Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования
статья по теме

Рудковская Валентина Дмириевна

В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешной социализации личности ребенка в современном мире.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchastie_v_pervoy_rayonnoy_nauchn1.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Участие в первой районной научно-практической конференции педагогов «Традиции и инновации в современном образовании и воспитании».

1. Тема учительского проекта: Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования

Ф. И.О.: Рудковская Валентина Дмитриевна

Место работы: МОУ ДОД «Покоснинская ДШИ»

Должность: преподаватель ДПИ

 Содержание тезисов

1. Введение.

Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».  (Словарь иностранных слов).

     Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

     Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму  его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество.

     Цель моей проектной работы – представить роль портфолио в работе учителя по теме самообразования, в творческом и профессиональном росте учителя; его роль в формировании навыков рефлексии (самооценки) учителя биологии и географии.

Задачи проектной работы:

  • систематизация опыта;
  • определение разделов портфолио, облегчающее самообразование или консультирование со стороны коллег и администрации;
  • объективное оценивание профессиональных умений с помощью портфолио;
  • использование портфолио в аттестации, в получении более высокой категории, при участии в конкурсе.

2. Основная часть.

     Я веду портфолио с 2006 года. Считаю, что портфолио необходим для проведения всестороннего систематического анализа учителем своей педагогической деятельности. Портфолио – самопрезентация, папка личных достижений, наглядно демонстрирующая то, что учитель знает и умеет делать достаточно хорошо. Это и форма рефлексии, позволяющая проанализировать собственную педагогическую деятельность, произвести  качественную оценку результата и выстроить план дальнейшей работы, повысить её эффективность, это и инструмент обеспечения мониторинга профессионального роста педагога. На мой взгляд, правила составления портфолио следующие:

  • Как можно более точно сформировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;
  • Определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;
  • Собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;
  • Все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
  • Важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;
  • Указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы;
  • Регулярно писать рефлексивные заметки.
  • Аккуратность и эстетичность оформления.
  • Наглядность результатов работы.
  • Технологичность.

С моей точки зрения, возможные разделы портфолио.

             Раздел 1. Общие сведения об учителе 

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях.

          Раздел 2. Результаты педагогической деятельности 

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.

            Раздел 3. Научно-методическая деятельность 

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога.

            Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету

           Раздел 5. Учебно-материальная база 

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии).

     Чтобы портфолио не был слишком документализирован, я предлагаю вставить рубрики «Портрет» (показ портрета и сюжетных картинок). Данные фотографии раскрывают мой образ жизни, мой интеллект, профессионализм и, конечно же, любовь к детям без которой, я считаю, учитель просто не может существовать. На сюжетных фотографиях мой  класс, где я являюсь классным руководителем. В детях я стараюсь формировать здоровый образ жизни, экологическую культуру, культуру общения, учу их пользоваться современными информационными материалами, мотивируя обучающихся на сотрудничество и повышение уровня знаний с помощью интерактивных средств в образовательном процессе.

     причиной участия в данном конкурсе стало, прежде всего, желание вырасти, проверить свои способности, систематизировать  и поделиться накопленным опытом работы.

     Мой любимый афоризм и девиз: «Соответствовать времени, в котором живешь, месту, которое занимаешь».

     Раздел «Рабочие материалы» содержит: мои документы, сравнительный анализ деятельности за 5 лет на основании мониторинга обученности классов, контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о поступлении в вузы по специальности; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;

участие в методических и предметных неделях; организация и проведение семинаров,

      В рубрике «Стимулы успеха» я поместила копию  удостоверения о прохождении курсов по повышению квалификации, дипломы, грамоты и благодарственные письма. Эти документы ценны мне тем, что дана независимая объективная оценка моим знаниям, умениям и навыкам людьми науки.

     

Гордость и стимул к работе каждого учителя – это его ученики. Помещена таблица победителей и призеров школьной и районной предметных олимпиад. Имеются победители на школьном и районном уровнях.

3. Заключение.

     Мои пять межаттестационных лет работы в школе преподавателем ДПИ – это годы интенсивной апробации  современных технологий,  новых  учебно-методических комплектов,  продуктивных методов обучения и воспитания. Эти годы я считаю годами проб, ошибок и находок. А как говорится, «кто не работает, тот и не ошибается». Но каждая ошибка побуждала меня к новому творческому поиску, а это, на мой взгляд, – важный стимул успеха, потому что «творить дано не каждому».

     Для того, чтобы анализировать свою педагогическую деятельность, совершенствоваться и развиваться, нужно фиксировать свои достижения в рабочей тетради, т.е. портфолио. Портфолио можно использовать при выплате стимулирующей части заработной платы, для аттестации педагогов (определения квалификационной категории педагога). Я считаю, что портфолио должно быть обязательно у каждого педагога!

2.Тема учительского проекта: Организация проектной деятельности учащихся детской школы искусств.

(Интеграция уроков технологии, изобразительного искусства.)

Ф. И.О. выступающего: Рудковская Валентина Дмириевна

Место работы: МОУ ДОД «Покоснинская детская школа искусств»

Должность: преподаватель ДПИ

                                        Содержание тезисов.

1.  Введение.

      Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие каждого ученика. В последнее время в школьную практику дополнительного образования всё активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно – познавательной деятельности  учащихся, успешной социализации личности ребёнка в современном мире.

         Я , преподаватель ДПИ, работаю с проектами с 2009 года. Накопился определённый опыт, и позитивный и негативный. В своей работе я попыталась  ре решить проблемы: нужны ли проекты в нашей школе, какие они должны быть, чему должны научить?                                                                                                                                                                                                                                                    Цели моей работы: обобщение практического опыта, апробация алгоритма создания проектных работ.                                                

Задачи:

1.Ознакомиться с методической литературой по теме,

2.Систематизировать практический опыт по созданию ученических проектов, 3.Диагностировать развитие творческих способностей детей,

4.Выявить отношение детей и родителей к созданию проектных работ.

2. Основная часть.

2.1       1 января2010 года в России вступают в силу новые стандарты образования, где прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Главное не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности. Цель проектов - формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков учащихся, воплощённых в конечный продукт, воспитание в  учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Нужен компетентностный подход. Для его реализации был разработан и реализован долгосрочный   коллективный проект «Творческий проект ученика».

2.2    * Замысел создания проекта возник на уроках «Композиция и работа в материале» при изготовлении различных изделий в материале.

       * Во внеурочное время провели коллективное соревнование «»

        *   На родительском собрании родители выразили желание подключиться к проекту. Так появились выпиленные заготовки будущих изделий, возникла выставка различных творческих  работ, на которую пригласили учащихся других отделений.

       

       *Приняли участие в конкурсе «Юный художник», проводимым Отделом культуры Братского района .Продолжается социализация учащихся.

    * Подобрали  загадки, рассказы, рисунки, которые использовали на уроках и конкурсах. Реализуются межпредметные связи, происходит интеграция предметов.

            Создание проекта «Творческий проект ученика» способствовало развитию творческих способностей детей, сплочению детского коллектива, тесной связи с родителями, умению работать с дополнительными источниками для получения информации, а значит, выработке ключевых компетентностей.

2.3.  Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей и  связью с внеурочной деятельностью. Нужен алгоритм деятельности учителя. Я проследили его на примере создания коллективного долгосрочного проекта в нашем классе.

 1 этап. Идея создания проекта «Край родной» возникла на уроках при изучении темы «Местные мастера Сибири». В школьном музее познакомились с историей с. Покосное, Братского района.

2 этап. После экскурсии по посёлку на уроках изобразительного искусства нарисовали улицы и дома посёлка, придумали свои эскизы оформления наличников и ставень

3 этап. На уроках технологии мы изучили виды и свойства древесины, приёмы работы с ней. Полученные знания позволили создать макеты деревенских изб.

4 этап. Проект разрастался – подключились родители. Дети предложили вынести на улицы макета людей, домашних животных, растения. Таким образом, работа над проектом «Творческий проект ученика» вышла за рамки урока и продолжилась на детском объединении дополнительного образования «Умелые руки».

5 этап. Представление и защита коллективного проекта на школьной НПК .

            Я считаю, что создание коллективного проекта развивает интеллектуальные способности учащихся, инициативу, самостоятельность, ответственность, толерантность, способствует формированию технологической культуры учеников.

3. Заключение.

Реализуя проект, учащиеся смогут не только значительно пополнить знания, но и  применять их на практике в повседневной жизни, научатся работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей

работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия. Таким образом,  в условиях модернизации образования , требующего компетентностный подход, создание ученических проектов становится одной из важнейших методических форм в деятельности педагога, объединяющей всех участников образовательного сообщества.

                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Роль курсового обучения в профессиональном развитии педагога дополнительного образования

Катастрофически быстро меняется время, стремительно развиваются информационные технологии, взрываются привычные представления о жизни и обществе. Процесс изменений не прекращается ни на минуту. А совр...

Выступление к семинару «Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности."

Педагог  дополнительного  образования - фигура, которая определяет разрешение  всех  проблем  учебно-воспитательного  процесса в  учреждении. Обязательное  усло...

Организация проектной деятельности учащихся в объединении дополнительного образования ««Ириска» – основы журналистики»

Воспитание гражданской ответственности и социальной активности через проектные работы в школьном объединении "Ириска - основы журналистики"...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога дополнительного образования

В условиях модернизации образования и введения профессионального стандарта становится актуальным вопрос профессионального развития педагога дополнительного образования. Учитывая специфику организации ...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....