Главные вкладки

    Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»
    проект по теме

    Безбородова Татьяна Борисовна

    Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа. Анализ проблем системы обучения и современных концепций работы по реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа привело к написанию данного инновационного проекта. Внедрение в практику новых методик и образовательных технологий способствует включению педагогов в инновационную деятельность, которая стимулирует творческую активность в работе с воспитанниками, совершенствует профессиональное мастерство. Большая роль в продвижении инноваций в учреждении отводится методическому объединению педагогов – творческой проблемной группе при тьюторском центре в БОУ г. Омска «Гимназии № 12». Данный проект методической поддержки педагогов, в реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в образовательных учреждениях САО призван создать необходимые условия для интенсивного творческого роста в процессе коллективного творческого поиска. На заседаниях методического объединения будут рассмотрены теоретические и практические вопросы состояния и повышения эффективности образовательного процесса в учреждении в рамках реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа. Решая педагогические задачи теоретически, у педагогов появляется видение тех проблем, которые могут возникнуть при осуществлении образовательной деятельности, и главное - они приобретают опыт принятия оптимальных решений в соответствии с определенными условиями. Программа методической учебы способствует творческому росту педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc313 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО

    на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»

                  Мы свято верим в нашу

                  перспективность,

                  И понимаем, что нелегок  труд.

    Пусть тернии предстали перед нами,

             Но к звездам нас они всегда зовут!

    1. Проблемный анализ, актуальность

    Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспективу и планировать свою деятельность на основе глубокого критического анализа. Анализ проблем системы обучения и современных концепций работы по реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа привело к написанию данного инновационного проекта.

    Внедрение в практику новых методик и образовательных технологий способствует включению педагогов в инновационную деятельность, которая  стимулирует творческую активность в  работе с воспитанниками, совершенствует профессиональное мастерство.  Большая роль в продвижении инноваций в учреждении отводится методическому объединению педагогов – творческой проблемной группе при  тьюторском центре в БОУ г. Омска «Гимназии № 12». Данный проект методической поддержки педагогов, в реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в  образовательных учреждениях САО призван создать необходимые условия для интенсивного творческого роста в процессе коллективного творческого поиска. На заседаниях методического объединения будут рассмотрены теоретические и практические вопросы состояния и повышения эффективности образовательного процесса в  учреждении в рамках реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа. Решая педагогические задачи  теоретически, у педагогов появляется видение тех проблем, которые могут возникнуть при осуществлении образовательной деятельности, и главное - они приобретают опыт принятия оптимальных решений в соответствии с определенными условиями. Программа методической учебы  способствует творческому росту педагогов.

    Совершенствование профессионального мастерства  педагога предполагает  различную научно-методическую деятельность:

    -конструирование образовательных программ и первичная помощь в их реализации;

    -ознакомление с проектно-исследовательскими работами коллег и воспитанников других образовательных учреждений;

    -самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений;

    -посещение занятий своих коллег, обмен мнениями, опытом по вопросам организации, методов преподавания модулей курса ОРКСЭ;

    -проведение выставок, смотров методической продукции  (докладов, выступлений, конспектов занятий, воспитательных мероприятий и др.)                 -анализ портфолио, созданных педагогами, по итогам реализации проекта.

    Новизна проекта состоит:

    1. в разработке и апробации  комплексной модели  духовно-нравственного воспитания при реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в ОУ;
    2. в разработке и апробации модели тьюторского центра в условиях социального партнёрства и сетевого взаимодействия;
    3. в создании программно и научно-методического обеспечения  курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
    4. в создании модели интеграции учебной и внеучебной деятельности при реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в ОУ;
    5. в разработке и апробации современных методов и форм подготовки педагогов по духовно-нравственному воспитанию.

    О том, что педагог живет до тех пор, пока он учится, известно давно, но методическое обучение педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.

    1. Цели и задачи проекта

    ЦЕЛЬ проекта: повышение профессиональной компетентности педагогов по реализации курсов  ОРКиСЭ  и ОДНКа через оказание методической поддержки на базе тьюторского центра

    Задачи проекта:

    1. Организация методической деятельности, направленной на модернизацию и оптимизацию образовательного процесса в реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в образовательных учреждениях.
    2. Диагностика и повышение профессиональной компетентности  учителей курсов ОРКиСЭ и ОДНКа.
    3. Определение направлений деятельности учителей по реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях модернизации  системы образования.
    4. Совершенствование организации внеклассной работы в образовательных учреждениях по  духовно-нравственному воспитанию на школьном и муниципальном уровне.
    5. Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

    Направления  методической работы:

    • Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя по реализации курсов ОРКиСЭ ОДНКа в ОУ с учётом основных направлений  инновационной работы.
    • Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта в преподавании курсов «Основы религиозных культур  и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры.

    Формы организации научно-методической работы:

    • обзоры научной, педагогической и другой литературы;
    • творческие отчёты учителей;
    • тематические заседания в тьюторском центре;
    • самообразование учителей;
    • мастер – классы, открытые уроки,  взаимопосещение занятий;
    • индивидуальные беседы по организации и проведению уроков.
    1. Концепция проекта

    Концепция проекта представляет собой целостно-нормативную основу взаимодействия педагогов общеобразовательных учреждений САО с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования,  средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

    Концепция проекта определяет:

    • характер современного национального воспитательного идеала;

    • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

    • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

    • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при реализации курсов ОРКиСЭ и  ОДНКа.

    Принципы деятельности:

    -насыщение содержания деятельности участников проекта реальными проблемами реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа;

    -свобода в поиске инновационных форм, приемов и методов педагогической деятельности;

    -оптимальное сочетание форм индивидуальной, групповой и коллективной методической работы и вариативность действий творческого объединения педагогов;

    -оперативное и перспективное реагирование методического объединения на запросы и потребности педагогов и обучающихся;

    -доступность методической продукции для всех педагогов, полученной по итогам реализации проекта

    Концепция проекта формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе, как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие педагогов в решении важнейших общенациональных задач.

    Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

    • Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. 
    • Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
    1. Содержание проекта

    Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам "жизни сообща" стало первоочередной задачей воспитания.

    Федерико Майор,
    генеральный директор
    ЮНЕСКО

    Слово «инновация» происходит от латинского inovatis (in – в, novus – новый) и в переводе означает «обновление, новинку, изменение». Педагогическая инновация – это изменения, направленные на улучшение развития,  воспитания и обучения школьников. Изменения могут быть произведены как в целях, так и в содержании образования. Данный инновационный проект способствует включению педагогов в инновационную деятельность, которая  стимулирует творческую активность в  работе с воспитанниками, совершенствует профессиональное мастерство.

    Применяя в практике реализации курсов  ОРКиСЭ и ОДНКа новые средства, идеи, способы и приемы обучения, развития и воспитания позволят педагогу заинтересовать обучающихся, включить их в процесс сотворчества. Тьюторский центр позволит педагогам образовательных учреждений САО совместно решать задачи по  обеспечению условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства и организации педагогического самообразования.

    Формы работы тьюторского центра:

    1. Индивидуальные

    -консультирование;

    -беседа.

    2. Групповые

    -открытые занятия, мастер-классы;

    -проблемные семинары, круглые столы;

    -организационно-деятельностные игры и т.д.

    3. Фронтальные

    -единый методический день;

    -научно-практические конференции;

    -виртуальные формы (педсоветы, форумы, чаты);

    -фестивали педагогических идей;

    -конкурсы авторских программ;

    -конкурсы методических материалов;

    -работа в блогах, вики-проектах.

    Тьюторский центр   объединит педагогов, реализующих комплексный курс ОРКиСЭ и курс ОДНКа в  образовательных учреждениях САО, станет площадкой для обмена и представления опыта педагогов по данной проблеме; займётся апробацией программы и реализацией проекта в рамках инновационной деятельности.

    Тьюторский центр:

    • объединит содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;
    • выведет на новое понимание качества образования (ФГОС), на основе которого возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
    • объединит ресурсы в области ДНВ, станет площадкой для обмена и представления опыта по проблеме;
    • обеспечит естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;
    • обеспечит  преемственность начальной, основной и средней  школы, определённую стабильность и постоянное развитие;
    •  осуществит апробацию и реализацию проекта в рамках инновационной деятельности

    Направления работы

    Содержание работы

    Задачи

    Формирование эффективной социально-образовательной среды для реализации проекта

    Содержание, организация, и технология реализации проекта

    1. Обеспечение научно-методического и нормативно-правового сопровождения работы для реализации проекта

    2.Проведение самоэкспертизы образовательной и методической деятельности педагогических работников образовательных учреждений САО

    2. Разработать программу деятельности групп педагогов (аналитико-диагностической, проектной, творческой)

    3.Утверждение диагностического инструментария

    Повышение профессиональной компетенции педагогов в работе по реализации проекта

    Работа с педагогами образовательных учреждений САО

    1. Изучение спроса на методические, педагогические и информационные услуги

    2. Разработка программ повышения методического мастерства педагогов по индивидуальным траекториям (молодой специалист, исследователь и т.п.)

    3. Выявление факторов, препятствующих личностному росту и профессиональному развитию педагогов.

    4. Разработать механизмы мотивации педагогов к профессиональному творчеству

    5. Участие в проблемных семинарах для педагогов по вопросам реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа

    4.Разработать технологию педагогического самообразования:

     -участие в НПК, семинарах, круглых столах и т.п. по обмену опытом в округе, городе, области;

    -расширить сотрудничество педагогов САО с коллегами из других образовательных учреждений города;

    -виртуальное сотрудничество с единомышленниками в других регионах

    Разработка научно-методической  и учебно-методической базы по итогам реализации проекта

    Создание банка лучшего педагогического опыта при тьюторском центре на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 12»

    1. Создание проектных групп педагогов по реализации временных, годовых и долгосрочных проектов, нацеленных на конкретные результаты

    2. Разработка системы целенаправленного использования новых достижений в образовательно-развивающей деятельности при реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа:

    -разработать методические требования к содержанию и форме творческих, исследовательских работ обучающихся

    -разработать критерии и методики оценки личных достижений обучающихся в разнообразных видах образовательно-развивающей деятельности и т.д.;

    -трансляция методических разработок посредством интернет-сайта и размещения на нем разработанных  педагогами САО материалов по реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа;

    -публикация материалов проекта.

    Социальное партнерство, партнерство с родителями обучающихся при реализации проекта

    Организация и взаимодействие с общественными организациями и объединениями по вопросам реализации проекта

    1.Повышение уровня родительской компетентности по введении курсов ОРКиСЭ и ОДНКа, расширение содержания и совместной деятельности:

    -подготовить методические рекомендации по ДНВ в семье.

    2.Создать банк данных по социальному партнерству и их вовлечению в деятельность тьюторского центра, а также оказания помощи в реализации курсов  ОРКиСЭ и ОДНКа.

    Данный инновационный проект требует тщательной проработки  содержания в условиях конкретного учреждения – тьюторского центра, а также необходимо  формирование  его научно – методического обеспечения, включая методические разработки  занятий в условиях интеграции учебного и внеучебного образования, трансляцию накопленного опыта педагогическому сообществу.

    Учитывая вышеизложенное,  данный проект актуален и значим для обобщения опыта и дальнейшей реализации курса ОРКиСЭ и ОДНКа  в системе образования. Он позволит:

    • объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем духовно – нравственного воспитания;
    • апробировать модель деятельности тьюторского  центра как сетевого в новых условиях финансирования, внедрения ФГОС; 
    • предложить современные механизмы реализации инновационных проектов в данной сфере;
    • разработать и апробировать программы мониторинговых исследований и  педагогического сопровождения в процессе духовно – нравственного воспитания.

    Новизна проекта состоит в следующем:

    • в разработке и апробации комплексной модели духовно – нравственного воспитания обучающихся;
    • в разработке и апробации  модели тьюторского центра в условиях социального партнерства и сетевого взаимодействия;
    • в создании  программно и научно – методического обеспечения  курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и ОДНКа;
    • в разработке и апробации современных методов и форм подготовки педагогов по духовно – нравственному воспитанию;
    • в создании сети  образовательных учреждений САО г. Омска, апробация модели ее деятельности в условиях муниципалитета;
    • в создании модели интеграции учебной и внеурочной деятельности в реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа.

    Сеть социального партнерства при реализации проекта

    1. Этапы реализации проекта

    Этапы реализации проекта:

    1. Информационно-аналитический (сентябрь)

    а) самоэкспертиза образовательной и методической деятельности педагогических работников ОУ САО;

    б) проблемный анализ, сбор и обработка информации;

    в) создание аналитико-диагностической группы;

    г) утверждение диагностического инструментария.

    1. Мотивационно-целевой (октябрь)

    а) диагностика социально-педагогической деятельности;

    б) изучение спроса на методические, педагогические и информационные услуги;

    в) выявление приоритетных целей и прогноза конкретных ожидаемых результатов;

    г) разработка программ повышения методического мастерства педагогов по индивидуальным траекториям (молодой специалист, исследователь и т.п.).

    1. Организационно-исполнительский (ноябрь – март)

    а) создание проектных групп педагогов по реализации временных, годовых и долгосрочных проектов, нацеленных на конкретные результаты;

    б) организация и участие в НПК, деловых играх и т.д.;

    в) виртуальное сотрудничество с единомышленниками в других регионах.

    1. Контрольно-диагностический (апрель – май)

    а) анализ работы проектных групп;

    б) соотношение результатов с поставленными целями и задачами;

    в) обобщение позитивного опыта;

    г) творческие отчеты педагогов и групп, защита проектов, публикации.

    1. Предполагаемый результат
    1. Наличие методического обеспечения и сопровождения педагогов при реализации  курсов «ОРКиСЭ» и ОДНКа (методическая копилка в тьюторском центре);
    2. системное функционирование Тьюторского  центра в БОУ г. Омска «Гимназия № 12» для образовательных учреждений САО (организация встреч: консультаций, круглых столов, семинаров и т.п. – 1 раз/месяц);
    3. наличие структурированного оформления этапов реализации проекта (оформление стенда «Тьюторский центр при БОУ г. Омска «Гимназия № 12», для реализации  методической поддержки и сопровождения введения комплексного курса ОРКиСЭ  и курса ОДНКа в условиях введения ФГОС в образовательных учреждениях САО (август-сентябрь);
    4. системное проведение консультирования (по необходимости 1 раз /месяц), диагностирование мероприятий по обобщению педагогического опыта при реализации  курсов  (в течение учебного года);
    5. распространение и тиражирование инновационного опыта образовательного учреждения в области духовно-нравственного воспитания школьников (в течение учебного года);
    6. создание банка лучшего педагогического опыта на базе тьюторского центра (в течение учебного года);
    7. наличие программного обеспечения инновационного проекта в тьюторском центре, нормативно-правовой базы инновационной деятельности ОУ (август-сентябрь);
    8. наличие апробированного диагностического, методического  материала в рамках проекта (апрель - июнь);
    9. наличие методических рекомендаций для педагогов по курсу ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях интеграции, внедрения ФГОС, социального партнёрства и тьюторского взаимодействия (между округами г. Омска) (апрель - июнь);
    10.  наличие апробированной системы социального партнёрства и тьюторского взаимодействия (май – июнь);
    11.  презентация результатов реализации проекта, продуктов инновационной деятельности (в течение года; итоговая презентация: апрель – май);
    12.  публикация материалов проекта (май – июнь).

    1. Критерии оценки результатов проекта

    Критерии

    Показатели

    Личностные

    Уровень мотивации при реализации проекта

    Уровень интеллектуального развития

    Способность к решению нестандартных задач при реализации проекта, самостоятельность выбора действий

    Уровень социальной адаптации

    Сформирована коммуникативная компетенция, адаптация в коллективе

    Управленческие

    Разработанность системы профессиональной самореализации

    Увеличение количества мероприятий в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

    Стремление педагогов к повышению квалификации, использование педагогами нестандартных методов и форм в работе при реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа

    Наличие сформированного пакета методических рекомендаций, методических разработок по итогам реализации курса

    Удовлетворенность всех участников проекта

    Позитивное отношение педагогов к осуществляемой деятельности в тьюторском центре

    1. Материально-техническое, финансовое, кадровое и научно-методическое обеспечение проекта
    1. Материально техническое обеспечение проекта

    Ресурсное обеспечение:

    - техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, интерактивные комплексы;

    - программное обеспечение: мультимедийные презентации, слайд-фильмы и т.д.;

     - материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники;

    - дидактический материал: индивидуальный раздаточный материал.

    Наличие  свободного доступа к использованию компьютерной и другой технике,  использование мультимедийного и компьютерного оборудования, интерактивных комплексов.

    По результатам опроса учителей, работающих по реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа  не все имеют свободный доступ к компьютерной и иной технике, поэтому осуществляется доступ  по предварительной договоренности с другими учителями в своем образовательном учреждении.

    1. Финансовое обеспечение проекта предполагает:
    1. Выделение ставки тьютора, осуществляющего деятельность на базе тьюторского центра
    2. Наличие программного обеспечения инновационного проекта в тьюторском центре
    3. Услуги типографии: публикация материалов проекта
    1. Кадровое обеспечение проекта

    Сформирована сеть образовательных учреждений САО при тьюторском центре в БОУ г. Омска «Гимназия №12», участвующих в реализации комплексного учебного курса, куда входит 34 образовательных учреждения. В данном проекте примут участие все 34 ОУ САО, с которыми проводилась непрерывная методическая работа в течение 2011 – 2012 уч.г.,  2012-2013 уч.г.

    Организационно-педагогические условия апробации

    На 01.09.2012 уч.г. 100%  педагогических работников общеобразовательных учреждений САО своевременно прошли курсы повышения квалификации учителей, реализующих курс ОРКиСЭ.

    Информирование образовательных учреждений будет осуществляться через сайт тьюторского центра на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 12», дублироваться телефонограммами департамента образования Администрации города Омска.

    1. Система управления проектом

    Орган управления

    Функции

    Тьюторский центр

    Координирует деятельность всех участников проекта, рассматривает вопросы и принимает решения по организации работы над проектом, организует взаимодействие всех участников проекта, создает необходимые условия для реализации проекта

    Образовательные учреждения САО

    Выдвигают учителей, реализующих курс ОРКиСЭ и ОДНКа в образовательном учреждении; оказывают финансовую поддержку педагогов, повышающих квалификацию по вопросам реализации проекта

    Творческая группа ОУ САО

    Аналитико-диагностическая группа ОУ САО

    Проектная группа ОУ САО

    Разрабатывает и реализует новый концептуальный подход в системе работы над проектом, обеспечивает использование информационных технологий в рамках реализации проекта.

    Организует аналитико – диагностическое сопровождение проекта, разрабатывает диагностический инструментарий.

    Планирует, разрабатывает методическую, проектную деятельность (проекты, исследовательские работы и т.д.)

    Методический совет учителей образовательных учреждений САО

    Осуществляет мониторинг на всех этапах реализации проекта, формирует пакет методических рекомендаций по итогам проекта

    Модель управления инновационной деятельностью в условиях организации и функционирования тьюторского центра

    Управление инновационным проектом

    1.  Дальнейшее развитие проекта

    Дальнейшее развитие проекта предполагает:

    1. Разработать  и осуществить апробацию  комплексной модели  духовно-нравственного воспитания обучающихся посредством реализации курсов  ОРКиСЭ и ОДНКа.

    2. Разработать  и апробировать модель Тьюторского  центра в условиях социального партнёрства и сетевого взаимодействия.

    3.  Создание  программно и научно-методического обеспечения   курса «Ос новы религиозных культур и светской этики».

    4. Создание  модели интеграции учебной и внеучебной деятельности реализации курсов ОРКиСЭ и ОДНКа.

    5. Создание ресурсной среды для разработки телекоммуникационных проектов по курсу ОРКиСЭ и ОДНКа для педагогов и обучающихся

    6. Положительный опыт преподавания курса в САО распространить через публикации в  научно-методических сборниках,  через обмен опытом на муниципальном, региональном и Всероссийских уровнях.

    7. Подведение итогов апробации осуществляется 1 раз в полугодие на заседаниях рабочих групп, методического  совета учителей и  методических объединениях; на научно-практических конференциях и круглых столах.

    1.  Список использованной литературы

    1. Астафьева, Н. Региональные инициативы создания и развития непрерывной системы духовно-нравственного просвещения в условиях конструктивного взаимодействия светских и религиозных организаций/ Н. Астафьева // Духовно-нравственное воспитание.- 2012.- № 5.-  С. 11 – 17.

    2. Воскресенский, О.В. Об итогах эксперимента по введению в начальной школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики»/ О.В. Воскпесенский, Т.Д. Шапошникова // Начальная школа плюс до и после. – 2012.- № 6.- С. 70 – 74.

    3. Голева, М.А. Духовно-нравственное воспитание. Клуб «Истоки»(1-4 классы) / Голева М.А. // Методист.- 2012.- № 5.- С.10-14.

    4. Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: программы общеобразоват. учреждений / А. Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.-  24с.- ISBN 978-5-09-024075-8.

    5. А.Я. Данилюк. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации в 2-х частях.. Изд-во М.: «Просвещение», 2011.

    6. Емохонова, Л.Г. Художественная культура христианства / Л.Г. Емохонова.- М.: Русское слово – РС, 2011.- 176с.; ил.- (Библиотека мировой художественной культуры).

    7. История религий: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов общеобразоват. учреждений / под ред. А.Н. Сахарова.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2009.- 320с.

    8. История христианства. Духовные традиции и культура: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов общеобразоват. учреждений / под ред. А.Н. Сахарова.-  М.: Русское слово, 2008.- 232с.

    9. Лавров, В.М. Программа курса и тематическое планирование к учебному пособию «История религий» под редакцией члена- корреспондента РАН А.Н. Сахарова: для 10- 11 классов общеобразоват. учреждений / В.М. Лавров, Т.Д. Стецюра.- М.: Русское слово, 2008.- 16с.

    10. Кураев, А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. - М.: Просвещение, 2011.- 95 с.

    11. Колупанова, Ю.В. Взаимодействие образовательного учреждения и музея в духовно- нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения / Ю.В. Колупанова // Начальная школа плюс до и после. – 2012.- № 1.- С.17 – 20.

    12. Кохичко, А.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами русского (родного) языка / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс до и после. – 2012.- № 3. -  С.78 - 85.

    13. Латышина, Д.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. - М.: Просвещение, 2012.- 80 с.

    14. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 - 5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / [А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов]. - М.: Просвещение, 2010.- 239 с.

    15. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010.- 63 с.

    16. Основы религиозных культур и светской этики: книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2010.- 239 с.

    17. Cахаров, А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений/ А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров; под общ. ред. чл.- корр. РАН А.Н Сахарова.- М.: Русское слово - РС, 2011.-128с.

    18. Семенова, Н.С. Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося / Н.С. Семенова// Всё для администратора школы.- 2012.- № 4. – С. 37 – 38.

    19.Смирнов, А.А. Нормативно-правовое обеспечение деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на муниципальном уровне / А.А.Смирнов, Т.П. Махова // Практика административной работы в школе.- 2012.- № 4. – С.62 – 66.

    20.Устюжанина, С.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Дорога добра» / С.А.Устюжанина // Практика административной работы в школе.- 2012.- № 4. – С. 46 - 61.

    21. Макаров, В. Откликнуться душой… Формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников в системе кадетского воспитания и образования / В. Макаров // Духовно-нравственное воспитание.- 2012.- № 5.-  С.21 – 23.

    22. Неермолова, Н. «Быть может, средь нравственной скверны иных от паденья спасет задушевная речь…». Духовная нива поэта Алексея Жемчужникова: разработка урока / Нина Неермолова // Духовно-нравственное воспитание.- 2012.- № 5.-  С.68 – 73.

    23. Просветова, О. Светочи земли Тамбовской: уроки из методического пособия для учителя по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» / Ольга Просветова // Духовно-нравственное воспитание.- 2012.- № 5.-  С.47 – 65.

    24. Никитин, Э.М. ОРКСЭ в каждую школу/  Э.М. Никитин // Методист.- 2012.- № 5.- С. 2.

    25. Никитин, Э.М. Успех введения ОРКСЭ зависит от совместных действий /  Э.М. Никитин // Методист.- 2012.- № 5.- С. 3-4.

    26. Хаманова, Н.В. Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в современной школе / Хаманова Н.В. // Методист.- 2012.- № 5.- С.33-36.

    27. Программа курса: к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 4 класс/[авт.-сост. К.А. Кочегаров].- М.: Русское слово - учебник, 2011. -16 с.-ISBN 978-5-91218-195-5.

    28. Программа курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс / [авт.-сост. М.Т. Студеникин]. – М.: Русское слово - учебник, 2011. -24с.- ISBN  978-5-91218-6.

    29. Рабочие программы: к учебникам  А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», М.Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс/ [авт.-сост. К.А. Кочегаров, М.Т. Студеникин]. - М.: Русское слово - учебник, 2011. -32с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС

    Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год. Цель программы:Создание оптимальных психолого-педагогических условий для ра...

    Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС

    В последние годы  стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...

    Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО

    Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...

    Программа тьюторского сопровождения учебного предмета "Математика" в Верхнеуслонском муниципальном районе в условиях введения ФГОС ООО.

    Проектная работа отражает необходимые мероприятия РМО учителей естественно-математического цикла по реализации  ФГОС ООО....