Главные вкладки

    Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС
    рабочая программа по психологии на тему

    Программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС» на 2013-2018 год.

     Цель программы:

    Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования в условиях введения ФГОС.

    Задачи:

    ·       систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса  учащегося и динамики психологического развития в процессе обучения в соответствии с требованиями ФГОС и оказание помощи детям;

    ·       психолого-педагогическое сопровождение формирования образовательных компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, личностных; предметных, метапредметных, личностных);

    ·       психолого-педагогическое сопровождение учителей, родителей, повышение их психологической компетентности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_soprovozhdeniya_fgos.docx36.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

    УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

    ГИМНАЗИЯ № 1576

    Утверждаю _____________

    Директор ГБОУ

    Гимназия № 1576

    Маевская И. Г.

    Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного

    процесса в условиях введения ФГОС в ГБОУ гимназия №1576

    на 2013-2018 г.

    Наименование программы:

    «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС».

    Разработчик программы:

    Педагог-психолог СПш  215 Андронова О. Ю.

     

    Цель программы:

    Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования в условиях введения ФГОС.

    Задачи:

    • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса  учащегося и динамики психологического развития в процессе обучения в соответствии с требованиями ФГОС и оказание помощи детям;
    • психолого-педагогическое сопровождение формирования образовательных компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, личностных; предметных, метапредметных, личностных);
    • психолого-педагогическое сопровождение учителей, родителей, повышение их психологической компетентности.

    Сроки и этапы реализации программы:

    2013 -2018 год

    1-3 этап (2013-2015):

    • разработка и реализация психолого-педагогических критериев оценивания сформированности УУД и компетенций;
    • оценка исходного уровня сформированности УУД (универсальных учебных действий) детей при поступлении в школу;
    • оценка исходного уровня сформированности УУД учащихся 5-х классов при переходе в среднее звено;
    • оценка сформированности УУД и компетенций учащихся 2-х и 3-х классов;
    • коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в освоении УУД и формировании компетенций;
    • разработка и реализация мероприятий по формированию компетенций у учащихся, педагогов, родителей.

    4-5 этап (2015-2017):

    • реализация и контроль динамики результативности реализации программы формирования УУД и компетенций;
    • коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в освоении УУД и формировании компетенций;
    • реализация и контроль формирования психолого-педагогических компетенций педагогов и родителей;
    • экспертная оценка состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения достижения достаточных метапредметных и личностных образовательных результатов.

    6 этап (2017-2018):

    • экспертная оценка состояния учебно-воспитательного процесса с точки зрения достижения достаточных метапредметных и личностных образовательных результатов;
    • итоговый мониторинг результатов освоения учащимися основной образовательной программы.

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

    • Успешная реализация программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС в ГБОУ гимназия № 1576.
    • Улучшение качества психолого-педагогической поддержки педагогов в условиях введения ФГОС.

    Механизм экспертизы программы.

    Итоговый мониторинг познавательного и личностного развития учащихся по окончании начальной и средней школы.

    Обоснование и содержание программы.

             Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

            Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

             Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.  

            В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

             Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

    Цель психолого-педагогического сопровождения:

    создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования в условиях введения ФГОС.

    Психологическое сопровождение должно решать следующие задачи:

    • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса учащегося и динамики психологического развития в процессе обучения, оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, социализации.
    • Психолого-педагогическое сопровождение формирования образовательных компетенций(ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, личностных; предметных, метапредметных, личностных).
    • Психолого-педагогическое сопровождение учителей,родителей,повышение их психологической компетенции.

    Приоритетные направления работы педагога-психолога:

    • проектирование, реализация новой образовательной программы и ее отдельных подпрограмм;
    • совместноая с администрацией работа по организации обучения педагогов технологиям формирования и оценивания УУД;
    • совместная работа с педагогами по разработке и реализации индивидуальных программ, а также по проектированию развивающей среды, которые способствуют формированию УУД;
    • разработка, воплощение системы отслеживания сформированности УУД и ведение базы результатов.

    Виды и содержание деятельности психологического сопровождения в целом остаются прежними и включают в себя:

    • Психологическую диагностику.
    • Психологическое консультирование.
    • Коррекционно-развивающую работу.
    • Психологическое просвещение.
    • Психологическую профилактику.
    • Методическую и научно-исследовательскую работу.
    • Экспертно-аналитическую работу.

    Обязательные составляющие, которым уделяется внимание при организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС:

    1. методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования)

    2. ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социокультурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества

    3. системно-деятельностный подход (воспитание и развитие качеств личности, отвечающей тенденциям современной жизни; стратегия проектирования и конструирования, определяющая пути достижения желаемого результата; ориентация на результаты, где развитие личности происходит на основе усвоения универсальных учебных действий; решающая роль содержания и

    способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов)

    4. обеспечение преемственности на всех ступенях

    5. развитие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающихся, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

    Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса, что обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

    Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка результативности психолого-педагогического сопровождения.

    Критерии оценивания сформированности УУД.

    Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей сформированности универсальных учебных действий и социальной адаптации младшего школьника и выпускника начальной школы при переходе в среднее звено является мониторинговый блок психолого-педагогического сопровождения. Планируемые результаты, этапность формирования УУД определяют показатели, по которым предполагается оценка качества формирования у обучающихся УУД с первого по пятый класс и с пятого по девятый с учётом индивидуальных особенностей развития каждого учащегося:

    Критерии оценивания личностных универсальных учебных действий

     (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

     

    • Самоопределение.
    • Внутренняя позиция школьника.
    • Самооценка и уровень притязаний.
    • Самосознание.
    • Смыслообразование.
    • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных, социальных и учебных мотивов).
    • Нравственно-этическая ориентация.
    • Сформированность морально-этических представлений.
    • Ценностные предпочтения.
    • Нравственно-этическое поведение.
    • Эмпатические способности.

    Критерии оценивания регулятивных универсальных учебных действий

    (управление своей деятельностью: целеполагание,планирование, прогнозирование, контроль,оценка, коррекция, волевая саморегуляция).

    • Развитие произвольности поведения, произвольного внимания:
    • способность удерживать внимание на выполняемой работе;
    • умение сознательно подчинить свои действия правилу, определяющему способ действия;
    • умение ориентироваться на заданные требования;
    • умение сохранять заданную цель;
    • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
    • умение контролировать свою деятельность по результату;
    • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
    • Сформированность самоконтроля.
    • умение контролировать выполняемые действия.

    Критерии оценивания коммуникативных универсальных учебных действий

    (навыки взаимодействия и сотрудничества, интеграция в группу сверстников,

    умение слушать и вести диалог).

    • Социометрический статус и роль в колективе.
    • Групповая принадлежность.
    • Коммуникативные и организаторские способности.
    • Социально-психологическая адаптация(принятие
    • других,самовосприятие,эмоциональная комфортность,..)
    • Предрасположенность к конфликтному поведению.

    Критерии оценивания познавательных универсальных учебных действий

    (общеучебные и логические действия постановки и решения задач).  

    • Общеучебные универсальные действия.
    • Умение работать с информацией,с учебными моделями, использование знаково-символических средств, общих схем решения.
    • Универсальные логические действия.
    • Выполнение логических операций (образно-логическое, словесно-логическое, абстрактное мышление).
    • Постановка и решение проблемы.
    • Умение выделять типы задач и способы их решения.

    Содержание программы психолого-педагогического сопровождения введения

    ФГОС на каждом этапе реализации.

    2013-2015 учебный год

    1-3 этап – первичная адаптация детей к школе.

    1 класс

    В рамках данного этапа (с сентября по декабрь) предполагается:

    1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

    2. Диагностика процесса адаптации, направленная на изучение самочувствия ребёнка в школе, уровня тревожности, самооценки, эмоционального отношения к новой социальной роли, процесса формирования произвольности и школьной мотивации, отношения к учителю и одноклассникам.

    3. Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по организации обучения с учётом индивидуальных психологических особенностей и возможностей каждого ребёнка, выявленных в ходе диагностики.

    4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, педагогами во внеурочное время. Психолог реализует систему развивающих занятий в период адаптации. Цель адаптационного курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и

    развиваться в школьной среде. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Организация групповой развивающей работы педагогов с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

    5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

    2015-2017 учебный год

    4-5 этап

    1) Контроль динамики результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий. Может осуществляться на этапе промежуточного контроля и оценки при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы в ГПД и в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля. Т.е., по сути дела, цель сопровождения на данном этапе - создание системы мониторинга. Осуществляя задачи развивающего обучения, учителя начальных классов школы накопили многие приемы формирования общеучебных умений. Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Психолог использует арсенал психодиагностических методик.

    2) Коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий. В ходе психолого-педагогической диагностики выявляются проблемы в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД индивидуально у каждого ученика. В соответствии с выявленными проблемами планируется коррекционно-развивающая работа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи слабому ребёнку. Такая работа ведётся в индивидуальной и групповой формах по следующим направлениям:

    1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми, проявляющими неуспеваемость, испытывающими трудности в познавательной и личностной сферах. Развивающие занятия с детьми, направленные на укрепление позиции школьника, развития положительной самооценки, учебной мотивации, познавательных процессов, необходимых для успешного овладения учебной программы.

    2. Консультативная и просветительская работа с родителями, направленная на повышение психолого-педагогической грамотности, разъяснение целей и смыслов коррекционно-развивающей работы, а так же предполагаемых результатов.

    3. Методическая и консультативная работа с учителями начальных классов по вопросам результатов психодиагностики, результатов и содержания коррекционно-развивающей работы с учениками. Оказание методической поддержки педагогов по вопросам возрастной психологии, организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.

    2017-2018 учебный год

    6 этап - итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

    1. Психолого-педагогическая диагностика сформированности УУД у каждого обучающегося в соответствии с требованиями модели выпускника начальной школы, качественный анализ на основе изучения корреляции показателей по четырём группам УУД и результатов учебной деятельности. На основе диагностических и аналитических данных на каждого ребёнка составляется заключение и общая психолого-педагогическая характеристика, что поможет в дальнейшем планировать работу с ребёнком, исходя из его достижений. Такой подход обеспечивает преемственность между начальной школой и средней школой.

    2. Изучение динамики развития профессионально-педагогических компетенций педагогов в ходе реализации ФГОС нового поколения, анализ педагогических затруднений.

    3. Изучение мнения родителей, удовлетворённости результатами работы школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    4. Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения с

    учётом аналитических данных мониторинга.

    Список литературы:

    1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
    2. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001.
    3. Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
    4. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
    5. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
    6. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
    7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
    8. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
    9. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
    10. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”»
    11.  Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
    12. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М.2010
    13. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова, М, 2010
    14. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010
    15. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
    16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

    Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

    Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО

    При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизнен...

    Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

    На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО

    Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...

    Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.

    Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. Примерные программы для 5х и 10 х классов....

    Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

    Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...

    План работы рабочей группы по сопровождению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ООО 2015-2016

    План работы рабочей группы по сопровождению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ООО 2015-2016...