Урок математики в 5 классе "Деление с остатком"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Разработан в соответствии с ФГОС ООШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delenie_s_ostatkom_grigoreva_n.r.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ № 4 города Похвистнево Самарской области

Конспект урока математики в 5 классе

Тема: Деление с остатком.

Подготовила и провела

 учитель математики 1 категории

Григорьева Наталья Рафиковна

2013 год

Тема урока «Деление с остатком».

Цели урока:

 - повторить деление с остатком, вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения;
- развивать внимание, логическое мышление, математическую речь;
- воспитание культуры речи, усидчивости.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Устный счет. Сообщение темы урока

- Решив примеры и заполнив таблицу, вы сумеете прочитать тему урока.

На доске:

23 х 11

 

е

6 х 10

 

и

77 : 1

 

о

61 : 61

 

а

400 : 10

 

л

47 х 9

 

д

1313 : 13

 

н

1236 : 6

 

с

84 : 6

 

т

105 : 5

 

к

8 х 125

 

м

423

253

40

253

101

60

253

206

77

206

14

1

14

21

77

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прочитайте тему урока.

- Открыли тетради, записали число, тему урока. 

III. Работа по теме урока

Решим устно. 

1. Прочитайте выражения (записаны на доске):

30 : 5
103 : 10
34 : 5
60 : 7
47 : 6
131 : 11
42 : 6

- На какие две группы их можно разделить? Выпишите и решите те, в которых деление с остатком.

2. Проверим (на оборотной стороне доски). 

Без остатка:

С остатком:

30 : 5
42 : 6

 

103 : 10 = 10 (ост 3)
34 : 5 = 6 (ост 4)
60 : 7 = 8 (ост 4)
47 : 6 = 7 (ост 5)
131 : 11 = 11 (ост 10)

- Расскажите, как выполняли деление с остатком?

- Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.

- Что, значит, разделить с остатком? Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу.

   IV. Изучение новой темы.

а) Постановка проблемной ситуации.

 Обучающимся предлагается обыграть ситуацию покупки в магазине булочек( двое участников продавец и покупатель). 

Проблемная задача:  У покупателя есть 30 руб. ему нужно купить булочки. Цена одной булочки 10 рублей. Какое максимальное количество булочек он может купить?

 На следующий день у покупателя так же 30 рублей, но булочка стоит уже 12 руб, сколь булочек теперь может купить покупатель.

б) Решение проблемы. Чтобы ответить на вопрос задачи нужно 30 : 12, но 30 на 12 не делится на цело, а только с остатком.

Обучающиеся записывают  деление «уголком».

- Как называются компоненты при делении с остатком (делимое, делитель, неполное частное и остаток)?

- Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.

- Правило (вывешивается таблица с формулой и правилом). 

 Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.

а = вс + d, а - делимое, в - делитель, с - неполное частное, d - остаток.

- Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?

- Правильно, остаток всегда меньше делителя.

- А если остаток равен нулю, делимое делится на делитель без остатка, нацело.

На доске записывается решение примера  727: 8 с комментарием.

V. Закрепление нового материала.

а)  № 516 (Задачу решает у доски ученик.)

20 х 10 : 18 = 11 (ост 2)

Ответ: 11 деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок, 2 кг чугуна останется.

№ 519 (Рабочая тетрадь, с. 52 №1.)

б) Самостоятельное решение примеров по данной теме

( карточки 4 вариантов) с дозированной помощью и проверкой учителем.

В-1

Выполните деление с остатком:

а)27:4 ;     б)236:5 ;     в)432:10 ;      г) 363:4 .

   В-2

Выполните деление с остатком:

а)34:7 ;  б)329:8 ; в) 453:10;  г) 213:7.  

    В-3

Выполните деление с остатком:

а) 32:5;  б) 247:4; в) 384:10 ;  г) 458:9.

  В-4

Выполните деление с остатком:

а)31:7;  б)316:6 ; в) 237:10 ;  г) 564:7.

VI. Домашнее задание.

Пункт 13, № 537, 538, рабочая тетрадь, с. 42, №4.

VII. Итог урока.

Подводится  итог урока:

- В вашем классе 17 учеников. Вас построили в шеренги. Получилось несколько шеренг из 5 учеников и одна неполная шеренга. Сколько получилось полных шеренг и сколько человек в неполной шеренге?

- Ваш класс на уроке физкультуры снова построили в шеренги. На этот раз получилось 4 одинаковых полных шеренг и одна неполная? Сколько человек в каждой шеренге? А в неполной?

Отвечаем на вопросы:

- Может ли  остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю?

- Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?

- Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры.

- Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?

   - Где в жизни вам может пригодиться деление с остатком? Приведите примеры.

     

   

   

 

Обучающимся дается задание на развитие высших психических функций (мышление, внимание), их цель- подготовить мыслительную деятельность обучающихся к активной работе на уроке.

Задания для устной работы предлагаются обучающимся с целью развития мотивации на последующее выполнение самостоятельной работы.

Перед обучающимися создается проблемная ситуация  с помощью которой  реализуются принципы продуктивной обработки информации и развития мотивации.

Работа с учебником, с комментарием (развитие математической речи).

Каждому ученику дается свое задание, чтобы осуществлялась отработка вновь полученных математических умений.

Реализуется принцип динамичности ( от простого к сложному).  

Задания для домашней работы аналогичные тем, которые делали в классе.

Акцентируется внимание на трудных моментах в теме, связь математики с жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока математики в 5 классе «Умножение и деление натуральных чисел с остатком»

Цель урока: Обобщить знания на  умножение и деление натуральных чисел с остатком. Задачи: Выделить наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности для формирования знаний, уме...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление с остатком"

Презентация данного урока составлена к уроку № 51 по теме "Деление с остатком" к методическому пособию "Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина". Автор пособия Л. П. По...

к уроку математики в 5 классе по теме: "Деление с остатком"

Презентация к уроку математики в 5классе по теме: "Деление с отсатком" по учебнику Н.Я. Виленкина, урок изучения нового материала...

Конспект урока математики на тему: «Задачи на нахождение суммы и остатка».

Урок математики для 9 класса коррекционной школы VIII вида...

План-конспект урока математики в 5 класса "Деление с остатком"

Урок сопровождается презентацией, индивидуальными карточками, интересным изложение нового материала....

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Деление с остатком"

Технологическая карта урока математии в 5 классе по теме "Деление с остатком" . Из расчета на 2 часа и презентация к этому уроку....

Презентация к уроку математики 5 класс: Деление с остатком

Данная презентация может быть использована для проведения урока математики в 5 классе по учебнику И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович с учётом ФГОС....