Проект интегрированного урока по математике и биологии в 5-6 классах по ФГОС
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Предмет: математика и биология

Уровень образования:

Тема: Экологическое путешествие по Липецкой области

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

Форма проведения урока: урок путешествие.

Время проведения: 45 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект интегрированного урока по математике и биологии

Предмет: математика и биология

Уровень образования:

Тема: Экологическое путешествие по Липецкой области

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

Форма проведения урока: урок путешествие.

Время проведения: 45 минут

Участники: учащиеся 6 класса

Цель: применение умений вычислять с помощью формул длину окружности и площади круга,  развитие познавательного интереса,  осознание проблемы чистого воздуха для человека и способов защиты дыхания.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Регулятивные УУД: 

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Личностные УУД: 

самоопределение:личностное, профессиональное, жизненное;

смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.

нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор

Основные понятия: Экологическая авария, атмосфера, средства индивидуальной защиты, длина окружности, площадь круга.

Межпредметные связи: Биология, экология, история.

Ресурсы: Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. Атлас родной природы. М., 2000г.; В.С. Рохлов. Популярный словарик по экологии. М., 1997г.; В.М. Сенкевич. «Экология и мир». М., 1994г.; Словарь экологических понятий и символов. М., 2000г.; Газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября». 1999г.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание

Организационный этап

-Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли  у вас готово к уроку? Итак, начнем сегодняшний урок. Класс по рядам делится на две группы – экологи и обыватели.

Проверяют свою готовность к уроку.

И

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстн.)

Этап закрепления изученного

Сообщение учителя биологии Савельева Е.Н.:  Уильям Шекспир восклицал: «Что за создание человек! Как благороден разум! Как точен и чудесен в движениях! Венец всего живущего!» великий гуманист эпохи Возрождения ничуть не преувеличивал. Человек уникален! Он безмерно богат! Он владеет целой планетой с умеренным климатом, с атмосферой, масса которой составляет 1,15*10 тонн; с кислородом в воздухе, которого содержится 1,5*10 тонн. За сутки человек потребляет кроме пищи и воды 12 кг воздуха. Чистый воздух – самый главный и незаменимый продукт, им «питаются» все живые организмы.

Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от транспорта, комбинатов и заводов, аэрозолей не может нейтрализовать даже природа! Небезопасна грязная атмосфера и для человека, в первую очередь страдают органы дыхания. Особую опасность для человека представляют летучие ядовитые вещества, среди них известные нам хлор и аммиак. Эти вещества  хранятся на территории в герметически закрытых ёмкостях, одно из них содержится в рабочей части холодильников, которые есть в каждом доме.

Прелагаю послушать доклад ученицы 9-В класса Александровой Кристины  по теме «Загрязнение атмосферы Липецкой области». 

Синквейн

                         Окружающая среда.
                     
Чистая, всеобъемлющая.
           
Изучается, загрязняется, защищается.
           
Естественная среда обитания человека.
                               
Жизнь.

 Слушают

И

И

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

нравственно-этическая ориентация, (в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор)

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Этап контроля и самоконтроля

Учащиеся пишут мини-сочинение по теме урока.

 Работа оценивается учителем биологии.

Выполняют запись мини сочинения в тетрадь.

П

Коммуникативные (умение выражать мысли)

Логические УУД (обобщение)

Этап коррекции

  1. Сюжетная задача «Авария на промышленном объекте»

Сообщение учителя математики Кротов А.В.

На химическом заводе, находящемся в нашем городе, где в большом количестве имеются ядовитые и опасные для жизни вещества, произошла авария ёмкости с хлором. Необходимо срочно принять меры по защите населения и определить площадь заражённой зоны. Известно, что в безветренную погоду хлор стелется по земле, распространяясь, он занимает участок поверхности в форме круга. Для принятия экстренных мер прошу разбиться на группы, чтобы решить часть возникшей проблемы. Ваши предложения: что нужно делать?

В совместной беседе определяется круг задач, учитель формулирует их.

Задача 1. 

Срочно изготовить средства защиты органов дыхания человека

 (по инструкции).

 Разработать рекомендации по защите органов дыхания на случай пожара, пыльной бури или других несчастных случаев.

Задача 2.

Вычислить площадь заражённой территории, продумать методы оповещения населения об угрозе их жизни.

Задача 3.

Вычислить длину верёвки для ограждения заражённой территории. Подсчитать стоимость данной длины верёвки.

  1. Самостоятельная работа по математике

 (по группам)

Карточка 1

  1. Вычислите площадь заражённой территории, если от места утечки газа до границы очага по радиусу 250 м.
  2. Вычислите длину верёвки для ограждения заражённой зоны, если площадь этой зоны 750 000 кв. м.
  3. Какими  средствами защиты вы воспользовались бы, находясь во время аварии дома?
  4. без какой математической формулы нельзя определить площадь заражённой поверхности?

Карточка 2

  1. На объекте произошла авария с утечкой ядовитого газа. Определите площадь опасной зоны, если её радиус равен 1 км 200м.
  2. Определите расстояние от центра очага утечки ядовитого газа, если для его ограждения потребовалось 3 км шнура.
  3. Какие средства защиты можно использовать для защиты органов дыхания? Какими средствами вы могли бы воспользоваться в условиях школы?
  4. Какие математические формулы помогли вам справиться с задачами?  В какой ситуации в жизни вам приходилось использовать математические формулы?

Карточка 3

  1. Площадь опасной зоны после утечки ядовитого газа равна 6,75 кв. км. Определить радиус опасной для жизни человека зоны.
  2. Чтобы оградить заражённую зону площадью 12 кв. км, принесли 20 мотков верёвки по 500м каждый. Достаточно ли этих верёвок для ограждения опасной зоны?
  3. Для индивидуальных средств защиты использовали толстые ватные одеяла. Правильно ли они поступили?
  4. Решая проблему безопасности здоровья человека, какими математическими формулами вы воспользовались?

Карточка 4

  1. В опасной зоне, после повреждения ёмкости с хлором, остались люди. Какое расстояние им нужно преодолеть, чтобы обезопасить свою жизнь, если площадь заражённой зоны 52 900 кв. м?
  2. Обходя вокруг заражённой зоны, медсестра прошла 4 км 800м. определите радиус опасной зоны.
  3. Средства индивидуальной защиты: вата, мокрое полотенце, покрывало. Чему вы бы отдали предпочтение?
  4. Часто ли в своей жизни вам приходилось применять математические формулы? В каких случаях? Можно ли было в выше предложенных задачах обойтись без математических формул?

Проверка самостоятельной работы: каждая группа представляет результаты решения практических задач с помощью документ - камеры, учитель математики оценивает работу учащихся.

  1. Практическая работа по биологии

 по теме «Изготовление индивидуальных средств защиты».

Учитель биологии ставит перед учениками цель:

 изготовление чертежей повязок, вычисление количества израсходованного материала; изготовление индивидуальных средств защиты.

Порядок выполнения работы

  1. Изготовить чертёж марлевой повязки, определить количество необходимого материала.
  2. С помощью карточки-инструкции изготовить индивидуальную марлевую повязку (из подручных средств).

Инструкция

по изготовлению ватномарлевых повязок

  1. Сравните размеры своего чертежа с размерами на рисунке в инструкции. Проверьте, правильно ли вы подобрали размеры повязки.
  2. На середину куска марли положить слой ваты размером 30*20 см и толщиной 1-2 см.
  3. Загнуть марлю с обеих сторон, закрыв ею вату.
  4. Концы марли надрезать так, чтобы образовались две пары завязок.
  5. Повязку наложите на рот и нос, верхние концы её завязать на затылке, пониже темени.

По окончании работы ребята демонстрируют изготовленные средства защиты органов дыхания.

Решают поставленные задачи

Г

Г

Г

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний)

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

Регулятивные (целеполагание, планирование)

Коммуникативные (принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли)

Познавательные (моделирование)

Регулятивные (целеполагание)

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Общеучебные (действие со знаково - символическими средствами)

Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Этап информации о домашнем задании

Дома каждый должен защитить свой лозунг ( написать заметку или письмо другу на экологическую тематику).

Рассчитать необходимое количество ткани для изготовления  ватномарлевой повязки на каждого человека проживающего в г. Данкове. Населения нашего города - 21056 человек.

Записывают домашнее задание в дневники

И

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Общеучебные

Этап подведения итогов учебного занятия

 – Какими формулами вы пользовались сегодня на уроке?
–Как можно уменьшить загрязнение окружающей среды?
– Как вы можете помочь окружающей среде Липецкой области?

Высказывают свои точки зрения

Г

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

самоопределение:

личностное, профессиональное, жизненное;

Этап рефлексии

Подведение итогов урока.

Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

 Я знаю - - -

 Я запомнил - - -

 Я смог - - -

Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе  класса. Внутренне ставят себе отметку.

Г

Общеучебные

Регулятивные (оценка)

Личностные (степень справдивости  при рефлексии)

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

Приложение №1

«Загрязнение атмосферы Липецкой области».

В экологическом рейтинге субъектов России Липецкая область находится на 20 месте. Всего в списке 83 региона РФ, так что экологию Липецкой области можно назвать относительно благополучной.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Загрязнение атмосферы выбросами с промышленных предприятий

Объём вредных выбросов с промышленных предприятий в атмосферу Липецкой области в 2010 году составил по разным данным от 366200 до 378000 тонн. Это на 20800 тонн больше, чем в предыдущем 2009 году – так что тенденция неутешительная. Воздух Липецкой области отравляют в основном продукты сжигания разных видов топлива. В 2010 г. С промышленных предприятий Липецкой области в атмосферу было выпущено 248300 тонн оксида углерода, 55500 тонн углеводорода и летучих органических соединений, 25400 тонн твёрдых взвешенных частиц, 18800 тонн оксида азоты, 17800 тонн диоксида серы.

Атмосферный воздух Липецкой области в наибольшей степени загрязняют такие стационарные источники, как ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (277700 тонн вредных выбросов в воздух в 2010 г.), управления магистральных газопроводов филиала ООО «Мострансгаз» в г. Ельце, с. Донском, с. Первомайском (54500 тонн), ОАО «Липецкцемент» (10800 тонн), ОАО "Липецкий металлургический завод "Свободный сокол" (2800 тонн), ООО «Чагодощенский стеклозавод – Липецк» (2400 тонн).

Однако в последнее время на некоторых из этих предприятий отмечаются положительные сдвиги в сфере экологического оснащения. В частности, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» установил газоотводящий тракт конверторного цеха, построил трубопровод, подающий техническую воду в цех переработки шлака. ОАО «Липецкцемент» усовершенствовал обеспыливающую систему.

Загрязнение атмосферы транспортом

В 2010 году объём загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу Липецкой области автотранспортом, составил по разным данным от 154000 до 210000 тонн. Это на 15000 – 16000 тонн больше, чем в предыдущем 2009 году. Выхлопные газы автомобилей стали сильнее загрязнять воздух Липецкой области в результате того, что в регионе стало на 14400 машин больше.

ЗАХОРОНЕНИЕ ТВЁРДЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

За 2010 год предприятия Липецкой области и население региона выбросили 4948600 тонн твёрдых бытовых отходов. Это положительная динамика, так как в 2009 г. промышленные и бытовые отходы Липецкой области составляли 5036000 тонн.

Также плюсом является то, что в регионе активно борются с несанкционированными свалками посредством открытия новых полигонов для захоронения твёрдых бытовых и промышленных отходов. Такие полигоны были открыты в самом Липецке, а также в Грязинском, Усманском, Воловском, Тербунском, Измайловском, Задонском, Чаплыгинском и Лебедянском районах. В планах администрации Липецкой области открытие полигонов в Липецком, Добровском, Становлянском, Долгоруковском и Хлевенском районах.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ ЛИПЕЦКОГО РАЙОНА

Сброс сточных вод в водоёмы Липецкой области уменьшился примерно на 20 млн. кубических метров за 2010 год. Сейчас их общий объём составляет около 100 млн. кубометров в год. Почти на 10% по сравнению с предыдущим 2009 годом сократился сброс загрязнённых сточных вод и на 15,5% – недостаточно очищенных.

Понижение уровня сброса сточных вод в Липецкой области произошло благодаря переходу «Новолипецкого металлургического комбината» на оборотное водоснабжение и сокращению производственных объёмов «Добринского сахарного завода».

Но есть и плохие новости. В 2010 г. в некоторых районах Липецкой области наметился недостаток водных ресурсов. Данный феномен обусловлен маловодностью весеннего паводка, жарой и отсутствием дождей прошлым летом, а также уменьшением объёма внутренних вод в результате среднесрочных циклических колебаний. Из-за серьёзного обмеления водоёмов Липецкой области возникла ещё одна экологическая проблема – интенсивное развитие водорослей.

Реки Липецкой области считаются «чистыми» и «умеренно загрязнёнными». А вот с эксплуатационными скважинами подземных вод дела обстоят не столь благополучно. Предельно допустимые концентрации по железу в них превышены на 19%, по фенолам – на 1% и по нитратам – на 14,5%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по математике и биологии. 6 класс. Тема: "Эколого-математический брейн-ринг"

Цель данного урока закрепить практические умения и навыки действий с числами, применения  знаний при решении задач экологического содержания, познакомить учащихся с экологическими проблемами...

Интегрированный урок по математике и биологии в 8 классе коррекционной школы «Нет милей чудес, чем наш русский лес»

Интегрированный урок по математике и биологии в 8 классе коррекционной школы «Нет милей чудес, чем наш русский лес»...

Симментрия в живой природе (интегрированный урок по математике и биологии).

Симментрия в живой природе (интегрированный урок по математике и биологии)....

Интегрированный урок по математике и биологии. В мире цветов и плодов.

Интегрированный урок по математике и биологии составлен для 5 классов в соответствии с ФГОС. Содержание урока объединяет знания по биологии о генеративных органах цветкового растения и выполнени...

Интегрированный урок по математике и биологии по теме «Иммунитет в диаграммах» для учащихся 8 класса

На уроке рассматривается тема по биологии "Иммунитет", по математике закрепляются навыки составления и работы с несколькими разновидностями диаграмм и графиков. Урок проводился с выходо...

Проект интегрированного урока по технологии и биологии в 5 классе «Правильный салат»

Исследования ученых физиологов свидетельствуют о том, что в XXI веке, нарастающий прогресс в различных областях жизни, с точки зрения медицины и экологии, уже не оцениваются как исключительно позитивн...