Нормативно-правовая база ОО в условиях введения ФГОС ООО
статья на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наниз З.З., учитель русского языка,

 зам.директора по УР

Нормативно – правовая база ОО в условиях реализации ФГОС ООО

В современной социокультурной ситуации, порождённой переходом от индустриального к информационному обществу, меняются требования к образованному человеку. Ему необходимо не столько овладеть определённой суммой знаний, сколько сформировать умения применить их для решения возникающих жизненных проблем. «Образование в течение всей жизни» – вот девиз сегодняшнего дня. Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.

Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС второго поколения).

Ведущие принципы ФГОС общего образования — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.  Выпускник начальной школы — это школьник, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, в среднем звене — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Таким образом, ФГОС ООО логично и содержательно продолжает ФГОС НОО, в соответствии с которым образовательные учреждения Российской Федерации работают с 01 сентября 2011 года.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Как и ФГОС НОО они разделены на три блока; требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Новое понимание результативности образования, заложенное во ФГОС НОО и ФГОС ООО, заставляет по-новому осмыслить проблему преемственности начальной и основной ступеней общего образования.

В общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО:

  • кадровых;
  • финансово-экономических;
  • материально-технических;
  • психолого-педагогических
  • информационно-методических.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ООО:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа (ООП) основного общего образования образовательного учреждения;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО;
  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей основной школы (учителей-предметников) и других педагогических работников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС общего образования). 

Для введения и реализации ФГОС ООО в ОУ нужно в первую очередь изучить нормативно-правовую базу федерального, регионального, муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО.

Нормативно-правовая база школы должна обеспечивать четыре группы условий введения и реализации ФГОС ООО

Первая группа условий, это те условия, реализация которых требует или

принятия локального акта, или изменения действующего нормативного акта, принятого

ОУ ранее. К ним относятся следующие требования введения ФГОС основного общего образования:

 эффективное управление ОУ с использованием информационно-

коммуникационных технологий;

 внедрение новых финансово-экономических механизмов;

 обязательность участия обучающихся и их родителей, в т.ч. заинтересованной общественности (при наличии органа ГОУ в школе) в разработке ООП, проектировании образовательной среды школы, формировании и реализации персональных образовательных маршрутов;

 обновление содержания ООП, технологий реализации.

Вторая группа условий – это условия, которые требуют принятия локального акта или изменения существующих, по решению школы (о взаимодействии ОУ с другими субъектами). К этой группе относятся следующие требования введения ФГОС основного общего образования:

 выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, кружков, организацию ОПД, используя возможности учреждений дополнительного образования детей;

 включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города).

Третья группа условий не требует принятия специального локального акта, но, тем не менее, требует действий по созданию документов и (или) пакета документов (планов, графиков и.т.д.) Документы необходимы для реализации таких требований введения ФГОС как:

 применение в УВП современных образовательных технологий деятельностного типа;

 использование эффективной самостоятельной работы обучающихся при

поддержке педагогических работников;

 достижение планируемых результатов освоения ООП и др.

Четвертая группа условий не требует создания или изменения локальных актов школы. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса, за исключением вопросов по НСОТ (например, непрерывность профессионального развития педагогических работников общеобразовательного учреждения).

Нормативно-правовое регулирование на федеральном уровне:

  1. ФГОС ООО вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
  2. ФГОС ООО является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009г. №142 «О Правилах разработки и утверждения государственных образовательных стандартов» введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесение в них изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской федерации.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1879 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011г. №03-255 «О введении ФГОС ООО».
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
  7. Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ».
  8. Постановление главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  9. Приказ Минобрнауки РФ от … №… «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год».
  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

Локальные акты образовательного учреждения

(по направлениям деятельности)

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС

1. Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС

ООО».

2. Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС нового

поколения ООО»

3. Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового

поколения основного общего образования».

4. Приказ «Об утверждении ООП ООО ОУ».

5. Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика».

6. Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности».

7. Приказ «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов,

дисциплин (модулей)».

8. Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ».

9. Проект модернизации образовательной системы основного общего

образования (вторая ступень) в соответствии с ФГОС нового поколения

10. План-график введения ФГОС нового поколения основного общего

образования

11. Положение о системе контроля и мониторинга введения ФГОС ООО

12. Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО

13. План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы

14. Положение о Совете по введению ФГОС ООО

15. План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по реализации ФГОС ООО образовательного учреждения (в структуре плана учебно-воспитательной работы ОУ).

16. Основная образовательная программа (далее ООП) ООО (вторая ступень)

образовательного учреждения, рассмотренная и принятая на заседании органа самоуправления ОУ и утвержденная директором ОУ.

17. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

(приложение к ООП ООО школы).

18. Программы внеурочной деятельности (приложение к ООП основного общего образования ОУ).

19. Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными

перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в

образовательном процессе образовательного учреждения (приложение к приказу).

20. Договоры с учреждениями дополнительного образования детей и (или)

физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности.

21. Договор о сотрудничестве ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении основного общего образования.

22. Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.

Финансово-экономическое обеспечение внедрения федерального

государственного образовательного стандарта основного общего

образования

23. Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы

работников ОУ, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ.

24. Приказ «Об оплате внеурочной деятельности».

25. Приказы «Об установлении стимулирующих выплат работникам ОУ» и т.д.

26. Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими

работниками (с учетом требований ФГОС).

27. Локальные акты, регламентирующие привлечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительных финансовых средств.

Организационное обеспечение внедрения федерального

государственного образовательного стандарта начального общего

образования

28. Модель организации образовательного процесса школы, обеспечивающая

реализацию внеурочной деятельности обучающихся.

29. План методической работы ОУ по введению ФГОС ООО с учетом

мероприятий по внутришкольному повышению квалификации учителей с ориентацией на проблемы реализации ФГОС ООО.

Кадровое обеспечение внедрения федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования

30. Приказ «Об утверждении плана-графика (программы) повышения уровня

профессиональной квалификации педагогических работников ОУ».

31. Приказ «Об утверждении должностных инструкций педагогических и

руководящих работников ОУ» (учителя, разрабатывающие и реализующие рабочие программы по предметам, курирующий вторую ступень школы заместитель директора по УВР).

32. Должностные инструкции работников ОУ (в соответствии с требованиями ФГОС ООО и новыми квалификационными характеристиками).

33. План-график повышения квалификации педагогических и руководящих

работников ОУ в связи с реализацией ФГОС ООО.

34. Информационно-аналитическая справка об укомплектованности ОУ

педагогическими кадрами с указанием образовательного ценза, квалификации, квалификационной категории, сведений о повышении квалификации учителей среднего звена школы.

Информационное обеспечение внедрения федерального

государственного образовательного стандарта основного общего

образования

35. Материалы для организованного изучения общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения ФГОС ООО. Документы, отражающие анализ результатов изучения общественного мнения (анкеты, опросники и

др.).

36. Информация о созданных в ОУ условиях реализации ООП основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, размещенная на официальном сайте ОУ в сети Интернет.

37. Инструкция по организации делопроизводства (электронного

документооборота) в образовательном учреждении.

38. Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о

персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.

39. Локальные акты, регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения.

Материально-техническое обеспечение внедрения федерального

государственного образовательного стандарта основного общего

образования

40. Информационно-аналитическая справка о материально-техническом

обеспечении ОУ в соответствии с требованиями ФГОС ООО, санитарными и

противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОУ, нормами охраны здоровья обучающихся.

41. Информационно-аналитическая справка о создании в ОУ информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

42. Локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам

инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (положение о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебном или учебно-методическом кабинете и др.)

При формировании и обновлении пакета локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ООО в образовательном учреждении, особое внимание руководителям следует обратить на внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава образовательного учреждения: цели образовательного процесса (с указанием соответствия содержания образования на второй ступени общего образования требованиям ФГОС ООО); система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся (он может устанавливаться Советом ОУ); компетенция органов управления ОУ; открытость и доступность информации об ОУ; четкая регламентация образовательного процесса.

Все изменения и дополнения в документах не должны противоречить ФГОС

ООО, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 г. №1897, СанПиН 2.4.2.2821-10.

Внесение дополнений и изменений в локальные акты общеобразовательного

учреждения, необходимо проводить в строгом соответствии с изменениями, внесенными в Устав. Обязательный перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС ООО, определяется перечнем локальных нормативных актов, которые представлены в Уставе школы, например:

1) Положение о Совете ОУ;

2) Положение о Педагогическом совете ОУ;

3) Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах;

4) Должностные инструкции работников школы.

В то же время, образовательное учреждение имеет право пополнять пакет

документов новыми локальными актами, отражающими специфику реализации новых стандартов в конкретном образовательном учреждении.

Так, обеспечивая материально-техническую составляющую образовательного процесса (в соответствии с ФГОС ООО Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений») в ОУ может быть создан информационно-библиотечный центр и (или) библиотека-медиатека. Поэтому перечень локальных актов школы будет пополнен соответствующими положениями, а именно Положением Об информационно-библиотечном центре общеобразовательного учреждения, Положением О библиотеке-медиатеке.

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС ООО таких локальных актов как должностные инструкции работников ОУ должно учитывать:

- необходимость разработки таких инструкций на основе Единого

квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н);

- возможность введения в штатное расписание ОУ педагогической должности тьютора и разработки для него соответствующей должностной инструкции;

- право руководителя ОУ при необходимости распределять должностные

обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, между несколькими исполнителями, расширять круг их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой;

- возможность уточнения при разработке должностных инструкций перечня

работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Последний пункт может быть, и не учтен при разработке должностных

инструкций, однако в этом случае директор общеобразовательного учреждения должен будет создать, при необходимости, форму дополнительного трудового соглашения с работником ОУ.

Примерный перечень должностей работников образовательного учреждения, в которых необходимо отражать требований ФГОС общего образования включает должностные инструкции:

- руководителя ОУ;

- заместителей (всех) руководителя ОУ, руководителя структурного

подразделения;

- учителя, педагога дополнительного образования, воспитателя, тьютора, педагога

– психолога, социального педагога, учителя – логопеда, педагога – организатора, старшего

вожатого.

Должностные инструкции, обеспечивающие введение ФГОС ООО вводятся в

действие приказом директора школы.

В целом, приведенный выше материал, касающийся нормативного

обеспечения введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) в общеобразовательном учреждении приведены в таблице.

В Российской Федерации проводится модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы происходит постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Если хочешь научить меня чему-то,  

Позволь мне идти медленно…  

Дай мне приглядеться…  

Потрогать и подержать в руках  

Послушать…  

Понюхать…  

И может быть попробовать на вкус…  

О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС

Решение  текстовых задач способствует развитию мышления учащихся. Моделирование задачи является важным этапом....

Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и творческих обучающихся, способных к саморазвитию, самореализации в условиях введения ФГОС

Вашему вниманию предлагается выступление из опыта работы классного руководителя 6 "А "  класса  СОШ№ 13 на семинаре: "Педагогика сотрудничества - технология воспитания внутренне свободных и ...

Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»

Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспек...

Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО

При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизнен...

Повышение мастерства преподавателя географии, как условие осуществления качественного образования обучающихся в условиях введения ФГОС.

Даннай материал является обобщением педагогического опыта. Может быть использован для самообразования, выступления на предметно-цикловых комиссиях, методических совещаниях. Является первой частью данн...

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...