Программа тьюторского сопровождения учебного предмета "Математика" в Верхнеуслонском муниципальном районе в условиях введения ФГОС ООО.
проект по математике на тему

Широкова Марина Геннадьевна

Проектная работа отражает необходимые мероприятия РМО учителей естественно-математического цикла по реализации  ФГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskoe_soprovozhdenie_uchebnogo_predmeta_matematika.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПСИХОЛОГИИ

И ПЕДАГОГИКИ

Проектная работа в рамках образовательной программы:

«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета математика в условиях введения ФГОС ООО»

«ПРОГРАММА  ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В ВЕРХНЕУСЛОНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

Автор проекта: Широкова Марина Геннадьевна

Куратор: Кадырова Фарида Загидовна

Проект допущен к защите:

«24» марта 2015 г.

Казань, 2015

  1. Актуальность проекта

Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы об-разования региона к современным требованиям образовательной политики.

Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.

  1. Цель и задачи проекта

Цель данного проекта – разработка программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета математика  в условиях введения ФГОС ООО для Верхнеуслонского муниципального района

 

Задачи:                                                                                                                2

  • Разработать диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
  • Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
  • Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО в Верхнеуслонском муниципальном районе

  1. Целевая группа проекта

Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования

  1. Проектное решение

Методические рекомендации по организационно-методическому сопровождению преподавания математики составлены с целью разъяснения организационных и методологических вопросов сопровождения преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  Проектное решение предусматривает решение проблемы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации введения ФГОС ООО.

  1. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта:   март-ноябрь 2015 года.

Этапы реализации проекта: теоритический, проектировочный, коррекционный. 3

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1  Теоретический предполагает определение уровня профессиональной компетентности учителя.

Задачи этапа:

а) определить уровень теоретической и методической подготовки учителя;

б) проанализировать результаты практической деятельности педагога;

в) проанализировать интересы и запросы педагога в сфере его деятельности;

г) определить уровень готовности специалиста к дальнейшему образованию;

д) исследование собственных возможностей и ограничений (уровень компетентности, предпочтения в методиках и др.);

е) создание благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, снятия барьеров в общении педагогов с тьютором и друг с другом.

1

Изучение нормативно-правовой базы ФГОС ООО

МБОУ «Октябрьская ООШ»

апрель

Хайрул-лина Н.Н

2

Изучение требований к составлению рабочих программ

МБОУ «Октябрьская ООШ»

апрель

Широкова

М.Г учитель математики

МБОУ «Верхне-услонская

гимназия»

3

Сбор информации о педагогах  района, которые будут работать в 5-х классах.

МБОУ «Октябрьская ООШ»

апрель

Хайрулли-на Н.Н руководи-тель РМО учителей математики

4

 Выявление  запросов педагогов района работающих в 5-х классах.

МБОУ «Октябрьская ООШ»

май

Широкова

М.Г учитель математики

МБОУ «Верхне-услонская

гимназия»

4

Создание  банка данных успешных практик и опыта введения ФГОС  в начальной школе                

Виртуальное сообщество учителей математики

апрель-

ноябрь

Хайрулли-на Н.Н руководи-тель РМО учителей математики

5

Изучение  инклюзивной модели образования в РТ.

МБОУ «Верхнеуслонская

школа»

август

Широкова

М.Г учитель математики

МБОУ «Верхне-услонская

гимназия»

Этап 2 Проектировочный   

Цель этапа:  формирование потребностей, мотивов и целей, отражающих побуждения учителя к самосовершенствованию и стремления к пополнению общих и профессиональных знаний, к совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений.

Задачи этапа сформировать:                                                                       6

а) в области знания и понимания - потребность в новых знаниях;

б) в области опыта осуществления способов деятельности - потребность в овладении различными умениями;

в) в области опыта творческой деятельности – потребность в преобразовании окружающей действительности;

г) в области опыта эмоционально-ценностных отношений - потребность в общении, в построении нормативных отношений по поводу изучаемого материала;

1

Составление рабочих программ в 5-х классах, выбор УМК  в соответствии с ФГОС ООО.

Школы района

Июль-август

Завучи по УР школ района

2

Практико-ориентированный семинар: «Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО»

Школа по плану семинара РМО учителей математики.

Сентябрь

Хайрулли-на Н.Н руководи-тель РМО учителей математики

                 7

3

Проведение мастер-классов:

«Проектная деятельность как форма творческой работы на уроках математики»,

«Системно – деятельностный подход в преподавании математики »,

 «Технология проблемного обучения на уроках математики»

«Использование структур сингапурской системы  в процессе обучения

математики»

Новая система оценивания в условиях реализации

ФГОС ООО.

Школа по плану семинара РМО учителей математики.

Октябрь

Хайрулли-на Н.Н руководи-тель РМО учителей математики

                  8

Этап  3. Корректирующий

1

Анализ проделанной работы,  формулирование основных выводов. Выявление запросов,

которые не удалось

реализовать.

Школа по плану семинара РМО учителей математики.

ноябрь        

Хайрулли-на Н.Н руководи-тель РМО учителей математи-ки

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Краткосрочные  результаты  — определение уровня профессиональной компетентности учителя, интересов и запросов педагога в сфере его деятельности. Рост профессионального мастерства педагогов, повышение квалификации педагогов.

                                                                                                                           9

Долгосрочные результаты - пополнение общих и профессиональных знаний педагога,  совершенствование учебно-познавательных и профессиональных умений в условиях перехода к ФГОС, совершенствование инструментария тьюторского  сопровождения предмета, пополнение ресурсной базы

  1. Оценка эффективность проекта

Предполагаю, что разработанная программа поможет создать  диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.         Намеченные мероприятия, способствуют  предотвращению рисков и проблемных зон  в условиях реализации ФГОС ООО. Планируемая  методическая ресурсная  база будет способствовать   эффективной реализации ФГОС ООО в Верхнеуслонском муниципальном районе.

  1.  Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

1)Степень готовности педагогов к реализации ФГОС ООО:

2)Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки учителей

3)Эмоционально-физические перегрузки

1)Низкий уровень подготовленности  педагогов к реализации ФГОС

2)Неосознание себя как учителя «нового типа», отсутствие мотивации.

3)Отсутствие санитарно-гигиенических нормативов по учебной и внеурочной  нагрузке

Пройти  повышение квалификации или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС

2)Проведение, семинаров мастер-классов, диагностики.

3)определение целей проекта, профессиональное развитие педагога.

  1. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:

Критерий

Показатель

1 Вариативность

1Каждый район разрабатывает свой проект

2 Непрерывность.

3. Ступенчатость.

2.Начальное, среднее, старшее звено.

3.Поэтапная  реализация

1)Профессиональный и личностный опыт педагогов, заключающийся в  успешном участии педагогов школы в процессе перехода на новые образовательные стандарты, разработке рабочих образовательных программ по предмету «Математика» в соответствии с ФГОС, участие в методических семинарах и научно-практических конференциях.

2) Рост познавательной и творческой активности учащихся, основным  показателем которого является мониторинг достижений учащихся на предметных олимпиадах, творческих и исследовательских конкурсах, научно-практических конференциях учащихся; возможность самоутверждения, поднятие социального статуса учащихся, не имеющих особых успехов в учёбе.11

  1.  Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как  увеличивается число учителей, требующих тьюторского сопровождения в условиях  реализации  ФГОС ООО; могут быть внесены коррективы в  нормативно-правовую базу; в связи с введением инклюзивного обучения меняется контингент учащихся. Именно поэтому мы считаем, что необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.

Результаты этого проекта могу быть использованы в дальнейшем  при создании методического инструментария для повышения квалификации учителей реализующих ФГОС ООО.

Заключение

Таким образом, поставленные в начале задачи, я считаю, выполнены в полном объёме, а именно:

  • Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
  • Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
  • Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в Верхнеуслонском  муниципальном районе     12

      Список использованных документов и источников информации

1.​ Максимов В.В. Современная идеология тьюторства (В свете педагогических исследований Л.С.Выготского (1896-1934 г.г.)// Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.57-63.

2​. Блинов Г.Н. Обучение и воспитание в системе общественного воспроизводства: целевые ориентации, формы обучения, содержание обучения в свете идей тьюторства //Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. С.30-49.

3. Буданова Г.П. Тьютору о тьюторстве: (модель деятельности тьютора в системе повышения квалификации)// Завуч. Управление современной школой. – М.: Центр «Пед. поиск», 2007. - №4. – С.30-56.

4. Волошина Е.А. Изменит ли тьюторство традиционную педагогическую практику?//Упр. шк.: Еженедельное приложение к газ. «Первое сентября». – 2001. – С.18-19.

5.​ Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования/Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. – Томск, 2004.- С.41-47.

​6Ковалева Т.М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формал. педагогики//Первое сентября. – 2004. - № 66(09 окт.) – С.3.

7 Ковалева Т.М. Построение индивидуальной образовательной программы как реализация принципа непрерывного образования //Труды СГУ. – М., 2005.

8.​ Ковалева Т.М. Открытость образования как принцип построения современных образовательных технологий//Открытое образование. – М., 2006.

9. ГАУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»  Особенности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО. Ipkro-38.ru( abaut)                                          

                                                                                                                                  13

Приложение №1

Диагностика выявления образовательных запросов педагога, реализующего ФГОС ООО

1) Анкета для педагога «Оценка уровня подготовки педагога к введению ФГОС»

Уважаемые коллеги!

Пожалуйста, оцените уровень своей подготовки по 10 бальной шкале

Нормативный компонент:

1

Наличие у Вас знаний  содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение;

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Способность самостоятеьно разрабатывать необходимые для реализации ФГОС ОО документы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Методологический компонент

4

Владение знаниями о системно-деятельностном подходе, учебной деятельности, универсальных учебных действиях

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Технологический компонент:

5

Владение проектированием урока, формирующего УУД

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6

Умение самостоятельно разрабатывать задания, направленные на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

                              14

Владение технологией проектной деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Владение технологиями дифференцированного обучения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Владение технологией критического мышления

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Владение технологиями работы с детьми, испытывающими сложности в обучении

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Владение технологиями работы с одаренным детьми

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Аналитический компонент:

8

Способность к анализу и самоанализу урока с позиций системно- деятельностного подхода

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9

Способность определить проблемные точки и зоны риска своей профессиональной деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10

Способность проектировать индивидуальный маршрут профессионального  развития

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2) Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

(далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа               15

на вопрос или запишите свой ответ.

1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на

развитии и образовательных результатах обучающихся?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойду в образовательных учреждениях с введением ФГОС?

4. Сформулируйте основные отличия ФГОС от государственного

образовательного стандарта начального общего образования.

5. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).

6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?

7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?

8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС,вы испытываете?

10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?

11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

Благодарим за участие в анкетировании!                                                                  16

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛИ УРОКА И ПРИВЛЕКАТЬ К ЭТОМУ ШКОЛЬНИКОВ

Критерии

Баллы

При проведении урока детям не сообщаются ни тема,и цели

0

При изучении нового материала детям сообщается только тема

1

Дети сами выводят тему путем разгадывания кроссворда, ребуса и т.п.

2

Дети определяют тему исходя из заданной в учебнике или учителем проблемы

3

Детям сообщается предметная цель урока: что мы узнаем

4

Детям сообщается предметная цель: что мы узнаем и чему научимся на уроке

5

Цель вытекает из проблемы, заданной учителем или учебником, формулируется цель учителем

6

То же, но формулирует цель ученик

7

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ВКЛЮЧАТЬ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТУ ПО ПЛАНУ

Критерии

Баллы

На уроке школьники не включались в работу по плану

0

Осуществлялась работа по плану, предложенному учителем или учебником, ход работы не сверялся с целью

1

Осуществлялась работа по плану, предложенному учителем или учебником, ход работы сверялся с целью

2

                        17

Дети работали по плану, составленному совместно с учителем, ход работы не сверялся с целью

3

Дети работали по плану, составленному совместно с учителем, ход работы сверялся с целью

4

Дети работали по самостоятельно составленному плану, ход работы не сверялся с целью

5

Дети работали по самостоятельно составленному плану, ход работы сверялся с целью

6

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ОЦЕНИВАНИЕДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Параметры

Баллы

0

1

2

1

Что оценивается

Знания

Знания, умения

Предметные знания, действия. УУД

2

Кто оценивает

Только учитель

В основном учитель, но с участием ученика

В основном ученик, учитель участвует в коррекции оценки

3

Соотнесение с планируемыми результатами

Без соотнесения

Соотнесены частично

Оценка исходит из планируемых результатов

4

Управление оцениванием (алгоритм оценки)

Процедура оценивания не регламентирована

Обозначены критерии оценки

Оценивание осуществляется по алгоритму

                            18

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ВКЛЮЧАТЬ ШКОЛЬНИКОВ В использование символических средств и знаковое моделирование

Критерии

Баллы

Знаково-символические средства представления материала на уроке не используются

0

Знаково-символические средства для обозначения тех или иных объектов, явлений используются без элементов моделирования

1

На уроке используется знаково-символическое моделирование, но только учителем, например в виде схемы

2

Детям предлагаются задания на дополнение (преобразование) знаково-символических моделей, представленных на уроке

3

Детям предлагаются задания для самостоятельного знаково-символического моделирования изучаемых объектов

4

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ привлекать ШКОЛЬНИКОВ к использованию  действия сравнения

Критерии

Баллы

Специальных заданий на сравнение на уроке не было

0

Детям предлагались задания, позволяющие точнее воспринять внешние свойства изучаемых объектов. Сравнение осуществлялось детьми интуитивно.

1

                      19

Предлагались задания, способствующие раскрытию сущности изучаемых объектов. Внимание детей обращалось на выявление общих свойств сравниваемых объектов или явлений. Школьники справлялись с заданием.

2

Задание на сравнение использовалось педагогом в качестве средства работы с региональным компонентом

3

Дети демонстрировали владение техникой сравнения: умение выделять сравниваемые объекты, выделять признаки, по которым осуществляется сравнение

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»

Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспек...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный  язык»  в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...

«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В ЛАИШЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Проектная работа в рамках образовательной программы:«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в  условиях введения ФГОС ООО»Авторы  проекта:1) Шишкова Халида Дами...

Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО

Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...

Мониторинг сформированности УУД Формирование универсальных учебных действий при при освоении программы по химии на уровне среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО

Одним из объектов внимания, связанных с вопросами преемственности и интеграции стандартов школьных ступеней образования, является проблема освоения учащимися универсальных учебных действий (УУД). ...