Введение в тригонометрию
план-конспект занятия по алгебре (10 класс) по теме

Эйсерт Светлана Николаевна

Выступление на  заседании районного  МО учителей математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eysert_svetlana_nikolaevna.docx262.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  ВВЕДЕНИЕ В ТРИГОНОМЕТРИЮ

Эйсерт Светлана Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

Г.Гулькевичи

Краснодарский край

ПОНЯТИЕ УГЛА. Введем на плоскости прямоугольную систему координат хОу и рассмотрим окружность радиуса R=1 с центром в начале координат. Обозначим точки пересечения окружности с осями координат: А(1; 0), В(0; 1), С(-1; 0), Д(0; -1).

 C:\Users\Эйсерт\Desktop\творчество учащихся\введение в тригонометрию. рис\1.jpeg Пусть на окружности дана  точка М. Вектор, начало которого – точка О, а конец точка М, движущаяся по окружности. Этот вектор назовем подвижным вектором. Угол АОМ получен поворотом подвижного вектора  до вектора . В тригонометрии принято считать, что любой поворот подвижного вектора образует угол. Если подвижный вектор совершил такой поворот, что впервые его конечное положение совпало с начальным положением (вектор ),  то такой поворот называют полным поворотом. В тригонометрии принято считать углы, образованные поворотом подвижного вектора против часовой стрелки, положительными, а углы, образованные поворотом подвижного вектора по часовой стрелке отрицательными.  Если подвижный вектор не совершил поворота, то считаем, что образован нулевой угол. Если подвижный вектор совершил поворот, равный 1\360 части полного поворота против часовой стрелки, то говорят, что образован угол, градусная мера которого равна одному градусу или угол в один градус. Совершив полный оборот против часовой стрелки, получим угол в   360° , а совершив один полный оборот по часовой стрелке, получим угол в -360°.  Строя углы в половину полного оборота, в четверть полного оборота против часовой,  или по часовой стрелке, получаем углы 180°, -180°, 90°, -90° . Напомним, что одна минута равна 1\60 градуса, а одна секунда равна 1\60 минуты.

C:\Users\Эйсерт\Desktop\введение в тригонометрию. рис\2.jpegОт начального вектора  можно отложить любой угол градусной меры α, где α – любое действительное число, в положительном направлении  при α  больше нуля  и в отрицательном направлении при  а меньше нуля. Градусную меру такого угла можно записать в виде:  α =  + 360k, где k- некоторое целое число,  -  угол от 0 ° до 360 °.

РАДИАННАЯ МЕРА УГЛА

     Если подвижный вектор совершил поворот против часовой стрелки так, что его конец прошел расстояние равное  радиусу окружности, то говорят, что образован угол в один радиан, радианная мера которого равна одному радиану. Радиан-это величина центрального угла окружности радиуса R, опирающегося на  дугу длины R. это определение не зависит от R , поэтому обычно выбирают R = 1. Длина окружности равна 2πR, поэтому совершив один полный оборот против часовой стрелки, получим угол в 2π радиан, равный 360°.  Угол 180 ° равен π радианам. Аналогично  градусную меру любого угла можно  перевести в радианную. Градусную меру любого угла можно записать в виде:

            α = +2Пk, где k – некоторое целое число.

C:\Users\Эйсерт\Desktop\введение в тригонометрию. рис\3.jpeg

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНУСА И КОСИНУСА УГЛА

      Число, равное ординате точки единичной окружности, соответствующей углу,  называют синусом угла α и обозначают sinα.  Число, равное абсциссе точки единичной окружности, соответствующей углу, называют косинусом угла α и обозначают cosα.

 х = cosα, у =sin α . Любая точка единичной окружности  имеет координаты  М(cosα;sinα)Для любого угла существует единственное значение синуса и косинуса.

Отрезок АВ назовем линией косинусов, отрезок СД назовем линией синусов.

C:\Users\Эйсерт\Desktop\введение в тригонометрию. рис\4.jpeg В первой и в четвертой координатных четвертях абсциссы точек положительны, во второй и третьей четвертях – отрицательны поэтому значения косинусов для углов от 0° до 90 ° и для углов от 180° до 270°  – положительны, а для углов от 90°до 180° и для углов от 270°  до 360°   - отрицательны.  В первой и во второй координатных четвертях ординаты точек положительны,  в третьей и четвертой четвертях – отрицательны,  поэтому значения синусов для  углов  от 0° до 180°   -  положительные, а для углов от 180° до 360° – отрицательные. В силу периодичности тригонометрических функций, можно определить знаки синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов для любых углов.

        C:\Users\Эйсерт\Desktop\введение в тригонометрию. рис\5.jpeg Координаты точек:   А; В; С; Д  помогут определить значения синусов и косинусов для углов 0°; 90°; 180°; 360°: А(1; 0),  cos0° = 1, sin0° = 0; В(0; 1), cos90° = 0,  sin90° = 1; С(-1;0), cos180° = -1,  sin180° = 0; Д(0; -1), cos360° = 0,  sin360° = -1 .  

Так как тангенс есть отношение синуса угла к косинусу,  котангенс есть отношение косинуса к синусу, то tg 0° = 0,  tg90°  - не существует,  tg180° = 0,  tg360° – не существует, ctg0° – не существует,  ctg90° = 0,  ctg180° – не существует,  ctg360° = 0

ЗНАЧЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ НЕКОТОРЫХ УГЛОВ

 Построим в системе координат углы: π\6, 2π\6 = π\3, 3π\6 = π\2, 4π\6 = 2π\3, 5π\6, 6π\6 = π, 7π\6, 8π\6, = 4π\3, 9π\6 = 3π\2, 10π\6 = 5π\3, 11π\6, 12π\6 = 2π;  π\4, 2π\4 = π\2, 3π\4, 4π\4, 5π\4, 6π\4 = 3π\2, 7π\4, 8π\4 = 2π;

        C:\Users\Эйсерт\Desktop\введение в тригонометрию. рис\6.jpeg Опустим перпендикуляры из точек пересечения единичной окружности со сторонами углов (, , ,….) на ось Ох.  Получим по три точки справа и слева от нуля. Используя теорему Пифагора, получим значения абсцисс 1\2;  \2;  ;  -1\2;  -\2;  -\2. Это и есть значения косинусов для построенных углов. Построив перпендикуляры из точек на окружности к оси Оу, получим значения синусов построенных углов: 1\2;  \2;  ;  -1\2;  -\2;  -\2.

C:\Users\Эйсерт\Desktop\введение в тригонометрию. рис\7.jpeg    Через точку А (1; 0) проведем прямую  параллельную оси Оу, назовем ее линией тангенсов. Проведем лучи ,… Точки пересечения с линией тангенсов и есть значения тангенсов построенных углов. Используя теорему Пифагора,  получим  числа 1\;  1;  ;  -1\;  -1; - .  Через точку В(0; 1) проведем прямую параллельную оси Ох. Назовем ее линией котангенсов. Точки пересечения лучей,….с линией котангенсов есть значения котангенсов построенных углов: 1\;  1;  ;  -1\;  -1; - .

C:\Users\Эйсерт\Desktop\введение в тригонометрию. рис\8.jpegСовместим все картинки наC:\Users\Эйсерт\Desktop\введение в тригонометрию. рис\9.jpeg одном рисунке, которым удобно пользоваться при решении тригонометрических уравнений и неравенств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ 2011 В7 Тригонометрия

Задания с тригонометрией в В7. Рассмотрено большинство встречающихся случаев. Можно использовать в 10 и 11 классе, как раздаточный материал...

Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»

Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспек...

Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.

На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...

Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО

При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизнен...

Введение в тригонометрию

Урок - презентация для 10 класса...

Профессиональная компетентность учителя английского языка в условиях реализации введения ФГОС НОО, ООО и введении ФГОС СОО

Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи.  И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конк...