Программа кружка "Математика +"
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме

Абушова Ксения Владимировна

Данная  программа «Математика +» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса и успешного прохождения ГИА. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_matematika_plyus_po_podgotovke_k_gia.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Роговская основная общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружку

«Математика +»

9 класс

Учитель: Абушова Ксения Владимировна

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Данная  программа «Математика +» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса и успешного прохождения ГИА.

Итоговый письменный экзамен по математике за курс 9 класса сдают все учащиеся  девятых классов. В последнее время в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена. Особенности такого экзамена:

  • состоит из двух частей;
  • на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;
  • первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  • вторая часть - в традиционной форме;
  • оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

Данная программа рассчитана  на 17 часов занятий, которые проводятся с учащимися 9 класса.  Программа  дает возможности повторения и обобщения курса алгебры. По мере изучения курса учащиеся имеют возможность систематизировать знания, методы решения задач, формируются внутрипредметные и межпредметные связи.

Цель: подготовить учащихся к сдаче  ГИА  в соответствии с требованиями, предъявляемыми  образовательными стандартами.

Задачи:

  • На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5-9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся.
  • Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса алгебры и геометрии.
  • Закрепление теоретических знаний и развития практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач.
  • Систематизировать существующие знания по математике.
  • Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
  • Выявление и развитие их математических способностей.
  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приёмов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу.
  • Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
  • Расширение математического представления учащихся по определённым темам.

В данной  программе  содержание образования развивается в следующих направлениях:

• систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до действительных чисел;  совершенствование техники вычислений;

• развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств, систем;

• систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений;

• развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.  

Формы и методы преподавания, используемые педагогические технологии

   Организация обучения учащихся осуществляется через: урок, практикумы, дополнительные занятия и консультации, домашняя работа учащихся, индивидуальные маршруты для учащихся со слабой математической подготовкой.

Используемые  методы обучения:

  • по источникам знаний -  словесный (лекция), наглядный (демонстрация плакатов, презентаций урока), практический (практические, самостоятельные, контрольные работы,  тематические тесты);
  • по характеру познавательной деятельности учащихся – объяснительно-иллюстративные, проблемного изложения, частично поисковые (эвристические);
  • методы отражающие основные способы познания, используемые в математике – эмпирические (наблюдение, опыт, измерение и др.), логические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, конкретизация, классификация и др.), математические методы познания (метод математического моделирования, аксиоматический метод).

С учетом изменений в ГИА-2013 года  задания предусмотренные в ходе реализации  рабочей программы  подразделены на  три модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».  Модули «Алгебра» и  «Геометрия» предполагают две части, соответствующие овладению математической компетентности на базовом и повышенном  уровнях. Модуль  «Реальная математика»- одну часть, соответствующая овладению знаниями на базовом уровне.  Проверка усвоения материала   предполагает работу  с тематическими тестами.

Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия»  направлены на проверку  владения материалом на повышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Поэтому при прохождении модулей «Алгебра» и «Геометрия» предполагается рассматривать на занятиях задания повышенного уровня  сложности из различных разделов курса математики.

 Ожидаемые результаты:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий  ГИА-2013;
  • Выработают умения: контролировать  время  выполнения заданий; оценить трудность заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий.

Список литературы

1. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания (в новой форме) Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И.;

2. ГИА 2013. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.А., Захаров П.И.;

3. Математика. Подготовка к ГИА -2013. 9 класс. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова.

4. Мирошин, Шевелева, Корешкова: ГИА-2013. Математика. Тренировочные задания;

5. Ресурсы интернета.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Планируемый результат

Кол-во часов/ дата

1

Натуральные, рациональные  и действительные числа. Дроби.

Выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа. Вычислять значения числовых выражений, переходить от одной формы записи чисел к другой

1

2

Алгебраические выражения

Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.

1

3

Многочлены

Выполнять разложение многочленов на множители

1

4

Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях

Применять свойства арифметических  квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни

1

5, 6

Уравнения

Научиться решать квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним системы двух линейных уравнений и несложные линейные системы. Применять графическое представление при решении уравнений

2

7

Неравенства

Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной  и их системы

1

8

Текстовые задачи

Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами. Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений  исходя из формулировки задачи.

1

9, 10

Числовые последовательности

Решать элементарные задачи, связанные с числовыми последовательностями. Распознавать арифметические и геометрические прогрессии, решать задачи с применение  формулы общего члена и суммы нескольких  первых членов.

2

11

Числовые функции

Определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции, решать обратную задачу. Определять свойства функции по ее графику, строить графики изученных функций.

1

12

Декартовы координаты на плоскости

Определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами

1

13

Графическая интерпретация уравнений и неравенств с двумя переменными

Применять графические представления при решении  уравнений, систем, неравенств

1

14

Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник, многоугольники, окружность и круг

Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи

1

15, 16

Измерения геометрических величин

Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин.

2

17

Вероятность

Находить вероятности случайных событий в простейших случаях

0,5

Комбинаторика

Решать комбинаторные задачи путем организованного перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения.

0,5

Описательная статистика

Извлекать статистическую информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках

всего

17

Содержание курса

Натуральные, рациональные  и действительные числа. Дроби.

Арифметические действия над  натуральными, рациональными, действительными и дробными  числами. Представление десятичной дроби  в виде обыкновенной дроби  и обыкновенной в виде десятичной. Сравнение  чисел. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий.  Понятие об иррациональном числе. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби.

Алгебраические выражения.

Допустимые значения переменных, входящих в алгебраическое выражение. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразование выражений

Многочлены

Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Степень и корень многочленов с одной переменной.

Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях

Применение  свойства арифметических  квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни

Уравнения

Уравнения с одной переменной, корень уравнения. Квадратное  уравнение, формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры  решения уравнений высших степеней. Решение уравнений методом замены переменной. Решение уравнений методом разложения на множители. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений.

Неравенства

Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств. Квадратные неравенства.

Текстовые задачи

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач алгебраическим способом.

Числовые последовательности

Арифметическая и геометрическая последовательности.  Формулы общего члена  арифметической и геометрической прогрессии. Формула суммы первых  членов прогрессии.

Числовые функции

Область определения и область значения функции. Графики функций, их свойства. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы.

Декартовы координаты на плоскости

 Координаты точки, координаты середины отрезка. Формула расстояния  между двумя точками  плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых.

Графическая интерпретация уравнений и неравенств с двумя переменными.

Использование графиков функций для решения уравнений и систем.  Уравнение окружности.

Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник, многоугольники, окружность и круг.

Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный, равносторонний, прямоугольный треугольники. Теорема Пифагора. Признаки равенства и признаки подобия.  Решение прямоугольных треугольников. Многоугольники, их свойства и признаки.   Центральный , вписанный угол. Касательная и секущая к окружности. Вписанные и описанные окружности.

Измерения геометрических величин

Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длины дуги окружности. Площадь и ее свойства, формулы нахождения площади  для различных фигур планиметрии.

Описательная статистика

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Статистические характеристики.

Вероятность

Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет  их вероятности. Представление о геометрической вероятности.

Комбинаторика

Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...