Статья "Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся как фактор мотивации их учебной деятельности"
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Статья представляет собой обобщение опыта работы по заявленной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_individualnoy_obrazovatelnoy_traektorii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.Г. Захарова, О.В. Едалова

Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся как фактор мотивации их учебной деятельности

В педагогической науке установлено, что мотив учения не возникает стихийно, сам по себе. А.К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется.

Какие факторы влияют на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности? В психолого-педагогической литературе в качестве таких факторов определяются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности учителя, индивидуализация обучения  [Ильин, 2006, с. 262].

Проектирование индивидуальной образовательной траектории позволяет конструировать образовательный процесс в соответствии с личностными потребностями, запросами, склонностями и интересами ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности, в том числе, характер и темп освоения предметного содержания материала, уровень сложности этого содержания, специфику познавательных процессов, эмоциональное состояние, а значит, является эффективным средством формирования учебно-познавательных мотивов.

Проектируя индивидуальную образовательную траекторию, педагог включает обучающихся как активных субъектов жизнедеятельности, познания, творчества, общения в создаваемые им ситуации смыслопоисковой деятельности, актуализации и проблематизации ребёнком собственного опыта, целеполагания, гуманитарного познания, коммуникации и совместной деятельности, ценностно-смыслового отношения, креативной, рефлексивной деятельности, а также в реальные проблемные жизненные ситуации. В исследованиях Е.И. Фастовой предлагаются следующие этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории [Фастова, 2015, с. 16-26] . Проиллюстрируем обоснованные исследователем этапы примерами методических приёмов, используемых нами на уроках математики.  

1 этап. Выбор педагогом методик диагностического сопровождения ребёнка, который осуществляется в соответствии с психолого-возрастными особенностями обучающихся, учитывая специфику содержания образовательных программ, поставленные педагогом цели.

2 этап. Условием проектирования индивидуальной образовательной траектории является создание условий для нахождения ребёнком индивидуального смысла в обучении, педагогической или реальной жизненной ситуации, смысла деятельности, смысла собственной жизни. Поэтому в качестве этапа проектирования индивидуальной образовательной траектории определяется создание педагогом смыслопоисковой ситуации. Ребёнок может найти смыслы, если:

  • с помощью педагога сможет выявить проблему, актуальную для решения;
  • осознает недостаточность собственного опыта для решения этой проблемы;
  • определит личностно-значимые для себя цели;
  • сконструирует содержание образования;
  • выберет способы достижения поставленных целей;
  • реализует свою образовательную траекторию в необходимых для достижения целей видах деятельности;
  • совершит регулятивные универсальные учебные действия контроля, коррекции и оценки.

Для создания смыслопоисковой ситуации мы используем таблицу «Поиск смыслов».

Таблица 1

Поиск смыслов

решаемая проблема

какие возможности (смысл) нахожу для себя в её решении

какой опыт (деятельность) мне понадобится для решения проблемы

какого опыта

у меня недостаточно

мои действия для решения проблемы

3 этап. Постановка ребёнком индивидуально значимых и социально признанных целей. На уроках математики мы используем предложенный  Е.А. Александровой методический инструментарий [Цит. по Кунаш, 2014, с. 77].

Таблица 2

Постановка целей

я хочу

элементы, блоки, модули содержания образования

научиться

понять

сделать

изменить

улучшить

развить

достичь

4 этап. Самостоятельное конструирование содержания образования.

Мы конструируем содержание образования при работе в группах с применением трёхуровневой задачи. Предлагая выделить основные вопросы, блоки или модули изучения темы (решения проблемы), учитель даёт возможность группам выбрать задание определённого уровня сложности. Так, задание первого уровня предполагает освоение способа действия на репродуктивном уровне, действия по алгоритму, предложенному учителем или по заданному или  хорошо известному образцу. Задание второго уровня предполагает опору на содержательное основание способа действия, требует рефлексивного отношения к предложенной ситуации. Задание третьего уровня предполагает свободное (функциональное) владение способом действия, который находится самостоятельно обучающимся (компетентностный уровень решения задачи). После работы в группах, происходит презентация результатов групповой работы, коллективное обсуждение и совместное конструирование образовательной траектории, а может быть, принятие вариативных форм сконструированного в процессе групповой работы содержания.  

Предоставленный педагогом эталон выполнения задания является основанием для совершения ребёнком универсальных регулятивных учебных действий контроля, коррекции и оценки. С помощью этих действий создаётся педагогическая ситуация актуализации и проблематизации ребёнком полученного опыта и происходит коррекция поставленных первоначально индивидуальных целей.

5 этап. Выбор персональных для каждого воспитанника форм и методов обучения.

Для выбора оптимальных методов обучения используем диагностику индивидуального стиля деятельности Колба. Цель диагностики – выявление соотношения основных элементов, составляющих индивидуальный стиль деятельности. К этим элементам относится:

  • коммуникативная деятельность (обучение в микрогруппах и группах путём освоения практических алгоритмов и методик); 
  • рефлексивно-смысловая и ценностно-ориентировочная деятельность (желание самостоятельно оценивать представленный опыт или его теоретическое описание, вырабатывать собственное мнение по каждой изучаемой проблеме);
  • интеллектуально-познавательная деятельность (потребность в теоретическом обосновании фактов и явлений действительности, восприятие только того знания, которое вписывается в доказательную концепцию);
  • креативно-преобразовательная деятельность (самостоятельное экспериментирование как источник нового знания и нового опыта, способность к творчеству).

Выбор методов обучения зависит от построенного на основе диагностики Колба  индивидуального учебного профиля.  Мы исходим из того, что каждому виду деятельности соответствуют определённые методы обучения. Построение индивидуального образовательного профиля является основой для разделения воспитанников на группы. Они могут формироваться по разным основаниям, как при объединении в одну группу ребят с похожим индивидуальным образовательным профилем, так и тех, кто имеет различный профиль для обеспечения более эффективного выполнения задания, если это задание проектного типа и востребует разные виды деятельности. Задания могут быть вариативными и задавать разные образовательные маршруты их выполнения. В этом случае воспитанники могут выбрать тот вид задания, которые они хотели бы выполнять. Учащиеся могут выбирать не только сами задания, а форму, в которой они хотели бы предъявить результат. Это позволяет учитывать их индивидуальные особенности. Выбирая письменную, визуальную или вербальную форму выполнения задания, они предпочтут наиболее оптимальный для себя путь демонстрации своих образовательных достижений.

6 этап. Рефлексия ребёнком деятельности и её результатов. Мы используем различные приёмы рефлексии, самооценки и взаимооценки.  

7 этап. Оценка и коррекция действий осуществляется ребёнком на всех этапах реализации индивидуальной образовательной траектории как результат совершения регулятивных универсальных учебных действий контроля, коррекции и оценки.

Учебно-познавательные мотивы формируются у учащихся, если им предоставлены возможности: для определения индивидуального смысла учения; постановки цели в изучении конкретной темы или раздела;  выбора оптимальных форм и темпов обучения, способов учения; для деятельности, вызывающей интерес; самореализации; рефлексии, осуществления оценки и коррекции деятельности.

Литература

  1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы.- Спб.: Питер, 2006.- 512 с.
  2. Кунаш, М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ.- Волгоград: Учитель, 2015.- 170 с.
  3. Фастова Е.И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога / Е.И. Фастова, О.Л. Иванова.- Волгоград: Учитель, 2015.- 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тьюторского сопровождения в процессе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося (на примере бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Алтай "Республиканский классический лицей")

Тьюторское сопровождение обучающихся лицея осуществляется в течение двух последних лет. Это небольшой срок, но наработанный опыт уже позволяет сделать первые выводы о роли тьюторского сопровожде...

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся

Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....

«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Проектирование индивидуального образовательного маршрута включает как учебную, так и внеучебную деятельность одарённого подростка. Проектировать маршрут можно разной познавательной направленности: инт...

Роль учителя технологии (мастера производственного обучения) в реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся Салемальской школы-интерната

Модернизация системы общего образования в части реализации национального проекта «Образование» в школах Ямало-Ненецкого автономного округа определена развитием системы профессионального об...

Проблемы ранней профилизации как фактор реализации индивидуальных образовательных траекторий

        Проблемы предпрофильного образования в общеобразовательной школе, возможно решить при создании материально-технической базы, при наличии подготовленных педагогически...

Выступление на тему "Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике"

Технология реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, при подготовке к олимпиадам по физике...