении иностранному языку, усиление обратной связи «учение-учитель», объективность оценивания знаний, умений и навыков, облегчение сбора статистики, выяление слабых мест в знаниях и дифференциации обучения, изменение структуры занятости учителя.

Метод проектов при обучении английскому языку

Поскольку сегодня мы говорим об индивидуализации в обучении, то одной из наиболее популярных форм организации работы с  учащимися, которая обеспечивает достижение обучающих целей, и где процесс базируется на интересах и способностях учеников, на наш взгляд является проектная методика.  При проведении нестрандартных уроков компьютерные технологии раскрывают огромные возможности. Это использование интернет-форумов для общения с подростками из разных стран, развивающих мультимедийных программ, компьютерных словарей, фильмов и аудиовизуальных материалов в цифровом формате, локальной сети, дистанционного обучения, создание собственных проектов.

Метод проектов, его осмысление и применение в новой социокультурной ситуации в свете требований к образованию на  современной ступени общественного  развития позволяет говорить о  школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи индивидуализации в обучении подрастающего поколения.

Обращаясь к специфике иностранного языка и задавая вопрос «Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как  он может быть использован с учетом специфики предмета?»,  необходимо отметить, что , прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способами речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной  компетенции как одной из основных целей.  Проектный подход в творческой деятельности детей оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения, позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки в области гуманитарных дисциплин, способствует творческому развитию и решению воспитательных задач в образовательной деятельности. А обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И в настоящее время, в центре внимания современной школы стоит сам ученик как творческая и активная личность, ее развитие, внутренний мир, диалог с  окружающим миром. Отсюда следует, что речь ученика становится средством выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. И наши ученики диктуют нам абсолютно другие методы и подходы в обучении. Он стремится выразить  себя, и не только  в результатах своей работы, но во внутреннем духовном мире.  Можно сформулировать следующее правило,  которому последнее время следует современная педагогика: любое высказывание ученика должно быть  по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего я. Для достижения целей обучения,  намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся  необходимо, прежде всего, общение. В данном случае, роль ученика здесь больше тьюторская, чем контролирующая. Поэтому отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество, следуя одному из основных девизов тьюторства – идти вместе, работать вместе, бок о бок, продвигаясь к общей цели…

Тьютор – не тот, кто  передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, а тот, кто передает опыт учения. Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школьного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в  позиции изучающего. Не зря китайский философ Конфуций сказал: «Учитель и ученик растут вместе…»

А теперь попробуем показать, почему именно тьюторское  сопровождение проектной деятельностью помогает  запустить индивидуальную траекторию саморазвития ученика. Под тьюторским  сопровождением мы понимаем:

- организация работы на материале реальной жизни учеников;

- расширение его собственных возможностей;

- подключение субъективного отношения к построению  собственного  продолжения к успеху.

Мы предоставляем полную самостоятельность ученикам в выполнении работ, оставляя только контроль. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной  жизни ученика, расширении его собственных возможностей,  подключении субъективного отношения к построению собственного продвижению к успеху.

Мы предоставляем полную самостоятельность ученикам в выполнении работ, оставляя за собой только контроль. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни учеников, расширении его собственных возможностей,  подключении субъективного отношения к построению собственного продвижения к успеху.

Основными функциями тьютора в отношении учащихся считаем:

- диагностику состояния процесса обучения учащихся,

- осуществление целеполагания,

- обеспечение мотивации у учащихся и вовлечение их в деятельность,

- управление деятельностью учащихся,

- коррекцию деятельности учащихся,

- контроль за выполнением заданий,

- рефлексию деятельности.

Тьюторское сопровождение позволяет  учитывать  интересы каждого из учеников,  помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их  конкретные запросы, что ведет  к изменению позиции учителя. Таким образом, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,  проектной деятельности своих учеников.

Проект

Работа над проектом предполагает создание  максимально благоприятных условий для раскрытия и появления творческого  потенциала учеников: развивает  их воображение, фантазию, мышление. При этом возникает необходимость высказать свое мнение,  принять участие в общении, то есть формируется внутренний  мотив говорения.

        Проект(в переводе с латинского – «брошенный вперед») – форма  совместной деятельности педагогов и учащихся, в процессе которой достигается изначально запланированный результат. Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Проектная технология обладает отличительными особенностями, которые  для нашего исследования имели наиважнейшее значение:

- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

- акцент на  самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

- выбор темы,  вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с  условиями, в которых выполняется проект;

- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

- подготовка проекта и наглядное  представление конечного продукта.

Этапы работы над проектом

- определение темы проекта;

- определение проблемы и цели проекта;

- обсуждение структуры проекта, составление  примерного плана работы;

-  презентация необходимого языкового материала и прекоммуникативная тренировка;

- сбор информации:  обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному  опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации;

- работа в группах. (учащиеся обсуждают промежуточные  результаты, преподаватель комментирует   проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц);

- анализ собранной информации;

- подготовка презентации проекта;

- демонстрация результатов  проекта ( кульминационная точка работы над проектом);

- оценка проекта. Данный этап включает в себя не только  контроль усвоения языкового материала и развития  речевой и коммуникативной компетенции,  но и общую оценку проекта, которая  касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта;

- интеграция проектов в процесс обучения языку.

Данная работа стимулирует учащихся не только  к более глубокому изучению предмета, но и  к освоению новых программ и  программных продуктов, использованию новейших  информационных и коммуникативных  технологий.  Работы  выполняются в режиме презентаци1 Power Point, также используются программы  Microsoft Word, Photoshop.

Метод проектов  позволяет учащимся проявить  самостоятельность  в выборе  темы,  источников информации,  способов ее изложения и презентации. Данная методика позволяет  вести  индивидуальную работу над темой, которая  вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для  себя решает,  ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или  почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую,  ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое  важное и занимательное.

Начальный этап работы над проектом -  определение, введение в  обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторения» и становится гармоничной частью единого  процесса обучения.

Одной из самых главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной  практической  цели. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также  считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. «Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять  практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания».  К творческим умениям Е.С. Полат относит следующие: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с  собеседником; умение лаконично излагать свою мыслью». Проекты легко интегрируются в уроки («content-based»), цель  нашего проекта состоит в  освоении данной темы с помощью  изучаемого языка. При этом активно развиваются все его аспекты:  чтение, интеграция и оценка аутентичных материалов, устное  их обсуждение, планирование деятельности по сбору информации и организации научного исследования, письменное и мультимедийное  оформление результатов работы.

Проект “Is It Easy to be Young?”

Организационный этап

         Для успешной  реализации проекта были намечены цели проекта:

Образовательный аспект:

- активизировать употребление лексики по теме: «Легко ли быть молодым?»

При овладении лексико-грамматическим материалом активно используется клишированные  выражения.

Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки составления диалога на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические  времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку,  владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником.

- продолжить формирование навыков устной монологической, диалогической речи и аудирования;

- формирование лексико-грамматических навыков.

Развивающий аспект:

- развивать речевые умения учащихся, внимание, память;

- познавательную активность, умение работать самостоятельно;

- использовать  разные способы выражения информации;

- развивать  способности к сравнению;

- развивать оперативную память;

- развивать способности к распределению внимания, коммуникабельности;

- умение выражать  свое отношение к теме;

- способствовать развитию  аналитического, критического и образного мышления через  использование проблемных ситуаций и творческих способностей.

Воспитательный аспект:

- воспитывать культуру работы в группе по достижению общей цели;

- чувство сотрудничества, умение выслушивать и уважать мнение других, повышать  мотивацию изучения  английского языка;

- формирование  уважительного  и ответственного отношения.

В обучении английскому языку метод  проекта можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в 10 классе ведется по УМК В.П. Кузовлева. Учитывая высокую загруженность учащихся, мы разрабатываем  школьные проекты по темам, которые предлагаются учебной  программой.  Следует отметить, что тема проекта должна не только  входить  в общий контекст обучения языку, но и  быть  достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

Так, например, в основу предполагаемого проекта нами были взяты два раздела вышеупомянутого учебника: “What Is Hot with the Young Generation?”, “Is It Easy to Be Young?”

Тематика оказалась очень близка учащимся, так как они сами являются подростками. А подростковый возраст является в развитии личности сложным и определяющим одновременно. В это время молодые люди должны справиться с гораздо большим количеством задач развития,  чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания среди сверстников, завязать  дружеские  и партнерские  отношения,  определить  перспективу будущей  профессии, создать собственную  шкалу ценностей как основу собственного  поведения. Поэтому  ребята не прочь были пообщаться на актуальные для них же темы,  применив свои знания и умения в практике  речи на английском языке.

После обсуждения темы формируется общая тема  проекта «Легко ли быть молодым?» с тремя  подразделами и разделением их на 4 этапа с разным уровнем поведения: 5-7 уроков  подготовки  к каждому  презентационному уроку. Попутно  сформулированы темы основных отчетных уроков:

  1. Мир самовыражения молодого  поколения – субкультуры и молодежные  общественные  организации 9урок мультимедийных презентаций);
  2. Мир осознания  молодыми  людьми общественных  норм (на  материале конвенции о правах ребенка, на  сравнительном материале Великобритании и России) – (диалоге  в режиме реального времени в социальных сетях);
  3. Мир ценностей  молодого  поколения (технология коллажей);
  4. Онлайн-диалог “Free Talk”  на тему  «Легко ли быть молодым?» (урок онлайн-телемост)

Таким образом, содержание  проектной работы  оказывается, основано на  логическом продолжении содержания тематики учебника.

Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный  по времени этап работы над проектом – это  сбор  информации – обращение к уже  имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного  мнения и взгляда на   предмет исследования.

Следует отметить,  что не  все  ученики сразу  и легко включаются в работу над проектом.  Нельзя  предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь  каждому  определиться с конкретной темой, посоветовать , на что  обратить внимание и как  представить свои  результаты.

Именно здесь происходит  основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные  результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает  множество возможностей применить  пройденные  грамматические явления и структуры.  Несомненно,  отработанные  в такой ситуации грамматические  единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.

В работе над проектом на начальных  этапах учащиеся осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому  конкретному  моменту. Даются советы, ставятся наводящие  вопросы учителя, на что следует  обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить. В итоге ребенок приходит к сознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать  своим друзьям на английском языке.

Так,  в рамках  работы над проектом “Is It Easy to Be Young?” -  «Легко ли быть молодым?»,  подготовлены, проведены и защищены презентации на тему: «Мое  мнение о молодежных общественных организациях», появились коллажи на темы: «Быть молодым – это легко и весело», «Быть молодым – это не просто, серьезно», «Быть молодым – это тяжелая работа».

Проведены онлайн-диалоги в режиме реального времени в социальных сетях) по заранее  намеченным темам: проблемы молодого поколения, права молодых людей, семья,  друзья, любовь, взгляды на будущее.

Важным условием эффективной работы над  проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

Презентация

На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (Этап презентации) учащиеся работают собственно над техническим  выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту  большой динамизм. Ребята сами набирают тексты на компьютерах, учатся работать с  текстовыми и графическими редакторами,  совершенствуют навыки работы на  компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских  и русско-английских словарей.  У учащихся появляется практическая  возможность использовать  знания и навыки, полученные на уроках информатики. Очень важным моментом в процессе реализации конечного продукта был подбор иллюстраций для подготовки мультимедийных презентаций с помощью программ «Power Point”, “Movie Maker”.

Итоговым и завершающим  этапом всего проекта  была организация онлайн-диалога “Free Talk”,  обобщающего и систематизирующего весь пройденный материал  по теме «Легко ли быть молодым?» Для чего заранее был составлен ряд вопросов для обсуждения:

  1. Как тинейджеры  выражают свою индивидуальность?
  2. Почему тинейджеры вступают в  неформальные  организации?
  3. Что могут рассказать родители о своей молодости?
  4. На сколько отличаются тинейджеры России от тинейджеров других стрнан?
  5. Являются ли общепринятые права молодых людей приемлемым для меня?
  6. Что значит для меня  стать совершеннолетним?
  7. Молодое поколение -  старые проблемы?
  8. Взгляд молодых людей на жизненные устремления.
  9. Что  беспокоит молодых людей?
  10. Традиции свиданий Британии и России?
  11. Приносят ли годы юности счастье?

Рефлексия – деятельности и перспективы

Цель  обучения  иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Звадача учителя активизировать деятельность  каждого учащегося,  создать  ситуации для их творческой активности в процессе обучения.

Любой проект – это способ  организовать совместную деятельность, согласовать  взгляды, средства в достижении общей цели, который  требует разработки идеи, исполнения, контроля и оценки, где  важную роль играют взаимодействия участников проекта, их  взаимоотношения, создание творческих содружеств.

Работая над проектом, мы приобрели важную для учебного процесса роль -  организаторов самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой  деятельности учащихся.

Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный  потенциал и способствует принципам  индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволила учащимся выступить в роли авторов, создателей, повысить творческий потенциал, расширить не только  общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое  важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его  презентация. Проект – это  возможность учащихся выразить  собственные идеи в удобной для них  творчески продуманной  форме.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в  рамках школьной программы показало, что учащиеся:

- достигают хороших результатов в изучении иностранного языка;

-имеют практическую возможность применить навыки, полученные  на уроках информатики;

-понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед  традиционными методами обучения.  Основными преимуществами являются:

- повышение  мотивации учащихся при изучении английского языка;

- наглядная  интеграция знаний по различным предметам школьной программы;

- простор для творческой и созидательной деятельности.

Использовав в своей работе проектную методику, мы увидели, что  при изучении, закреплении учебного материала, а особенно при  организации его  практического применения данный метод  очень эффективен и применив его на практике, пришли к выводу, что проектное обучение активно влияет на   мотивацию учащегося. Работая над проектом,  дети учатся взаимопомощи, желанию и умению сопереживать. Считаем, что этот метод влияет на формирование творческих способностей и учителя, и учащихся. При этом идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Метод проектов приводит учеников к  реализации практического владения иностранным языком.

        В условиях  изменения содержания образования,  когда происходит переход от знания  центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий  раскрывает огромные  возможности компьютера как средства обучения.  Компьютерные  обучающие программы имеют много преимуществ перед  традиционными методами обучения. Они  позволяют тренировать  различные  виды  речевой деятельности и сочетать  их в  разных комбинациях, помогают осознавать языковые явления, сформировать  лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия,  а также  обеспечивают возможность  учета  ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального  подхода и  интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

        Современность  предъявляет также все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневной общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто  рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает  огромные возможности компьютера как средства обучения.

        Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить  существенного  педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Мы уверены, что наши ученики, продолжают движение к  самореализации по своей индивидуальной траектории развития,  старт которой дается в школе.

Если ребенку удастся добиться успеха в школе,

у него есть все шансы на успех в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования

В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...

Презентация "Методическое сопровождение проектной деятельности учащихся"

Методическое сопровождение проектной деятельности учащихся. (презентация)...

Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей. Методическая статья.

Данная методическая статья дает возможность представить, как проектная деятельность в школе может объединить учителя, учеников и их родителей. Каким образом можно повысить эффективность учебно-воспита...

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся, как один из фрагментов экологического воспитания школьников.

Изучение экологии сегодня включает не только экологическое образование, но и экологичесчкое воспитание. Нет придела человеческому любопытству, а следовательно можно разработать для учащихся огромное к...

«Роль личности педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся»

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребе...

Реализация и сопровождение проектной деятельности учащихся на внеурочных занятиях.

В работе представлены основы организации и реализации проектной внеурочной  деятельности духовно – нравственного направления на примере создание флешбука как формы представления итогового п...