Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 603

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

печать

Разработана и принята

решением Педагогического совета

ГБОУ школы №603

Протокол № 1

От «31» августа 2017 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы №603

Саблина А.А._____________

Приказ №68 от  02.09.2017 г.

ПРОГРАММА 

психолого-педагогического  сопровождения

 образовательного процесса

в условиях реализации ФГОС

 на 2016-2020 годы

 ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района

Санкт- Петербурга

 

                                Разработчик:

Никишова Ольга Анатольевна

педагог - психолог

ПРОГРАММА

психолого-педагогического  сопровождения  образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 г. г.

Актуальность и обоснование программы.

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.

Методологической основой ФГОС является системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Отсюда следует, что введение федеральных государственных стандартов общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

Работа по психолого-педагогическому сопровождению, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

Основным приоритетом работы, предметом деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и достижение планируемых результатов еѐ освоения.

В качестве основных образовательных результатов выступают компетенции: предметные, метапредметные и личностные, - именно они и становятся теми критериями, по которым будет оцениваться работа по психолого-педагогическому сопровождению. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога - психолога. В связи с этим возникла необходимость разработки Программы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС ООО в 5-9 классах, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО» основывается на учете возрастной специфики обучающихся на ступени основного общего образования и обеспечивает преемственность с содержанием и формами психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5— 7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

 бурным, скачкообразным характером развития;  стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;   особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;   обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;  сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;  изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ, телевидение, Интернет).

Теоретико-методологическими основами разработки Программы являются общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).

В данной Программе используется концепция психолого-педагогического сопровождения М. Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи».

 Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:

1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;

2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО.

1. Сохранение и укрепление психологического здоровья.

2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

3. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

4. Развитие психологической культуры.

5. Дифференциация и индивидуализация обучения.

6. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

7. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

8. Выявление и поддержка одарѐнных детей.

9. Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.

10. Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения.

11. Формирование коммуникативных навыков.

12. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Уровни системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

В целях реализации принципа диверсификации психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне образовательного учреждения. При этом особое внимание уделяется переходным этапам в развитии и образовании детей. Педагоги, специалисты сопровождения, родители и ребёнок выступают активными субъектами психолого-педагогического сопровождения, организующими деятельность в рамках сопровождения.

Особенности психолого-педагогического сопровождения по каждой категории участников образовательного процесса:

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся: формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, стремления к личностному развитию и успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.

Задачи сопровождения:

  •  повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации;
  •  повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;
  •  предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.

Цель психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО.

Этапы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО

I этап (1-5 класс)

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1- 5-х классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в начальном и среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. Проводится фронтальная (скрининг) и индивидуальная диагностика. Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

II этап (6-8 класс)

Работа по сопровождению 6-8 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения. Наиболее продуктивной станет развивающая работа с учащимися, предусматриваемая в рамках внеурочной деятельности согласно ФГОС ООО (1 час в неделю в сетке часов).

Кроме того, упор – на развивающие и профилактические программы, реализуемые на уровне групп учащихся по результатам психолого-педагогической диагностики, направленные на формирование у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.

III этап (9 класс)

  • Проведение психолого-педагогических элективных курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута;
  • Проведение профильных элективных курсов;
  • Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в 9 классе;
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей;
  • Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.

Содержание программы

 

Цель программы

Обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и успешного освоения основной образовательной программы основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО. 

 1. Федеральные государственные стандарты начальной школы нового поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

4. Рекомендации МО РФ об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования.

5. Приоритетный национальный проект «Образование»

6.Приказ МО РФ « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897

Задачи программы

1. Создание системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

2. Разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;

3. Разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций сопровождения современных технологий деятельностного типа (программы развивающие, профилактические и коррекционные);

4. Участие в проектировании индивидуально-ориентированных образовательных траекторий детей разных категорий (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска, опекаемые дети);

5. Психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся (проектная и исследовательская деятельность, поддержка олимпиадного движения, дистанционное обучение).

Объект Программы

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса ГБОУ школы №603 Фрунзенского района Санкт-Петербурга  в современных условиях модернизации образования.

Предмет Программы

Процесс психолого-педагогического сопровождения образовательного пространства через создание целостной системы, обеспечивающей психолого-педагогические условия развития детей и подростков в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Принципы реализации программы

  • Открытость
  • Культуросообразность
  • Целостность
  • Методологичность
  • Интегративность

Этапы реализации

1 Этап   Подготовительный (2015-2016 уч.год):

  • изучение пакета нормативных документов;
  • изучение проблемы и составление проекта «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО»;
  • создание системы адаптированной комплексной психолого-педагогической диагностики личностных результатов учащихся на каждом возрастном этапе.

2 Этап  Основной (2016\17-2017\20 уч. год):

  • апробация программ мониторинговых исследований по формированию УУД, личностных результатов;
  • апробация программ по развитию психолого-педагогической компетенции педагогов, администрации и родителей.
  • психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и школьной адаптации.
  • психолого-педагогическое сопровождение учителей, родителей, повышение их психологической компетентности.
  • реализация и контроль динамики результативности реализации программы;

3 этап  Аналитический (2020 год):

итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы; мониторинг результатов апробации программы; корректировка программы психолого-педогогического сопровождения введения ФГОС ООО.

Виды деятельности

1. Профилактика – предупреждение возникновения дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Профилактическая деятельность обеспечивает решение проблем, связанных с бучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Виды деятельности

2. Диагностика – индивидуальная (углубленная) и групповая (скрининг) – выявление наиболее важных особенностей формирования универсальных учебных действий, поведения и психического состояния школьников, соответствия уровня развития личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества, которые должны быть учтены в процессе сопровождения с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению, помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Виды деятельности

4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленными в процессе диагностики. Направлена на уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

6. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Сюда же относится приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Содержание деятельности

  • создание адаптированной психолого-педагогической диагностики УУД, личностных результатов;
  • мониторинговые исследования актуального уровня развития ребенка на различных возрастных этапах;
  • создание программ психолого-педагогического сопровождения основных адаптационных периодов;
  • работа по сопровождению детей-инвалидов, детей с ОВЗ;

Условия реализации Программы

Ожидаемые результаты

  • Наличие педагога-психолога в образовательном учреждении или создание системы мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС нового поколения;
  •  Современное научно-методическое обеспечение инновационных процессов в психологической службе ОУ

Создание системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся, профессиональных возможностей и потребностей участников образовательных отношений;

Психологизация учебно-воспитательного процесса, создание комфортной развивающей образовательной среды в свете требований ФГОС ООО;

  • Улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ООО .

 

- Наличие педагога-психолога в образовательном учреждении или создание системы мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС нового поколения;

- Современное научно-методическое обеспечение инновационных процессов в психологической службе образования

- Соответствующее материально-техническое оснащение

.

. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями, является одним из главных  направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь  на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...

Статья: «Анализ практики форм социальной активности в Российском движении школьников на примере ГБОУ средней школы № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья знакомит с одним изх вариантов интеграции содержания мероприятий Российского движения школьников в систему воспитания и социализации образовательных организаций, программы работы классных руков...

Профессиональное самоопределение учащихся: система мероприятий и лучший опыт из практики работы ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Аннотация на статью: в статье представлен опыт работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга по направлению профессионального самоопределения учащихся. Рассматриваются актуальные направления, сложившиес...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ГБОУ СОШ № 301 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Экологическое образование учащихся в условиях модернизации российского образования является основополагающим в воспитательном и учебном процессах.Какое место занимае...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШАГ ЗА ШАГОМ В ПРОФЕССИЮ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Представляемая практика направлена на расширение возможностей осознанного выбора будущей образовательной и профессиональной траекторий учащихся за счет привлечения к участию в программе наставничества...