Выступление к семинару «Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности."
учебно-методический материал на тему

Собка Наталья Алексеевна

Педагог  дополнительного  образования - фигура, которая определяет разрешение  всех  проблем  учебно-воспитательного  процесса в  учреждении. Обязательное  условие  этого  —  высокая информированность,  знание  результатов новейших исследований психолого-педагогической  науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения,  воспитания  и  развития.  Все  это требует  от  педагога  постоянного  совершенствования  профессионализма,  повышения уровня общей культуры.

Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования, отвечающего перспективам профессионального развития педагогов с учетом личностных и профессиональных потребностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ

Выступление к семинару

«Профессиональное развитие педагога дополнительного образования  основа его успешной деятельности.

                                                 Подготовила: Собка Н.А., методист

                                              Мальчевского ДДиЮ.

Ст. Мальчевская,  2016 год

Профессиональное развитие педагога дополнительного образования  основа его успешной деятельности.

         Педагог  дополнительного  образования - фигура, которая определяет

разрешение  всех  проблем  учебно-воспитательного  процесса в  учреждении. Обязательное  условие  этого  —  высокая информированность,  знание  результатов новейших исследований психолого-педагогической  науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения,  воспитания  и  развития.  Все  это требует  от  педагога  постоянного  совершенствования  профессионализма,  повышения уровня общей культуры.

        Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров. Необходимо совершенствование содержания последипломного образования, отвечающего перспективам профессионального развития педагогов с учетом личностных и профессиональных потребностей.

 Последипломное образование рассматривается как процесс становления и развития специалиста как профессионала и как личности. Исходя из анализа современных исследований видно, что последипломное образование подразумевает под собой повышение уровня образования, совершенствование подготовки, повышение уровня квалификации педагога. Профессиональное развитие педагога является важной составляющей последипломного образования. Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога. В связи с этим, в системе последипломного образования, особое внимание необходимо уделить профессиональному развитию педагогов. Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности педагога, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности.

При несоответствии уровня профессионального развития педагога инновационной системе образования, возникают проблемы. Направленность на создание условий для понимания сущности и целей введения инноваций, обновления образовательной сферы, включение педагога в личностно значимый процесс профессионального развития становится важной направляющей осуществления процессов модернизации образования. Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость.

Требования к профессиональной деятельности педагога, его личности и способностям обусловлены происходящими в обществе социальными преобразованиями. В связи с постоянным развитием системы образования новые социальные запросы в данной области делают актуальным рассмотрение требований к профессиональному развитию педагогов. Сегодня налицо противоречие между меняющимися со временем требованиями к педагогам и новыми условиями жизни общества. Постоянно развивающаяся и меняющаяся социальная среда, безусловно, оказывает влияние на образование. Меняются целевые установки в обществе, соответственно происходят изменения в образовательной среде. В связи с этим педагогам очень важно осознавать свою роль в этом процессе, стремиться формировать у себя качества, требуемые современным обществом. То, насколько полноценным будет развитие обучающегося, во многом зависит от профессионализма педагога.

Рассматривая требования к профессиональному развитию педагогов, прежде всего, следует рассмотреть наиболее значимые профессиональные качества, присущие педагогу. Одним из наиболее значимых профессиональных качеств педагога является профессионализм. В большинстве исследований, профессионализм педагога описывается через профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью понимают «интегральную характеристику деловых и личностных качеств»  специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений». Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.

Исследователи выделяют следующие блоки профессиональной компетентности педагога:

1. профессиональные  психологические и педагогические знания;

2. профессиональные  педагогические умения;

3. профессиональные психологические позиции, установки педагога, требуемые от него профессией;

4. личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями.

Успешная педагогическая деятельность возможна только при наличии специальной подготовки и знаний. Путем проведения анализа ситуаций, педагог осознает сущность возникающих проблем. Только имеющий специальную подготовку педагог может найти новые пути и способы решения педагогических вопросов. Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании. Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.

        Новейшие  открытия  ученых  в  области  физики,  биологии,  медицины, техники  значительно  изменяют  наши представления  о  мире.  Меняется  роль коммуникативных  навыков  в  эпоху глобальной  информатизации.  Меняются  общественные  потребности  и  принципы  обучения.  Меняются  роли  во взаимоотношениях  с  обучаемыми.  Все это  требует  от  педагога  постоянного профессионального  развития  на  протяжении всей карьеры. Быть в постоянном  саморазвитии,  отслеживать  новую информацию,  учиться  самому,  не  останавливаясь, - эти  особенности  и  делают профессию педагога сверхсложной и увлекательной  одновременно.  В  ней сочетаются  элементы  творчества  и  делового  расчета,  научных  исследований и  практической  реализации.  Парадокс этой  профессии  заключается  в  необходимости  быть  вечным  студентом.  Традиционная  система  переподготовки педагогических  работников  учреждений дополнительного образования не в состоянии  обеспечить  непрерывное образование,  поэтому  каждый  из  них обязан сам поддерживать свой профессиональный  рост  и  личное  развитие.

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • управляется самим человеком;
  • необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Таким образом, самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст  происходящего.

Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов УДО могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного воспитания;
  • изучение учебной и научно-методической литературы;
  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • изучение новых программ и педагогических технологий;
  • ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;
  • повышение общекультурного уровня.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:

  • "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
  • "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
  • "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).                                                                                            Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки.
  1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования - возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

  • эпизодичность прохождения курсов;
  • недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;
  • время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы;
  1. Получение педагогического образования; получение высшего

образования либо второго высшего или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
  • система "ученый-педагог", при которой обучение ведут ученые-специалисты.

Недостатки:

  • нехватка у педагогов свободного времени;
  • занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;
  • дороговизна обучения.
  1. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции,

семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

  • дистанционные курсы проводятся на платной основе;
  • не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-

технологиями.

  1. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной

литературы;

  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
  • посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самооб- разованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

  1. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов.

Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

  • Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессиональной деятельности, предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения

материалов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

  • Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает: популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогической аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои материалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.
  • Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, проведение консультаций специалистов.
  • Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер - классы, собрана одна из крупнейших в Интернете библиотек авторских методических разработок (свыше 25 тыс.).

          Несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба УДО. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, работа с молодыми специалистами, обсуждение актуальных тем, привлечение педагогов к участию в тематических педсоветах, методических семинарах, проведение консультаций для педагогов, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного  фонда - это лишь неполный перечень форм работы методической службы МДДиЮ.

Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома - лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Стать авторитетным педагогом - значит быть компетентным в вопросах, интересующих не только современного обучающегося, но и педагогическое сообщество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования

В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...

Роль курсового обучения в профессиональном развитии педагога дополнительного образования

Катастрофически быстро меняется время, стремительно развиваются информационные технологии, взрываются привычные представления о жизни и обществе. Процесс изменений не прекращается ни на минуту. А совр...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога дополнительного образования

В условиях модернизации образования и введения профессионального стандарта становится актуальным вопрос профессионального развития педагога дополнительного образования. Учитывая специфику организации ...

Выступление на тему: "Профессиональное развитие педагога как условие качества образования".

Выступление на ММО о важности саморазвития и профессионального роста педагога....

Районный семинар-практикум "Блог педагога дополнительного образования в профессионально-педагогической деятельности"

Цель семинара-практикума: формирование профессиональных компетенций педагога дополнительного образования в области ИКТ. Задачи: - познакомить с веб-сервисом для ведения блогов Blogger.com в поисковой ...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...