"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)
учебно-методический материал (алгебра, 7 класс) по теме
Реализация методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_matematiki.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность на уроках математики».
( выступление на ШМО учителей математики).
Учитель математики МБОУ СОШ № 6
Калашникова Любовь Михайловна
Январь 2012 года
Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам.
(Ф. Нейман )
С каждым годом школьное образование все больше реформируется и изменяется, поэтому в обучении появляются новые формы, методы и приемы. Однако и современные учителя используют способы обучения. Разработанные много лет назад.
Метод проектов возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем. Основоположники этого метода – американский философ и педагог Дж. Дьюи , а также его ученик У.Х. Килпатрик. Идея этого метода : вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс. У Килпатрик выделил несколько типов проекта: потребительский: имеющий своей целью потребление в широком значении слова, включая развлечение), проблемный ( представляет проект решения каких либо интеллектуальных препятствий, выступающих сопутствующими в создающемся проекте) и проект – упражнение.
Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. У.Х. Килпатрик продолжил дело своего учителя. Главная его идея в методе проектов составляет следующие: деятельность ребенка должна выполняться с большим увлечением, которую выбрал он сам свободно, и она не должна строиться в русле учебного предмета. Лозунгом всей этой деятельности были слова: « Всё из жизни – всё для жизни».
В современном понимании проектная деятельность- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
Развитие коммуникативных исследовательских навыков, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие у учащихся критического мышления.
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания.
- Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, групповая)деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта.
- Использование исследовательских методов.
Эти требования должны пронизывать все стадии осуществления проектной деятельности:
- Представление темы проекта.
- Формулирование темы проекта.
- Планирование работы.
- Осуществление проекта.
- Представление проекта.
- Оценка проекта.
Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного- двух уроков (мини проекты или краткосрочные проекты) В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
Примеры краткосрочных проектов ( в рамках изучения программного материала)
7 класс. Тема урока « Теорема о сумме углов треугольника».
На каждой парте у учащихся произвольный треугольник. Как найти сумму углов этого треугольника? Это проблема и ее предлагается решить.
Ученики работают в парах. Предлагают различные способы:
а) измерение углов треугольника с помощью транспортира
б) достроить треугольник до прямоугольника
Роль учителя: направить поиск решения данной проблемы от экспериментального на путь доказательства и тут же поставить вопрос - а если сумма углов в треугольнике действительно меньше 180 градусов, а если больше 180 градусов? Т.е. учитель дает понять, что существуют и другие геометрии отличные от геометрии Евклида, где сумма углов меньше 180 градусов – геометрия Лобачевского, где сумма углов больше 180° - геометрия Римана. Эти геометрии выполняются в пространстве и имеют применение в жизни. Но мы находимся на плоскости и здесь выполняется геометрия Эвклида, где сумма углов в треугольнике равна 180 . Как это доказать? Организуется работа в группах по доказательству данной теоремы.
Результат решения проблемы три способа доказательства теоремы о сумме углов треугольника.
9 класс. Мини- проект был дан в форме домашнего задания к открытому уроку по теме « Квадратичная функция». Проект был представлен в виде презентации « Связь с реальным миром».
Где учащиеся показали, что парабола встречается в жизни:
траектория движения струи воды, попадание баскетбольного мяча в корзину, радуга, траектория движения комет, и так далее.
6 класс. Тема: « Координатная плоскость»
Проблему предлагает учитель: - Вы все читали книгу Жюль Верна « Дети капитана Гранта». Вопрос, почему дети долго не могли найти своего отца?
Как определить положение ладьи на шахматной доске?
На экране вы видите билет. Какой билет? (ответ билет в цирк.)
Что можно определить по этому билету?
10 класс. Тема : «Правильная пирамида.»
После введения определения правильной пирамиды, ставлю проблему. Что общего для всех правильных пирамид?
На столах учащихся разнообразные виды правильных пирамид:
треугольная, четырехугольная, шестиугольная, восьмиугольная. Класс разбивается на 4 группы. Выдвигаются гипотезы, ведется исследование и от каждой группы выступление по поводу решения данной проблемы.
Учитель должен продумывать весь ход работы на мини – проектом также , как и для решения более сложных для понимания вопросов. Ни саму проблему , ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения отличные от мнения учителя, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения.
Для решения крупных задач ( проблем) по математике, сложных для пониманиях вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Этого так называемые среднесрочные проекты. ( макро- проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы ( кружки, факультативы, элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромны. Проект может быть связан с изучением какой -либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты последующим темам:
- Метод координат в пространстве и решение задач
- Решение уравнений высших степеней
Для учащихся 11 класса разработала элективный курс по теме:
« Решение уравнений высших степеней». Этот курс существенно дополняет школьный курс и необходим учащимся к подготовке в ЕГЭ. На вводном занятии знакомила учащихся с различными видами уравнений высших степеней. Сформулировали проблему:
Найти способы решения данных уравнений. Используя литературу по теме, а также возможности интернета. Макро -проект разбили на мини- проекты для каждого учащегося. Например: формула Кардано, алгебраические уравнения и группы Галуа, схемы Горнера, и т.д.
На итоговом занятии были заслушаны проекты выполненные учащимися. Оценивали каждый проект участники занятий, высказывая свое мнение по поводу каждого способа решения уравнений высших степеней.
Результат элективного курса :
учащиеся создали для себя методичку для решения уравнений высших степеней, в помощь для сдачи ЕГЭ.
Рефлексия необходима после работы над любым проектом. Что вы приобрели для себя в процессе работы над проектом?
Реализация методом проектов, методики сотрудничества перспективны при изучении математики;
работа над проектами развивает мотивацию к обучению, более результативно, чем на традиционных уроках.
Литература.
- Сидоров С.В. Когда появился метод проектов. ( Электронный ресурс)
- Джуринский А.Н. История зарубежной педагогике. Учебное пособие. М. 1998
- М.И. Величко Проектная деятельность учащихся.Учитель. 2008 г
- Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М Бим- Бада. М. 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.
Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результатевыполненного проекта появился дешевый продукт - стереом...
Рабочая программа "Проектная деятельность обучающихся 7 класса" Кадымиковой С.Н. учителя математики, физики
Рабочая программа "Проектная деятельность обучающихся 7 класса", расчитана на 1 час...
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...
Выступление на методическом объединение "Развитие проектной деятельности на уроках математики"
Выступление на методическом объединение "Развитие проектной деятельности на уроках математики"...
Презентация выступления "Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Презентация к выступлению в рамках круглого стола...
Выступление "Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство реализации ФГОС"
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем–то знакомым и понятным...