Профессиональное самоопределение учащихся: система мероприятий и лучший опыт из практики работы ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга
статья

Аннотация на статью: в статье представлен опыт работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга по направлению профессионального самоопределения учащихся. Рассматриваются актуальные направления, сложившиеся в российской системе образования, наиболее интересные методические и педагогические подходы из опыта ЦТиО. Раскрывается система работы через презентацию “Карты профессиональных возможностей учащихся ЦТиО”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_portal._proforientatsiya.docx594.4 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение учащихся: система мероприятий и лучший опыт из практики работы ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Гладких Светлана Александровна,

методист ГБУ ДО Центра творчества и образования

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Аннотация на статью: в статье представлен опыт работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга по направлению профессионального самоопределения учащихся. Рассматриваются актуальные направления, сложившиеся в российской системе образования, наиболее интересные методические и педагогические подходы из опыта ЦТиО. Раскрывается система работы через презентацию “Карты профессиональных возможностей учащихся ЦТиО”.

          Профессиональная ориентация учащихся - приоритетная государственная задача, закрепленная в Национальном проекте "Образование". Результаты профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом. В настоящий момент школьники включены в большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, которые проходят более половины обучающихся общеобразовательных организаций, до экскурсий на предприятия, кружков, программ предпрофессионального обучения. 

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, задачи которые ставит Национальный проект[1].

Дополнительное образование также включено в государственную программу профессионального самоопределения учащихся, является неотъемлемой частью школьного образовательного процесса, существенным дополнением к системе непрерывного образования, включая тесную взаимосвязь с основными образовательными школами, и эта особенность представлена приоритетом индивидуального, личностного, воспитания; самообразования, самовоспитания учащихся в вопросах профессионально ориентированной образовательной деятельности учреждения дополнительного образования[2].

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее  - ЦТиО) активно включен в направление профессионального самоопределения учащихся и работает в тесном взаимодействии с общеобразовательными учреждениями, СУЗами и ВУЗами, социальными учреждениями, оказывая подрастающему поколению реальную помощь в выборе индивидуального образовательного пути.

Работа по профессиональному самоопределению ведется по следующим основным направлениям:

- методическое обеспечение профориентационной работы (методические разработки, презентации, интерактивные дидактические игры, профориентационные фильмы и т.д.);

- психологическое сопровождение (индивидуальная и групповая профдиагностика, индивидуальное консультирование, профориентационные занятия, профориентационное тестирование);

- мероприятия профориентационной направленности (реализация профессионального компонента в образовательных программах, олимпиады, викторины, конкурсы, форумы, выставки, семинары, конференции);

- сотрудничество с различными организациями, занимающимися вопросами профессионального самоопределения школьников.

Образовательный процесс в ЦТиО носит практический характер и ориентирован на развитие умений и творческих способностей детей. В ЦТиО используются разнообразные формы и методы обучения при организации профориентационной работы – от занятия в классическом его понимании до разнообразных форм творческой деятельности – персональные и коллективные выставки, смотры, концерты, фестивали, проекты  и т.д. Очень важным аспектом является психологическое сопровождение профориентационной работы в учреждении.

                  Система работы по профессиональной ориентации отражена на  Карте профориентационных возможностей учащихся

https://lh5.googleusercontent.com/pOwK9kLXFlR01htMDXaUvK8LBH1IKLUFcWa6-HPKZyppxlNk5VXNcgn9pL3TEBeZIFtu4D6pgmvKN2cQerSP_5RvAFEHM8qvGTs1_E4jANsAI7huZ64kD4xVT94mEpNmZBMR4yUHрис 1.

На карте отражены все аспекты работы профессионального самоопределения учащихся Центра творчества и образования, которые позволяют решать актуальные задачи дополнительного образования:

· Интеграция в образовательный и воспитательный процесс мероприятий, направленных на расширение представлений детей о мире профессий и развитие личностных свойств, позволяющих создать условия для повышения качества дополнительного образования детей.

· Выявление интересов и предпочтений обучающихся в процессе психодиагностики способствующих обновлению образовательного процесса.

· Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся.

· Внедрение информационных технологий, формирование образовательного пространства учреждения, создание общей информационно-образовательной профориентационной среды.

· Активное освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей социокультурного окружения.

· Использование разнообразных форм организации деятельности детей в дополнительном образовании (проекты, игровые и досуговые программы, фестивали, олимпиады, конкурсы…).

· Осуществление социально - психолого-педагогического сопровождения развития детей в учреждении дополнительного образования.

С 2019-2020 учебного года в образовательные программы ЦТиО для детей среднего и старшего школьного возраста включен профориентационный компонент. Это стало результатом многолетней работы в области психолого-педагогического и методического сопровождения профессиональной ориентации школьников.

Интересным наглядным примером профориентационного компонента образовательной программы учащихся является студия «Мир красоты», в которой воспитанники обучаются парикмахерскому искусству. Образовательная программа имеет широкий спектр форм и методов обучения. Профессиональные навыки, которые получают ее воспитанники, непременно отрабатываются на практике самыми разнообразными способами – дизайн-макияж для воспитанников ЦТиО к праздничным мероприятиям; участие в совместных мастер-классах с колледжем индустрии красоты «Локон», колледжем Петербургской моды, студией «Визаж» ДДЮТ «на Ленской»; тематические экскурсии в музеи; праздничные вечера для воспитанников студии. 

С 2016 года студия «Мир красоты» принимает активное участие в конкурсах и чемпионатах профессиональной направленности, в рамках государственной программы “Билет в будущее”. Ее воспитанницы начинают профессиональные пробы с 10-12 лет, участвуя в городском конкурсе профессионального мастерства «Шаг в профессию». Учащиеся студии “Мир красоты” демонстрируют хорошие начальные профессиональные навыки и получают достойные результаты. В декабре 2019 года воспитанницы студии стали победителями городского конкурса “Шаг в профессию” в номинации “Визаж”.

Более старшие воспитанницы третий год подряд принимают участие в Открытом региональном чемпионате WorldSkills Russia junior. В 2019 году наши учащиеся боролись за звание лучших по профессии в номинации «Визаж и стилистика».

Учащиеся студии «Web-дизайн», так же активно принимают участие в вышеперечисленных конкурсах. В 2019 году они участвовали в отборочных соревнованиях V Регионального Чемпионата “Молодые профессионалы” WorldSkills Russia  в компетенции “Графический дизайн” юниорской линейки.

Таким образом, помимо начальных профессиональных навыков учащиеся получают возможность знакомиться с нормами и ценностями конкретной профессиональной среды. Таким образом, профессиональное самоопределение становится самостоятельным поиском в осознании ценностей и смысла выбранного профессионального пути. 

Процесс профессионального самоопределения в ЦТиО сопровождается педагогами-психологами. Раннее профессиональное самоопределение обучающихся одно из ведущих направлений работы психологической службы ЦТиО. Педагоги-психологи проводят профдиагностику в образовательных коллективах ЦТиО, профориентационные занятия для учащихся (ЦТиО и школ района), знакомят педагогов с результатами тестирования их воспитанников, проводят индивидуальные консультации по профессиональному самоопределению с учащимися, и их родителями, готовят методические рекомендации по данному направлению работы.

Особое место в профориентационной работе занимают совместные мероприятия с образовательными учреждениями Фрунзенского района и города. Методист ЦТиО возглавляет районное методическое объединение ответственных за профориентационную работу в образовательных учреждениях. 

За годы работы сложился круг мероприятий, который ежегодно проводит ЦТиО совместно с образовательными учреждениями района и города:

- Выездные ознакомительные профориентационные семинары в образовательные учреждения города.

- Районные Олимпиады по профориентации для учащихся ОУ «Мы выбираем путь» (8-9 классы и учащихся коррекционных классов).  Целью олимпиады является повышение качества организации профориентационной деятельности в образовательных учреждениях в работе с обучающимися.

- Районный конкурс мультимедийных презентаций “Моя будущая профессия” для учащихся старших классов и классов коррекции общеобразовательных школ Фрунзенского района. Участвуя в конкурсе, учащиеся получают возможность расширить знания о современном мире профессий, повышается мотивация к профессиональному самоопределению, развиваются навыки самопрезентации, коммуникативности, овладение ИКТ-технологиями.

- Городской конкурс среди педагогических работников по организации профориентационной работы “Профессионалы Санкт-Петербурга”. Конкурс призван выявлять и распространять передовой педагогический опыт по созданию условий для профессионального самоопределения учащихся, стимулировать к повышению профессионального педагогического мастерства.

В 2019-2020 учебном году впервые, совместно с Районным опорным центром по организации деятельности детских общественных объединений и движений ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга, был организован Профориентационный форум для школьников 8-11-ых классов Фрунзенского района “Человек нового времени”. Целью форума является содействие профессиональному самоопределению, формированию осознанного выбора карьерных ориентаций, обучение осознанному использованию ресурсов цифровой среды. В рамках этого мероприятия школьники получили возможность познакомиться с современной информационной системой «Навигатор профессий», познакомились с требованиями государства и общества к современному работнику. Участники форума повысили уровень своих знаний о современных профориентационных технологиях, получили практические советы о выстраивании индивидуального маршрута профессионального становления и роста.

Сегодня, когда обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствоваться, педагогическая и психологическая поддержка в профессиональном самоопределении ребенка становится одной из основных целей образования. Особенное значение в современном мире приобретают темы, касающиеся работы по профессиональному самоопределению детей с ОВЗ. Эти вопросы обсуждались на городской научно-практической конференции “Профессиональное самоопределение детей с особыми образовательными потребностями: Билет в будущее”.

Условия российской экономики таковы, что требования к профессиональным навыкам трансформируются и надо быть готовым: к смене профессии; расширению профессионального кругозора и навыков; освоению дополнительных навыков из смежных профессий. В связи с этим необходимым компонентом профессионального самоопределения в учреждении дополнительного образования детей должно стать развитие профессиональной мобильности воспитанника, которая включает умение взаимодействовать с рынком труда и продвигать себя на нем, планировать свою карьеру.

Для того, чтобы воспитанники ЦТиО имели возможность получить исчерпывающую информацию о современном рынке труда создан сайт, на котором размещена информация о полезных медиа ресурсах в сети интернет. Сайт представляет собой интерактивную дистанционную платформу, позволяющую пройти самостоятельно тесты профориентационной направленности, ознакомиться с навигаторами по учебным заведениям, обстановке на рынке труда и профессий (страница “Выбор образования”). На сайте также размещены интерактивные дидактические игры, фильмы о профессиях, которые разработали педагоги ЦТиО (страницы “Игротека”, “Фильмы по профориентации”). На странице “Успешные и знаменитые” размещены работы учащихся, посвященные знаменитым людям, добившимся выдающихся результатов в своей профессии. 

Идея сделать сайт, посвященный только работе по профессиональному самоопределению учащихся, получила неожиданное продолжение вследствие перехода на дистанционную форму обучения с 26 марта этого года. Контент сайта обогатился новыми рубриками и разделами, что дало возможность широкого использования ресурса в образовательной деятельности. На странице “Видеотека” размещены разделы для всех возрастных категорий (мультфильмы, фильмы, концерты, спектакли, мюзиклы, документальные фильмы). Страница “День космонавтики” создана для тех, кто увлекается темой космоса. В связи со стремительным развитием дистанционного обучения создана страница “Дистанционные занятия и приложения”, на которой педагоги ЦТиО размещают задания в рамках своей образовательной программы [3].

Таким образом, гибкость системы учреждений дополнительного образования детей позволяет обеспечить помощь и поддержку в социальном и профессиональном самоопределении школьников, расширяя предметные знания, добавляя новые предметные компоненты, усиливая мотивацию образовательной деятельности, вызывая учащихся активнее проявлять себя в деятельности, формируя способность к совместной интеллектуальной, творческой работе.

Свобода выбора в образовательной деятельности, личностно ориентированная образовательная практика, отсутствие жестких и обязательных стандартов в образовании, свобода педагогического выбора целей, задач, вида и содержания образовательной деятельности, сочетание управления с самоуправлением обуславливают личностно ориентированную направленность, а многообразие форм организации деятельности детей и подростков - многообразие методов и средств формирования допрофессиональной компетентности, являющейся основой для успешного профессионального самоопределения личности учащихся ГБУ ДО Центра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Список литературы и интернет-источников информации:

1.        https://edu.gov.ru/national-project

2.        Токарева О.Н. Опыт профессионального самоопределения старших школьников в учреждениях дополнительного образования - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-professionalnogo-samoopredeleniya-starshih-shkolnikov-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya

3.        Сайт ЦТиО “Интерактивная дистанционная платформа для обучающихся”  https://sites.google.com/view/ctio-prof


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС на 2016-2020 годы ГБОУ школа № 603 Фрунзенского района Санкт- Петербурга

Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на сов...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями, является одним из главных  направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь  на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...

Статья: «Анализ практики форм социальной активности в Российском движении школьников на примере ГБОУ средней школы № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья знакомит с одним изх вариантов интеграции содержания мероприятий Российского движения школьников в систему воспитания и социализации образовательных организаций, программы работы классных руков...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ГБОУ СОШ № 301 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Экологическое образование учащихся в условиях модернизации российского образования является основополагающим в воспитательном и учебном процессах.Какое место занимае...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШАГ ЗА ШАГОМ В ПРОФЕССИЮ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Представляемая практика направлена на расширение возможностей осознанного выбора будущей образовательной и профессиональной траекторий учащихся за счет привлечения к участию в программе наставничества...