ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Элементы математической логики»
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

 

      Программа элективного курса  по математике «Элементы математической логики» рассчитана на 17 часов для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.

  Разработка программы данного курса обусловлена тем, что в базовых учебных курсах данная тема не представлена, несмотря на то, что логика лежит в основе различных наук (естественных, общественных и технических), а также в основе любого учебного предмета, изучаемого в начальной и средней школе. Эти же логические знания (формы абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения; и законы правильного мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания) лежат в основе всякого учебного предмета, изучаемого в любом вузе, университете, колледже, лицее, гимназии – во всех учебных заведениях, как современных, так и функционировавших в прошлые века. Логику должен знать каждый человек, чтобы мыслить правильно, т.е. определенно, непротиворечиво, доказательно, четко, и уметь излагать свои мысли понятным языком. Познавательный материал курса будет способствовать не только получению теоретических знаний по теме, выработке умений решения задач с применением полученных знаний, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

 

Цели курса:

  • формирование основных понятий математической логики: высказываний, операции над высказываниями, логических законов и др.
  • формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков через использование аналогий и индукции в математике, развитие логического мышления
  • создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике.

Задачи курса:

  • сформировать умение производить рассуждения и умозаключения, применять основные логические законы
  • научить решать задачи с помощью метода математической индукции
  • научить решению логических задач с использование математической логики,
  • сформировать умение построения логических схем из базовых логических элементов.
  • сформировать умение использовать логические связки и кванторы

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение задач, самостоятельную работу. Курс включает также историческую справку. Основные формы организации учебных занятий – рассказ, беседа, семинар. Содержание курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале базового курса, на решение интересных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_elementy_mat.logiki.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Элементы математической логики»

Учитель: Коновалова Марина Викторовна

Класс: 9

Общее количество часов по плану: 17 часов

Количество часов в неделю: 1 часа

Пояснительная записка

 

      Программа элективного курса  по математике «Элементы математической логики» рассчитана на 17 часов для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки.

  Разработка программы данного курса обусловлена тем, что в базовых учебных курсах данная тема не представлена, несмотря на то, что логика лежит в основе различных наук (естественных, общественных и технических), а также в основе любого учебного предмета, изучаемого в начальной и средней школе. Эти же логические знания (формы абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения; и законы правильного мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания) лежат в основе всякого учебного предмета, изучаемого в любом вузе, университете, колледже, лицее, гимназии – во всех учебных заведениях, как современных, так и функционировавших в прошлые века. Логику должен знать каждый человек, чтобы мыслить правильно, т.е. определенно, непротиворечиво, доказательно, четко, и уметь излагать свои мысли понятным языком. Познавательный материал курса будет способствовать не только получению теоретических знаний по теме, выработке умений решения задач с применением полученных знаний, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

  • формирование основных понятий математической логики: высказываний, операции над высказываниями, логических законов и др.
  • формирование общеучебных интеллектуальных умений и навыков через использование аналогий и индукции в математике, развитие логического мышления
  • создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике.

Задачи курса:

  • сформировать умение производить рассуждения и умозаключения, применять основные логические законы
  • научить решать задачи с помощью метода математической индукции
  • научить решению логических задач с использование математической логики,
  • сформировать умение построения логических схем из базовых логических элементов.
  • сформировать умение использовать логические связки и кванторы

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение задач, самостоятельную работу. Курс включает также историческую справку. Основные формы организации учебных занятий – рассказ, беседа, семинар. Содержание курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале базового курса, на решение интересных задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения курса учащиеся смогут:

  • Выбрать и применить более рациональный способ решения той или иной логической задачи;
  • Использовать свои знания при решении задач по теории множеств и математической логике;
  • научиться проводить логические операции с несложными высказываниями и высказывательными формами;
  • Сравнивать множества истинности высказываний;
  • Формулировать высказывания, обратные и противоположные данным;
  • Производить логические операции над понятиями;
  • Выполнять действия с множествами;
  • знать основные формы мышления, логические операции, логические законы, понятие предикатов и кванторов, логические основы компьютера.
  • уметь строить таблицы истинности, упрощать логические выражения, решать логические задачи, использовать методы аналогии и математической индукции при решении задач, строить логические схемы.

Содержание изучаемого курса

Тема 1. Введение. Занимательные логические задачи (1 часа)

 Тема 2. Понятие. Определение.(1 час)

 Объем и содержание понятия; определение, требования, предъявляемые к определениям;  равносильные определения; примеры доказательства равносильности; типичные ошибки, допускаемые при построении определений; приемы, сходные с определением (объяснение слова, сравнение, указание, описание).

.

Тема 3. Высказывания или суждения.(2 часа)

     Историческая справка: попытки создания исчислений для «вычисления истины» (Лейбниц, де Морган, Буль);  высказывания: примеры высказываний, их значения истинности; Простые высказывания как основные понятия в математической логике и их свойства

Тема 4. Логические операции. Конъюнкция, дизъюнкция, импликация, отрицание.(3 часа)

.

Тема 5. Основные понятия теории множеств.(3 часа)

Основные операции над множествами ( объединение,  пересечение,  разность множеств). Дополнение подмножества. Формула включений и исключений для множества.

Тема 6. Использование индукции в математике ( 2 часа)

 Что такое индукция?  индукция при поиске математических закономерностей; примеры;  индукция при поиске способа решения задачи или способа доказательства теоремы; примеры; использование предельного случая при поиске решения задачи,

сущность метода математической индукции. Принцип математической индукции;

Тема 7. Предикаты. Кванторы. Высказывательные формы, логические операции над ними.(2 часа)

Понятие предиката. Примеры одноместных, двуместных, трехместных предикатов;  квантор существования;  квантор всеобщности;  использование логических связок и кванторов для компактной записи математических рассуждений;  привлечение кванторов к правильному построению отрицаний математических высказываний.

Тема 8. Теоремы. Доказательства. ( 3 часа)

          Виды теорем.  Необходимость и достаточность условия. Основные принципы математических доказательств ( индукция, дедукция)

 Умозаключения, дедуктивные и индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии;  аналогия в определениях понятий; примеры;  использование аналогии для облегчения поиска способа доказательства теоремы или способа решения задачи; примеры.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Кол-во часов

1

Тема 1.  Введение. Занимательные логические задачи.

1

2

Тема 2. Понятие. Определение.

1

3

Тема 3.  Высказывания или суждения.

2

4

Тема 4.  Логические операции. Конъюнкция, дизъюнкция, импликация, отрицание

3

5

Тема 5.  Основные понятия теории множеств

3

6

Тема 6.  Использование индукции в математике

2

7

Тема 7. Предикаты. Кванторы. Высказывательные формы, логические операции над ними.

2

8

Тема 8. Теоремы. Доказательства.

3

Итого

17

Литература

Список использованной литературы.

1. Сборник программ  курсов по выбору.  ККИДППО. Математика. Краснодар, 2004.

2. А.А.Ивин. Элементарная логика. М., 2009г

3. А.Д.Гетманова. Логические основы математики. 10-11 классы. Москва, 2005.

4. М.Б.Балк, Г.Д.Балк. Математика после уроков. Москва,2011 г.

5. Г.И.Саранцев. обучение математическим доказательствам. М., 2009.

6. В.А.Каймин и др. Основы информатики и вычислительной техники, 10-11, Москва,2007.

7. Л.М.Фридман. Учитесь учиться математике. Москва, 1995.

8. И.Л.Никольская. Математическая логика. Москва, 1991.

9. Рассуждая логически… Приложение к журналу Квант. Москва, 2008.

10. В.И.Курбатов. Логика в вопросах и ответах. 2011

11. Игошин В.И. Задачи и упражнения по математической логике и теории алгоритмов / В.И. Игошин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 304 с.

12. Математическая логика // Википедия / http://ru.wikipedia.org

13. Успенский В.А., Верещагин Н.К., Плиско В.Е. Вводный курс математической логики. 2-е изд. – М.: Физматлит, 2007. – 128 с.

14.  Фарков А.В.  Методы решения олимпиадных задач. 10-11 классы. – М.: ИЛЕКСА, 2011. – 110 с. (Серия «Математика: элективный курс»).

Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание ( разделы, темы)

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Введение. Занимательные логические задачи.

1

2

Понятие. Определение

1

3

Высказывания или суждения.

2

4

Простые высказывания как основные понятия в математической логике и их свойства

5

  Логические операции. Конъюнкция, дизъюнкция

3

6

 Логические операции. Импликация, отрицание.

7

Решение задач с применением логических операций

8

Основные понятия теории множеств.

3

9

Операции над множествами.

10

Решение задач с применением формулы включений и исключений

11

Использование индукции в математике.

2

12

Принцип математической индукции.

13

Предикаты. Кванторы.

2

14

Высказывательные формы, логические операции над ними

15

Теоремы. Доказательства.

3

16

Принципы математических доказательств( индукция, дедукция).

17

Решение задач с применением индукции. Дедукции.

Итого:

          17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачник "Элементы математической логики"

Подборка заданий по теме "Математическая логика"...

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Математическая логика

Презентация создана в качестве иллюстрации учебного материала к учебнику Шауцуковой (глава 4)...

Элементы математической логики

Курс «Элементы математической логики» предназначен для учащихся 9 класса. Этот курс призван повысить культуру мышления учащихся, подготовить их к сознательному и глубокому усвоению математических дисц...

Элективный курс "Элементы математической логики"

Курс разработан для учащихся 10-11 классов в тем, чтобы развить тему "Основы логики и логические функции", которая изучается в основной школе частями и не всегда воспринимается учащимися как единая те...

Элективный курс "Элементы математической логики"

Предназначен для учащихся 9-ых классов, интересующихся математической логикой....

рабочая программа элективного курса "Элементы математической логики"

Программа разработана на основе авторской учебной программы «Элементы математической логики», издательство “Просвещение-Юг”, г. Краснодар,  2004 г. Авторы:  Е.А. Семенко, Е.Н. Бурцева, Е.С. ...