Открытый урок по алгебре «Решение логарифмических уравнений» (10 класс)
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Головина Наталья Анатольевна

Тема урока: «Решение логарифмических уравнений»

 

 

Тип урока: урок применения знаний на практике.
 

Форма урока: урок-практикум.
 

Цели урока:
1. Закрепить навыки решения логарифмических уравнений. Уметь использовать их решение при подготовке к ЕГЭ.

 

Задачи урока:

1.     Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень.

2. Формировать практические навыки решения логарифмических уравнений на основе изученного теоретического материала.

  3. Развивать познавательный интерес к обучению.
 

Оборудование:

интерактивный комплекс, 

Интернет-ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_reshenie_logarifmicheskikh_uravneniy.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №18

Открытый урок по алгебре в 10 классе

 Тема урока:

«Решение логарифмических уравнений»

                                                   

                                                           Урок подготовила и провела:

                                            учитель математики

                                         МБОУ СОШ №18

                                   Головина Н.А.

2014 год

пос. Высокий

План урока

Тема урока: «Решение логарифмических уравнений»

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Форма урока: урок-практикум.

Цели урока:
1. Закрепить навыки решения логарифмических уравнений. Уметь использовать их решение при подготовке к ЕГЭ.

Задачи урока:

  1. Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень.

2. Формировать практические навыки решения логарифмических уравнений на основе изученного теоретического материала.

  3. Развивать познавательный интерес к обучению.

Оборудование:

интерактивный комплекс,  

Интернет-ресурсы.



                                                   
Ход урока

1. Организационный момент

«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические  сезамы».
                                           
Современный польский математик С. Коваль.

2. Проверка домашнего задания

3.Устная работа (с использованием презентации)

а)Найдите значение выражения:      

                                     

 

                                   

                                   

                                       

                                       

                                       

      б) Заполни пропуски:

         а)Log2 16 = …;

         б)Log2 1/8 = …;

         в) Log2 1 = …;

         г)Log√5 25 = …;

         д)Log…1/32 = - 5.

в)Решите уравнение:

                                           

                                            log3x=4

                                           log2(x+1)=3

                                           logх16=2

г)Сформулируйте методы решения логарифмических уравнений:

а) По определению логарифма. 

б) Потенцирование (переход от логарифма данного выражения к самому этому выражению).

в) Введение новой переменной.

г) Логарифмирование обеих частей уравнения.

д) Приведение к одному основанию.

д) Функционально-графический метод.

4. Закрепление навыков решения логарифмических уравнений.

Этапы решения уравнения:( проговорить )

  а) Найти область допустимых значений (ОДЗ)  переменной

  б) Решить уравнение, выбрав метод решения

 в) Проверить найденные корни  непосредственной              

 подстановкой в исходное уравнение или      

 выяснить, удовлетворяют  ли они условиям ОДЗ

 (По каждому методу решаем уравнения у доски с пояснениями- 5 человек) Условия на слайдах

Решение уравнений разными методами  (Работа на доске)

1.log х+1(2x2+1)=2

   По определению логарифма имеем:  2х2+1=(х+1)2,

    X2 -2x=0

    x=2 или x=0.

    Проверка:

    х=0 не может быть корнем данного уравнения, так как основание логарифма х+1≠1.  

                 

 При х=2     log 2+1( 2•22 +1)=log39=2.

      Ответ: 2.

2. log 5 x=log 5 (6-x2 )

  Из равенства логарифмов  следует:

  x= 6- x2

   x2-x-6=0;   D=25

  x=-3 или  x=2.

  Проверка:

  x=-3 корнем уравнения быть не может,  так как

 логарифмы отрицательных чисел не существуют.                        

 Log5 x=log52,

  Log5(6-x2) = log5 (6-22)=log5 2.  

  Ответ: 2.

3. lg2 x3 - 10lgx + 1=0

Приведём уравнение к квадратному:

  Т.к.  lg2 x3=(lgx3)2=(3lgx)2= 9lg2 x, то

   9lg2 x - 10lgx+1=0.

   Пусть lg x=y, тогда 9y2- 10y+1=0;  D=64

    y=1 или y=1/9

   lgx=1 или lgx=1/9

   x=10 или   х=10 1/9.

   Проверкой подтверждаем, что оба числа  являются

   корнями.

Ответ: 10; 10 1/9

           4. X lgх+2= 1000

Логарифмируя обе части уравнения ( x > 0), получим:

   ( lgx+2)•lgx=lg1000

    Lg2 x+ 2lgx- 3=0

    lgx=y

   у2+ 2у- 3=0

   y=- 3, у=1.

  lgx=- 3, x=10-3=0,001;

  lgx=1, x=10

   Выполнив проверку, убедимся, что оба найденных значения переменной являются корнями данного уравнения.

Ответ: 0,001; 10.

5. Log16 x+log4 x+ log2 x=7

  (1/4)log 2x+ (1/2)log 2x+ log 2x=7

  (7/4)log 2x=7

  Log 2x=4

  x=16.

Ответ: 16.

6. Найти корни уравнения

                Log 3x=4-x

Так как функция у= log 3 х возрастающая, а функция у =4-х убывающая на (0; + ∞ ),то заданное уравнение на этом интервале имеет один корень.

                   

Ответ: 3

5. Закрепление знаний

Учащиеся решают задания с последующей самопроверкой:

I.Решите уравнение:

Пример 1

img2

Пример 2

img5

Пример 3

img7

Пример 4

img8

6. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

Вариант 1

Вариант 2

  1. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/18/1807ae331fd17317d6cba9263ec1f4a6.png.
  1. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/3b/3bbe9652471e3886807ebe18adc9fdf0.png.
  1. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/84/8444564a6deb9f94144a2900d725c2a8.png.

2.  Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/4c/4c6ae4e03b1b1c98f22af8c951fe2617.png.

  1. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/8b/8b6cade32e09676ff24d40a6e6267b82.png.

3. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/31/318c0f683e2ae84cefbff29b171f9e6e.png.

  1. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/c7/c77d9cb5c5e536e198dbcb538c8ca7a2.png.

4. Решите уравнение Описание: http://reshuege.ru/formula/1c/1c169b272c70c00d40e413f42648f4b8.png.

  1. Решите уравнение Описание: http://reshuege.ru/formula/eb/eb5f327a0c9f0782fb9c5dc0e49cc09e.png.

5.  Решите уравнение Описание: http://reshuege.ru/formula/5a/5a8b51246ce664d9c67dab205e8e2f33.png. Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.

  1. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/6c/6c288acbd3f1b5c4ef05675242960540.png.

6. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/fa/fabed489629f2c3c329f4799edee0b63.png.

  1. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/1c/1cf8f68edfbda2d0e838ab190fa0b00b.png

7. Найдите корень уравнения Описание: http://reshuege.ru/formula/a3/a32e2ed8ccfe7bbbecdd176bd17510e3.png

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

1

−124

1

21

2

2

2

-12

3

6

3

-42

4

-4

4

5

5

2

5

12

6

2

6

6

7

125

7

0

8

8

7.Физкультминутка

Обучающиеся выполняют комплекс упражнений, укрепляющие мышцы спины и позвоночник, что позволяет снять напряжение и сохранить осанку.

8. Компьютерное тестирование (самопроверка знаний)

по теме «Решение логарифмических уравнений ». Работа за компьютерами.  Использование единой коллекции федеральных цифровых образовательных ресурсов (Интернет-ресурсы).

После завершения тестирования  учащиеся проверяют результаты на компьютере.

9. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Продолжите фразу:

  • "Сегодня на уроке я повторил:.."
  • "Сегодня на уроке я закрепил:.."
  • "Для себя я понял:..."

10. Домашнее задание

Индивидуальные задания по теме: «Решение логарифмических уравнений» из открытого банка ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре "Решение квадратных уравнений по формуле"

В своей работе на уроках математики я систематически использую информационные технологии.Большое внимание я уделяютакже и исследовательской деятельности учащихся.Сочетать эти два направления мне помог...

Презентация к открытому уроку по алгебре "Решение квадратных уравнений по формуле" для 8 класса

Презентация к  уроку-путешествию "Решение квадратных уравнений по формуле" по алгебре для 8 класса....

Конспект открытого урока по теме: «Решение квадратных уравнений» 8 класс алгебра

Урок - обобщения материала по теме: "Решение квадратного уравнения". Урок с применением ИКТ, устная и письменная формы работы, индивидуальная и групповая формы работы. Материал содержит конспект,...

Урок по алгебре "Решение квадратных уравнений " 8 класс

Урок посвящен обобщению и повторению изученного материала по теме" Квадратные уравнения"...

Урок алгебры Урок по теме: "Методы решения логарифмических уравнений" (10 класс)

Урок алгебры   Урок по теме: "Методы решения логарифмических уравнений" (10 класс)...

Презентация. Урок алгебры. Решение логарифмических уравнений.

Презентация. Решение логарифмических уравнений....