Тема 28.ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРОИЗВОДНОЙ.Теория.Ключевые методы решения задач.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме

Петрунина Светлана Николаевна

Уважаемые коллеги!

Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным экзаменам по математике в вузы, проводимым как в форме письменных контрольных работ, так и в форме тестирований.

Имея многолетний положительный опыт подготовки школьников и абитуриентов к экзаменам по математике, проводимым в разных формах, считаю целесообразным поделиться своими разработками со всеми заинтересованными в них лицами.

Тема 28. «Исследование функций с помощью производной» содержит теоретические сведения,  систематизированный набор ключевых методов решения типовых задач, сопровождающихся подробным разбором решений. По каждому методу приводятся упражнения с ответами для закрепления изучаемого материала.

Материал будет полезен для использования учителями общеобразовательных учреждений на элективных курсах и факультативных занятиях по математике для подготовки учащихся к ЕГЭ, абитуриентов при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_28._issledovanii_funktsiy_s_pomoshchyu_proizvodnoy.docx122.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 28. Исследование функций с помощью производной.

При исследовании функций удобно использовать производную. Производная характеризует скорость изменения функции. Приведем вначале таблицу производных основных элементарных функций.

  •  для любой константы
  •  для любого числа
  •  для любого числа  (в частности );
  •  для любого числа  (в частности );

Следующие формулы нахождения производных от суммы, произведения, частного функций называют правилами дифференцирования. Эти формулы справедливы для любых дифференцируемых функций  и любого числа .

  •  где  при всех значениях .

При дифференцировании сложной функции  используется формула

  •  Здесь нижний индекс указывает на аргумент соответствующей функции, по которому вычисляется производная.

Теперь мы можем приступить к исследованию функции. Функция  называется возрастающей на интервале  принадлежащем ее области определения, если для любых двух значений аргумента из указанного множества большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Если же большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции, то функцию называют убывающей. Функция называется монотонной на  если на этом промежутке она возрастает или убывает. Достаточные условия монотонности функций нам предоставляет следующая

Теорема 1. Если для всех  функция  дифференцируема и производная  то в промежутке  функция возрастает. Если  то в промежутке  функция убывает.

Точка  называется точкой максимума функции , если существует такое положительное число  что при всех  имеет место неравенство  Точка   называется точкой минимума функции  , если существует такое положительное число  что при всех  имеет место неравенство  Точка минимума или максимума функции называется экстремальной. Значение функции в экстремальной точке называется экстремумом функции.

Теорема 2.  Если функция имеет экстремум в точке , то производная в данной точке либо равна нулю, либо не существует.

Теорема 3.  Пусть функция  непрерывна в некоторой окрестности точки  и дифференцируема в ней всюду, кроме, быть может, самой точки . Тогда

если  при  а при    то - точка максимума;

если  при  а при    то - точка минимума.

Пример 1. Найти точки экстремумов функции  Вычислите экстремальные значения этой функции.

Решение. Областью определения функции является вся числовая ось. Находим производную  Определяем точки, в которых производная равна нулю или не существует. В данном случае производная существует при всех  Приравняв производную к нулю, находим корни:   Полученные точки разбивают числовую ось на четыре промежутка. Узнаем на каждом из промежутков знак производной и исследуем поведение функции.

0

-

+

-

+

Ответ: точки  - точки минимума,

            точка  - точка максимума,

Пример 2.  Найти точки экстремумов функции  Вычислите экстремальные значения этой функции.

Решение. Областью определения этой функции является вся числовая ось. Находим производную   Производная равна нулю, если  Производная  не существует, тогда , т.е.  Полученные точки разбивают числовую ось на четыре промежутка. Узнаем на каждом из промежутков знак производной и исследуем поведение функции.

0

-

нет

-

+

Нет

+

0

0

Отметим, что в точках   не происходит смены знака производной, эти точки не являются экстремальными.

Ответ: точка  - точка минимума ,

Пример 3. Найти наибольшее и наименьшее на отрезке  значения функции

Решение. Вычисляем производную  Замечаем, что производная существует при всех значениях . Находим нули производной:  Наибольшее и наименьшее значения функции могут достигаться либо на концах рассматриваемого отрезка, либо в найденных выше нулях производной, попадающих в данный отрезок. Так как   то вычисляем  и выбираем наибольшее и наименьшее значения. Получаем

Ответ: наибольшее значение  достигается при

            наименьшее значение  достигается при


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока 10 класса по теме "Исследование функции с помощью производной." Решение задач

Цель урока : Совершенствование навыка решения задач по теме.Форма проведениея урока: Урок - практикум.Особенностью урока является возможность  сосавить индивидуальный план  работы для у...

Тема 7. НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Тема 12. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 16. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЧИСЛЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ. Теория.Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 29. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ №28 "ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ПРОИЗВОДНОЙ".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к  единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступител...

"Исследование методов решения задач представления чисел с помощью систем счисления"

Методическая разработка "Исследование методов решения задач представления чисел с помощью систем счисления" 10 класс (технологическая карта + материалы к уроку).Обобщение и применение в реше...

Метод. разработка по теме «Выпуклость и вогнутость функции. Исследование функции с помощью производной и построение графиков этих функций».

Метод. разработка  по теме «Выпуклость и вогнутость функции. Исследование функции с помощью производной и построение графиков этих функций»....