Программа тьюторского сопровождения учебного предмета "Математика" в Верхнеуслонском муниципальном районе в условиях введения ФГОС ООО.
проект по математике на тему
Проектная работа отражает необходимые мероприятия РМО учителей естественно-математического цикла по реализации ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПСИХОЛОГИИ
И ПЕДАГОГИКИ
Проектная работа в рамках образовательной программы:
«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета математика в условиях введения ФГОС ООО»
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В ВЕРХНЕУСЛОНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
Автор проекта: Широкова Марина Геннадьевна
Куратор: Кадырова Фарида Загидовна
Проект допущен к защите:
«24» марта 2015 г.
Казань, 2015
- Актуальность проекта
Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы об-разования региона к современным требованиям образовательной политики.
Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.
- Цель и задачи проекта
Цель данного проекта – разработка программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета математика в условиях введения ФГОС ООО для Верхнеуслонского муниципального района
Задачи: 2
- Разработать диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
- Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
- Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО в Верхнеуслонском муниципальном районе
- Целевая группа проекта
Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования
- Проектное решение
Методические рекомендации по организационно-методическому сопровождению преподавания математики составлены с целью разъяснения организационных и методологических вопросов сопровождения преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Проектное решение предусматривает решение проблемы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации введения ФГОС ООО.
- Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: март-ноябрь 2015 года.
Этапы реализации проекта: теоритический, проектировочный, коррекционный. 3
Программа проектных мероприятий
- Ожидаемые результаты реализации проекта
Краткосрочные результаты — определение уровня профессиональной компетентности учителя, интересов и запросов педагога в сфере его деятельности. Рост профессионального мастерства педагогов, повышение квалификации педагогов.
9
Долгосрочные результаты - пополнение общих и профессиональных знаний педагога, совершенствование учебно-познавательных и профессиональных умений в условиях перехода к ФГОС, совершенствование инструментария тьюторского сопровождения предмета, пополнение ресурсной базы
- Оценка эффективность проекта
Предполагаю, что разработанная программа поможет создать диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО. Намеченные мероприятия, способствуют предотвращению рисков и проблемных зон в условиях реализации ФГОС ООО. Планируемая методическая ресурсная база будет способствовать эффективной реализации ФГОС ООО в Верхнеуслонском муниципальном районе.
- Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
1)Степень готовности педагогов к реализации ФГОС ООО: 2)Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки учителей 3)Эмоционально-физические перегрузки | 1)Низкий уровень подготовленности педагогов к реализации ФГОС 2)Неосознание себя как учителя «нового типа», отсутствие мотивации. 3)Отсутствие санитарно-гигиенических нормативов по учебной и внеурочной нагрузке | Пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС 2)Проведение, семинаров мастер-классов, диагностики. 3)определение целей проекта, профессиональное развитие педагога. |
- Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Критерий | Показатель |
1 Вариативность | 1Каждый район разрабатывает свой проект |
2 Непрерывность. 3. Ступенчатость. | 2.Начальное, среднее, старшее звено. 3.Поэтапная реализация |
1)Профессиональный и личностный опыт педагогов, заключающийся в успешном участии педагогов школы в процессе перехода на новые образовательные стандарты, разработке рабочих образовательных программ по предмету «Математика» в соответствии с ФГОС, участие в методических семинарах и научно-практических конференциях.
2) Рост познавательной и творческой активности учащихся, основным показателем которого является мониторинг достижений учащихся на предметных олимпиадах, творческих и исследовательских конкурсах, научно-практических конференциях учащихся; возможность самоутверждения, поднятие социального статуса учащихся, не имеющих особых успехов в учёбе.11
- Дальнейшее развитие проекта
По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как увеличивается число учителей, требующих тьюторского сопровождения в условиях реализации ФГОС ООО; могут быть внесены коррективы в нормативно-правовую базу; в связи с введением инклюзивного обучения меняется контингент учащихся. Именно поэтому мы считаем, что необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
Результаты этого проекта могу быть использованы в дальнейшем при создании методического инструментария для повышения квалификации учителей реализующих ФГОС ООО.
Заключение
Таким образом, поставленные в начале задачи, я считаю, выполнены в полном объёме, а именно:
- Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.
- Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.
- Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в Верхнеуслонском муниципальном районе 12
Список использованных документов и источников информации
1. Максимов В.В. Современная идеология тьюторства (В свете педагогических исследований Л.С.Выготского (1896-1934 г.г.)// Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.57-63.
2. Блинов Г.Н. Обучение и воспитание в системе общественного воспроизводства: целевые ориентации, формы обучения, содержание обучения в свете идей тьюторства //Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. С.30-49.
3. Буданова Г.П. Тьютору о тьюторстве: (модель деятельности тьютора в системе повышения квалификации)// Завуч. Управление современной школой. – М.: Центр «Пед. поиск», 2007. - №4. – С.30-56.
4. Волошина Е.А. Изменит ли тьюторство традиционную педагогическую практику?//Упр. шк.: Еженедельное приложение к газ. «Первое сентября». – 2001. – С.18-19.
5. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования/Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. – Томск, 2004.- С.41-47.
6Ковалева Т.М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формал. педагогики//Первое сентября. – 2004. - № 66(09 окт.) – С.3.
7 Ковалева Т.М. Построение индивидуальной образовательной программы как реализация принципа непрерывного образования //Труды СГУ. – М., 2005.
8. Ковалева Т.М. Открытость образования как принцип построения современных образовательных технологий//Открытое образование. – М., 2006.
9. ГАУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» Особенности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО. Ipkro-38.ru( abaut)
13
Приложение №1
Диагностика выявления образовательных запросов педагога, реализующего ФГОС ООО
1) Анкета для педагога «Оценка уровня подготовки педагога к введению ФГОС»
Уважаемые коллеги!
Пожалуйста, оцените уровень своей подготовки по 10 бальной шкале
Нормативный компонент: | ||
1 | Наличие у Вас знаний содержания ФГОС и методических материалов, сопровождающих его введение; | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2 | Способность самостоятеьно разрабатывать необходимые для реализации ФГОС ОО документы | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Методологический компонент | ||
4 | Владение знаниями о системно-деятельностном подходе, учебной деятельности, универсальных учебных действиях | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Технологический компонент: | ||
5 | Владение проектированием урока, формирующего УУД | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
6 | Умение самостоятельно разрабатывать задания, направленные на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач | 14 |
Владение технологией проектной деятельности | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Владение технологиями дифференцированного обучения | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Владение технологией критического мышления | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
Владение технологиями работы с детьми, испытывающими сложности в обучении | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | |
7 | Владение технологиями работы с одаренным детьми | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Аналитический компонент: | ||
8 | Способность к анализу и самоанализу урока с позиций системно- деятельностного подхода | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
9 | Способность определить проблемные точки и зоны риска своей профессиональной деятельности | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
10 | Способность проектировать индивидуальный маршрут профессионального развития | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2) Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа 15
на вопрос или запишите свой ответ.
1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на
развитии и образовательных результатах обучающихся?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойду в образовательных учреждениях с введением ФГОС?
4. Сформулируйте основные отличия ФГОС от государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
5. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?
7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?
8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС,вы испытываете?
10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?
а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
Благодарим за участие в анкетировании! 16
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛИ УРОКА И ПРИВЛЕКАТЬ К ЭТОМУ ШКОЛЬНИКОВ
Критерии | Баллы |
При проведении урока детям не сообщаются ни тема,и цели | 0 |
При изучении нового материала детям сообщается только тема | 1 |
Дети сами выводят тему путем разгадывания кроссворда, ребуса и т.п. | 2 |
Дети определяют тему исходя из заданной в учебнике или учителем проблемы | 3 |
Детям сообщается предметная цель урока: что мы узнаем | 4 |
Детям сообщается предметная цель: что мы узнаем и чему научимся на уроке | 5 |
Цель вытекает из проблемы, заданной учителем или учебником, формулируется цель учителем | 6 |
То же, но формулирует цель ученик | 7 |
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ВКЛЮЧАТЬ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТУ ПО ПЛАНУ
Критерии | Баллы |
На уроке школьники не включались в работу по плану | 0 |
Осуществлялась работа по плану, предложенному учителем или учебником, ход работы не сверялся с целью | 1 |
Осуществлялась работа по плану, предложенному учителем или учебником, ход работы сверялся с целью | 2 17 |
Дети работали по плану, составленному совместно с учителем, ход работы не сверялся с целью | 3 |
Дети работали по плану, составленному совместно с учителем, ход работы сверялся с целью | 4 |
Дети работали по самостоятельно составленному плану, ход работы не сверялся с целью | 5 |
Дети работали по самостоятельно составленному плану, ход работы сверялся с целью | 6 |
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ОЦЕНИВАНИЕДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
№ | Параметры | Баллы | ||
0 | 1 | 2 | ||
1 | Что оценивается | Знания | Знания, умения | Предметные знания, действия. УУД |
2 | Кто оценивает | Только учитель | В основном учитель, но с участием ученика | В основном ученик, учитель участвует в коррекции оценки |
3 | Соотнесение с планируемыми результатами | Без соотнесения | Соотнесены частично | Оценка исходит из планируемых результатов |
4 | Управление оцениванием (алгоритм оценки) | Процедура оценивания не регламентирована | Обозначены критерии оценки | Оценивание осуществляется по алгоритму |
18 |
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ ВКЛЮЧАТЬ ШКОЛЬНИКОВ В использование символических средств и знаковое моделирование
Критерии | Баллы |
Знаково-символические средства представления материала на уроке не используются | 0 |
Знаково-символические средства для обозначения тех или иных объектов, явлений используются без элементов моделирования | 1 |
На уроке используется знаково-символическое моделирование, но только учителем, например в виде схемы | 2 |
Детям предлагаются задания на дополнение (преобразование) знаково-символических моделей, представленных на уроке | 3 |
Детям предлагаются задания для самостоятельного знаково-символического моделирования изучаемых объектов | 4 |
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ привлекать ШКОЛЬНИКОВ к использованию действия сравнения
Критерии | Баллы |
Специальных заданий на сравнение на уроке не было | 0 |
Детям предлагались задания, позволяющие точнее воспринять внешние свойства изучаемых объектов. Сравнение осуществлялось детьми интуитивно. | 1 19 |
Предлагались задания, способствующие раскрытию сущности изучаемых объектов. Внимание детей обращалось на выявление общих свойств сравниваемых объектов или явлений. Школьники справлялись с заданием. | 2 |
Задание на сравнение использовалось педагогом в качестве средства работы с региональным компонентом | 3 |
Дети демонстрировали владение техникой сравнения: умение выделять сравниваемые объекты, выделять признаки, по которым осуществляется сравнение | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-416728-1394706956.jpg)
Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»
Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспек...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/27/picture-299373-1427446674.jpg)
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВЫСОКОГОРСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях введения ФГОС ООО для Высокогорс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-676583-1535916212.png)
«ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В ЛАИШЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
Проектная работа в рамках образовательной программы:«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО»Авторы проекта:1) Шишкова Халида Дами...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/29/picture-698575-1446126725.jpg)
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета английский язык в условиях введения ФГОС ООО в Верхнеуслонском муниципальном районе РТ.
Программа включает в себя формы и этапы внедрения программы и сроки реализации....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-827146-1475869427.jpg)
Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в условиях введения ФГОС ООО
Прогамма составлялась для осуществления тьюторского сопровождения в условиях введения ФГОС ООО. Материал может быть интересен муниципальным тьюторам, осуществляющих сопровождение преподавания ряда уче...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/06/picture-90298.jpg)
Мониторинг сформированности УУД Формирование универсальных учебных действий при при освоении программы по химии на уровне среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО
Одним из объектов внимания, связанных с вопросами преемственности и интеграции стандартов школьных ступеней образования, является проблема освоения учащимися универсальных учебных действий (УУД). ...