конспект нестандартного урока "Суд над обыкновенными дробями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Унбаева Гульдан Султановна

нестандартный урок, способствующий развитию творческих способностей учащихся, учитывается преемственность в обучении, развитие функциональной грамотности школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок по математике в 5-м классе

"Суд над обыкновенными дробями"

учителя математики Унбаева Г.С. 

Задачи урока:

  1. Образовательная: обеспечить на уроке системное повторение раздела «Обыкновенные дроби», повторить алгоритм выполнения заданий, связанных с обыкновенными дробями (сравнение, запись неправильной дроби в виде смешанного числа и наоборот, изображение обыкновенных дробей на координатном луче, приведение дробей к НОЗ).
  2. Развивающая: развитие внимания, логического мышления, учебной активности и творческих способностей учащихся, самостоятельности в принятии решений.
  3. Воспитательная: привитие интереса к  изучению предмета, к  изучению данной темы;

Оформление урока:

  • Слайд с надписью «Суд над обыкновенными дробями »;
  • Стол для судьи;
  • Стол для прокурора;
  • Стол для адвоката;
  • Столы для присяжных;
  • Деревянный молоток

 Учащиеся распределяют между собой роли (судья, присяжные, обвинители, адвокаты, прокурор).

  Роль учителя заключается в организации подготовки к уроку, помощи подобрать ребятам материал. На самом уроке учитель выступает как секретарь суда.

Ход урока

  1. Орг момент. Разминка. (звучит музыка)

    Мышление – это естественная потребность человека, и главная движущая сила – это чувство интереса и радости от преодоления трудностей.

Задача. Дело было зимой. Обокрали дачу соседа доктора Ватсона. Этот сосед попросил доктора найти воришку. Ватсон стал опрашивать других соседей. Один из них сказал, что услышал шум у соседа, оделся, подошел к окну. Окна были заморожены, он поскреб и продул в замороженном окне дырку и увидел неизвестного мужчину, который переворачивал мебель и искал драгоценности. Сосед испугался и убежал. Телефона у него не было, поэтому в полицию он не сообщил. Доктор Ватсон внимательно выслушал рассказ и сказал: «С Вами все ясно. Собирайтесь, я арестовываю Вас за кражу».  Как доктор Ватсон догадался, что виноват этот сосед?  (Окна замерзают изнутри, а не снаружи).

  1. Постановка цели

    Строгая, любящая  точности  математика  иногда  страшит вас – учеников  своей  точностью  и  правильностью. Сегодня  на уроке мы  постараемся, доказать, что  математика  может  быть  интересной, познавательной  и  увлекательной, приглашаем принять участие в математическом суде.

  1. Основная часть.

Секретарь: Уважаемые дамы и господа слушается  дело об обыкновенных дробях. В суд поступило заявление  от учеников 5-го класса с обвинениями против обыкновенных дробей.

Процесс ведет главный судья Какимжанов Даурен, ученик 5б класса

(Затем звучат слова: «Встать, суд идёт!». Входит главный судья.)

Главный судья: Уважаемые дамы и господа, заседание суда объявляю открытым. Сегодня мы слушаем дело об обыкновенных дробях. Процесс ведут прокурор – Рожкова Полина и адвокат Каменев Илья. Вы, ученики 5б класса подтверждаете заявление, написанное вами от 30 ноября 2012 года против обыкновенных дробей? Обыкновенные дроби вы ознакомились с данным делом, согласны  с выдвинутым против вас обвинением (не согласна).

   Дело состоит из двух частей. В первой -  группа учеников 5 класса обвиняют обыкновенные дроби, назначение которых  заключается в том, чтобы окончательно заморочить головы 5 - классников и их изучение в школьном курсе необязательно; во второй части – защита рассматривает обыкновенные дроби как необходимость, способная в ученике развивать  знания, которые помогают решать трудные задачи не только на уроках, но и в жизни. Я призываю высокий суд объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны, свидетелей и вынести справедливый приговор.

Секретарь. Приглашается  истец представитель 5 класса

Истец Нурлыбай Мирас: Ваша честь, уважаемые заседатели. Когда мы впервые столкнулась с этими, так называемыми, обыкновенными дробями, мы просто ничего не поняли. Но потом они нас удивили и насторожили. Во-первых, послушайте, какие у них клички: правильная, неправильная, сократимая, несократимая. По-моему, они очень опасны для математики как науки, засоряют своими свойствами наши светлые умы, сеют хаос в  наших знаниях, все время путают нас при решении математических задач и, вообще, мы считаем, что их нужно убрать из школьного курса математики и отправить на пожизненное заключение в отдаленные уголки вселенной.

Главный судья: Уважаемые дамы и господа, суду необходимо разобраться в этом деле и решить, что же делать с этими обыкновенными дробями, другими словами, вынести приговор. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Ваша честь, 30 ноября 2012 года от учеников 5 класса поступило заявление, на основании данной жалобы, согласно Кодекса о защите прав ребенка, возбуждено гражданское дело. При расследовании данного дела мне пришлось проделать большую работу: изучить историю, определение, запись и свойства дробей (слайды). А теперь прошу всех присутствующих зафиксировать: обыкновенные дроби записываются с помощью 2-х натуральных чисел и дробной черты, число над чертой – числитель, под чертой-знаменатель.  . Как уже было заявлено истцом, обыкновенные дроби бывают правильными, неправильными, сократимыми, несократимыми. Все эти обыкновенные дроби являются очень опасными субъектами. Они разработали свои специальные свойства, с помощью которых позволяют себе заменять дроби. Нам удалось раздобыть эти свойства. Вот они, послушайте! Основное свойство дроби: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже число, то получиться дробь равная данной. Неправильную дробь можно записать в виде смешанного числа, а смешанное число в виде неправильной дроби. У меня все. Но со стороны обвинения есть свидетели.

Главный судья: пригласите первых свидетелей.

Секретарь: приглашаются Сакенова Индира и Исебекова Алия

Первый свидетель: Ваша честь,мы покажем вам, как работают эти свойства и вы убедитесь как все запутано. (Решить несколько примеров на использование свойств дроби).

Главный судья: Если вы закончили, пригласите  второго свидетеля.

Секретарь: приглашаются свидетели Сатыбалдиев Искандер и Бакитжан Бекзат

Второй свидетель: Ваша честь, эти коварные обыкновенные дроби и смешанные числа создали свой офис –координатный луч и периодически меняют свое местоположение, а мы должны их находить и изображать на луче. Что же представляет собой координатный луч? Я могу это только описать, так как проникнуть в офис практически невозможно. Это специальным образом разграфленный луч: выбирается единичный отрезок, каждому делению в соответствие ставится число. На этом луче потом строят точки.(показать на примерах).Ваша честь, нам больше нечего добавить.

Главный судья: Прошу пройти на свои места. Пригласите в зал суда третьего свидетеля.

Секретарь: приглашаются свидетели Иванова Есения и Воловенко Валерия

Третий свидетель: Ваша честь, кроме этого, обыкновенные дроби постоянно меняют свой облик.      Если второй свидетель не смог проникнуть в офис координатный луч, то тайну  превращений обыкновенных дробей мы смогли разгадать, вот, полюбуйтесь (показывает примеры на применение к НОЗ, как записать натуральное число в виде смешанного числа и неправильной дроби).

Прокурор: Ваша честь, у стороны обвинения есть еще  свидетели.

Секретарь: приглашаются  свидетели Дильназ и  Кайыржанов Адлет

Четвертый свидетель: Ваша честь, а мы узнали, что эти самые обыкновенные дроби еще можно сравнивать (показывают примеры).

Прокурор: Ваша честь, учитывая все вышесказанное, я требую исключить обыкновенные дроби из школьного курса математики.

Секретарь: объявляется перерыв - физ.минутка. У учителя набор карточек с правильными и неправильными дробями, сократимыми и несократимыми дробями.

  1. Если показывается правильная дробь - руки вверх, неправильная - руки вперед, сократимая – наклон вправо, несократимая – наклон влево.

2.   На доске записаны примеры, а учитель показывает ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный – качают головой.

Главный судья: Мы выслушали одну сторону. А теперь предоставим слово защите.

(слово предоставляется адвокату Каменеву Илье)

Адвокат: Ваша честь, я не буду отрицать всего того, что мы услышали об обыкновенных дробях. Все это чистая правда. Но разве можно это использовать против обыкновенных дробей? Да, они имеют свои особенные свойства, способности превращаться. Это говорит в их пользу. Вы сами были свидетелями работы учеников во время процесса, как они увлеченно и , главное, правильно и точно выполняли задания с обыкновенными дробями. Без обыкновенных дробей нельзя обойтись при вычислениях в любом классе. По этому вопросу я попрошу выступить свидетелей.

Главный судья: Мы готовы выслушать свидетелей.

Секретарь: приглашается главный свидетель защиты ученица 11б класса Адилова Анара.

Свидетель Адилова А. : Ваша честь я подготовила материал по делу, который докажет необходимость оправдать дроби (слайды с заданиями и решением)

 Главный судья: пригласите других свидетелей

Секретарь:  Приглашается свидетели защиты  Жумагазина Айдана,   Алихан, Азамат

Свидетели защиты: Ваша честь,  дроби сыграли определяющую роль в музыке. И сейчас в общепринятой нотой записи длинная нота – целая – делится на половинки (вдвое короче), четверти, восьмые, шестнадцатые и тридцать вторые.

   В жизни так же приходится решать такие задачи: в баке 24 литра бензина. Шофер израсходовал на поездку  бака. Сколько литров бензина осталось?

   В магазине нужно взвесить 300 грамм конфет,  в 1 кг  1000 г, значит 300 грамм равно 300/1000, 3/10 килограмма .

Адвокат: Ваша честь, мне нечего  добавить, так как все нами услышанное позволяет мне считать, что подсудимых нужно оправдать и ни в коем случае не исключать их из школьного курса!

Главный судья: Обвиняемые, что вы можете сказать в свою защиту? Вам предоставляется последнее слово.

Обвиняемые (обыкновенные дроби): Ваша честь!  Мы себя виноватыми не считаем. Мы обещаем быть понятными для всех учеников, научим их  правильно сокращать, сравнивать, приводить к НОЗ, отработаем с ними все наши свойства и даже научим их в будущем выполнять математические действия с дробями. Но самое главное, что с нашей помощью они могут получить много хороших оценок и будут успешными учениками в следующих классах.

Главный судья: Суд удаляется на совещание.

Секретарь: «Встать, суд идёт!».

(играет 30 сек музыка,  затем)

Секретарь: «Встать, суд идёт!».

      Главный судья зачитывает приговор суда:

   Уважаемые дамы и господа на основании Закона об образовании Республики Казахстан, статья 5, раздел 12В, государственных стандартов образования, раздел программа по математике, выслушав обе стороны, рассмотрев все представленные материалы по делу, суд решил:

  1. Подсудимых оправдать;
  2. Обыкновенные дроби ни в коем случае из школьной программы не исключать;
  3. Всех участников процесса оценить отметками
  4. При несогласии с решением суда, стороны могут обжаловать решение  в областном суде
  5. Решение суда будет документально оформлено в течение трех дней
  6. На этом заседание суда окончено.

Всем спасибо.

(Секретарь выставляет всем оценки в дневники и в журнал).

 

Тест

           Фамилия Имя ___________________________________________

Задание

Решение ответ

Кол-во баллов

А уровень

1

Выпишите правильные дроби:

 9,    13  ,  17 ,  19   ,  3                                   

 7      14    17    20      3

1

2

Выпишите  неправильные дроби  

    3,    8  ,  7 ,      1    ,   3

  22     3     7        9      10

1

3

Запишите в виде дроби частные:

2:5;    15:8

1

4

Запишите  дробь в виде частного  и вычисли: 100

                   20

1

В уровень

5

Выполните действия

 18  - 7  + 3   =

 19    19   19                                              

2

6

Реши уравнение:

  7    +  х   =     9                    

  15                  15

2

С уровень

7

Площадь поля – 50га. За день бригада трактористов вспахала    2 

                                         5

поля. Сколько гектаров вспахала бригада за день?

3

8

За день было отремонтировано 15км дороги, что составило    3 

                                                             10 

всего пути. Найдите длину всей дороги, которую нужно будет отремонтировать?                                           

3

14 баллов – оценка «5»;                                      Количество баллов             

13-11 баллов – оценка «4»;                                 Оценка_____________            10-8 баллов – оценка «3»;

- Сдайте тесты для выставления оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби". 5 класс.

Конспект урока по теме "Обыкновенные дроби" - 5 класс....

Конспект урока по теме: "Обыкновенные дроби" 5 класс

Урок с использованием элементов здоровьесберегающей и игровой технологий....

опорный конспект по теме "Перевод обыкновенных дробей в десятичные"

В опорном конспекте рассмотрены все случаи представления обыкновенной дроби в десятичную, а именно, в каком случае будет получена конечная десятичная дробь, а в каком бесконечная десятичная дробь....

Конспект открытого урока "Умножение обыкновенных дробей на одноначное число"

Умножение обыкновенных дробей на одноначное число...

Конспект урока по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс)

Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби» (5 класс)Цель урока:Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби» и ликвидироват...