Индивидуально-групповые занятия для одарённых учащихся. 5 класс.
календарно-тематическое планирование по алгебре (5 класс) на тему

Проблеме формирования решать алгебраические задачи в теории методики обучения математике уделяется особое внимание. Решение задач требует от учащихся умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать, и определенной изобретательности при решении особенно трудных задач. Значительную часть настоящих занятий занимают задачи, предлагаемые на  олимпиадах. В индивидуально – групповые занятия  включены также задачи, которые, хотя и не рассматриваются подробно в курсе математики средней школы, могут представлять определенный интерес для лиц ,  увлекающихся математикой.

В предлагаемом курсе рассматриваются общие принципы решения и оформления алгебраических задач, предлагаются методические приемы, облегчающие решение, анализируются характерные ошибки, обычно допускаемые учащимися. Подобранные задачи характеризуют математику как точную науку, использующую математические методы анализа.

Поэтому актуальность тем занятий определяется тем, что выполнение программы позволит учащимся более точно оценивать свои возможности и потребности в изучении той области научного знания, которая определяет круг их будущих профессиональных интересов.

Особое внимание уделено той области математики, базовые положения которой лежат в основе представлений о механизмах и процессах, применяемых при выполнении различных математических задач.

Цель занятий : развивать логическое мышление, знакомить с  нестандартными  подходами решения задачготовить учащихся к  олимпиадам и к экзамену по алгебре, знакомить с основными приемами рассуждения в математике и полнее раскрыть особенности этой науки.

Задачи курса:

-объяснять механизмы и процессы, применяемые при выполнении нестандартных математических задач;

-составление алгоритма и решение  нестандартных задач, предлагаемых на олимпиадах;

-формировать умения делать математический прогноз и аналитическое консультирование и конструирование;

-развивать способности учащихся к самостоятельному логическому мышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaren_5.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

план

Дата проведения факт

1

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

1

Виды логических задач, решаемых с использованием таблиц.

Иметь представление о логических задачах.

Формировать  у учащихся умения создавать таблицы,

Знать алгоритм  решения логических задач.

Понятие логики

05.09

2

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

1

Виды логических задач, решаемых с использованием таблиц.

Иметь представление о логических задачах.

Формировать  у учащихся умения создавать таблицы,

Знать алгоритм  решения логических задач.

12.09

3

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

1

Виды логических задач, решаемых с использованием таблиц.

Иметь представление о логических задачах.

Формировать  у учащихся умения создавать таблицы,

Знать алгоритм  решения логических задач.

19.09

4

Геометрическая головоломка. Танграм. Геометрические иллюзии.

1

Геометрическая головоломка. Танграм. Геометрические иллюзии.

Иметь представление о геометрических головоломках.

Формировать  у учащихся умения решать задачи на разрезания.

Знать алгоритм  решения геометрических задач.

26.09

5

Геометрическая головоломка. Танграм. Геометрические иллюзии.

1

Геометрическая головоломка. Танграм. Геометрические иллюзии.

Иметь представление о геометрических головоломках,.

Формировать  у учащихся умения решать задачи на разрезания.

Знать алгоритм  решения геометрических задач.

03.10

6

Оригами

1

Виды, свойства и решения матриц

Иметь представление о матрицах.

Формировать  у учащихся умения решать задачи с помощью матриц.

Знать алгоритм  решения  задач матричным способом.

История возникновения математических знаков

10.10

7

Оригами

1

Виды, свойства и решения матриц

Иметь представление о матрицах.

Формировать  у учащихся умения решать задачи с помощью матриц.

Знать алгоритм  решения  задач матричным способом.

17.10

8

Приёмы быстрого счёта многозначных чисел.

1

Приёмы быстрого счёта многозначных чисел.

Иметь представление о приёмах быстрого счёта на  11, возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5, возведение в квадрат трёхзначных чисел.

Формировать  у учащихся умения решать задачи с помощью данных приёмов.

Знать алгоритм  решения  задач с применением быстрого счёта.

24.10

9

Различные единицы измерения длины, массы

1

Задача Л. Эйлера.

Иметь представление о способах решения задач Эйлера.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритм  решения  задач.

31.10

10

Различные единицы измерения длины, массы

1

Константы в задачах.

Иметь представление о константах и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритм  решения  задач.

14.11

11

Математические софизмы.

1

Математические софизмы.

Иметь представление о математических софизмах и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритм  решения  задач.

21.11

12

Знакомьтесь, новый знак «!» ( факториал ).

1

Знакомьтесь, новый знак «!» ( факториал ).

Иметь представление о факториалах и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритм  решения  задач.

История возникновения факториала

28.11

13

Знакомьтесь, новый знак «!» ( факториал ).

1

Знакомьтесь, новый знак «!» ( факториал ).

Иметь представление о факториалах и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритм  решения  задач.

05.12

14

Астрономия на координатной плоскости.

1

Астрономия на координатной плоскости.

Иметь представление о астрономии на координатной плоскости и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритм  решения  задач.

Уметь строить созвездия на координатной плоскости.

12.12

15

Проценты в прошлом и настоящем.

1

Проценты в прошлом и настоящем.

Иметь представление о процентах и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач на проценты.

История возникновения процентов

19.12

16

Проценты в прошлом и настоящем.

1

Проценты в прошлом и настоящем.

Иметь представление о процентах и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач на проценты.

26.12

17

Проценты в прошлом и настоящем.

1

Проценты в прошлом и настоящем.

Иметь представление о процентах и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач на проценты.

16.01

18

Практические проценты

1

Знакомьтесь, модуль!

Иметь представление о модуле и видах задач  с его применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач на применение модуля.

23.01

19

Практические проценты

1

Знакомьтесь, модуль!

Иметь представление о модуле и видах задач  с его применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач на применение модуля.

30.01

20

« Графики улыбаются».

1

«Графики улыбаются».

Иметь представление о графиках и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач на построение графиков .

06.02

21

« Графики улыбаются».

1

«Графики улыбаются».

Иметь представление о графиках и видах задач  с их применением.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач на построение графиков .

13.02

22

Задачи на переливания и взвешивания.

1

Задачи на переливания и взвешивания.

Иметь представление о видах задач на переливания и взвешивания.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

20.02

23

Задачи на переливания и взвешивания.

1

Задачи на переливания и взвешивания.

Иметь представление о видах задач на переливания и взвешивания .

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

27.02

24

Задачи со спичками.

1

Задачи со спичками.

Иметь представление о видах задач на перестановки.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

06.03

25

Задачи со спичками.

1

Задачи со спичками.

Иметь представление о видах задач на перестановки.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

13.03

26

Способы записи чисел

1

Принцип Дирихле и его применение к решению задач.

Иметь представление о Принципе Дирихле и его применение к решению задач.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

20.03

27

Способы записи чисел

1

Принцип Дирихле и его применение к решению задач.

Иметь представление о Принципе Дирихле и его применение к решению задач.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

03.04

28

Математические лабиринты, головоломки и ребусы.

1

Математические лабиринты, головоломки и ребусы.

Иметь представление о лабиринтах, головоломках и ребусах.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

10.04

29

Математические лабиринты, головоломки и ребусы.

1

Математические лабиринты, головоломки и ребусы.

Иметь представление о лабиринтах, головоломках и ребусах.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

17.04

30

Математические фокусы.

1

Математические фокусы.

Иметь представление о фокусах.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

24.04

31

Математические фокусы.

1

Математические фокусы.

Иметь представление о лабиринтах, головоломках и ребусах.

Формировать  у учащихся умения решать задачи.

Знать алгоритмы  решения  различных задач.

03.05

32

Математическая викторина.

1

Решения задач

Знать способы и приёмы решения нестандартных задач и уметь применять их при решении.

08.05

33

Математическая эстафета.

1

Решения задач

Знать способы и приёмы решения нестандартных задач и уметь применять их при решении.

15.05

34

Итоговое занятие «Что. Где. Когда»

1

Решения задач

Знать способы и приёмы решения нестандартных задач и уметь применять их при решении.

22.05

35

Круглый стол – подведение итогов.

1

Решения задач

Знать способы и приёмы решения нестандартных задач и уметь применять их при решении.

29.05

Пояснительная записка.

Программа предназначена для учащихся  5 классов, которая может быть использована для обобщения и систематизации знаний при обучении в старших  классах  и при подготовке к олимпиадам.

Данная программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

Проблеме формирования решать алгебраические задачи в теории методики обучения математике уделяется особое внимание. Решение задач требует от учащихся умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать, и определенной изобретательности при решении особенно трудных задач. Значительную часть настоящих занятий занимают задачи, предлагаемые на  олимпиадах. В индивидуально – групповые занятия  включены также задачи, которые, хотя и не рассматриваются подробно в курсе математики средней школы, могут представлять определенный интерес для лиц ,  увлекающихся математикой.

В предлагаемом курсе рассматриваются общие принципы решения и оформления алгебраических задач, предлагаются методические приемы, облегчающие решение, анализируются характерные ошибки, обычно допускаемые учащимися. Подобранные задачи характеризуют математику как точную науку, использующую математические методы анализа.

Поэтому актуальность тем занятий определяется тем, что выполнение программы позволит учащимся более точно оценивать свои возможности и потребности в изучении той области научного знания, которая определяет круг их будущих профессиональных интересов.

Особое внимание уделено той области математики, базовые положения которой лежат в основе представлений о механизмах и процессах, применяемых при выполнении различных математических задач.

Цель занятий : развивать логическое мышление, знакомить с  нестандартными  подходами решения задач ,  готовить учащихся к  олимпиадам и к экзамену по алгебре, знакомить с основными приемами рассуждения в математике и полнее раскрыть особенности этой науки.

Задачи курса:

-объяснять механизмы и процессы, применяемые при выполнении нестандартных математических задач;

-составление алгоритма и решение  нестандартных задач, предлагаемых на олимпиадах;

-формировать умения делать математический прогноз и аналитическое консультирование и конструирование;

-развивать способности учащихся к самостоятельному логическому мышлению.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- Свободно оперировать аппаратом математики при решении задач.

- Проводить логические рассуждения и доказательства.

- Решать нестандартные, олимпиадные задачи.

- Использовать исторический материал.

- Использовать элементы занимательности.

 

Методические рекомендации.

Основным дидактическим средством для предлагаемых  индивидуально – групповых занятий  являются тексты всех рассматриваемых типов алгебраических задач, которые могут быть подобраны из разнообразных сборников или составлены самим учителем.

Начинать обучение следует с простых задач, условия которых полностью соответствуют названиям основных типов. Работа по решению задач каждого вида осуществляется до тех пор, пока конкретный алгоритм не будет освоен учащимися. Подобная работа способствует усвоению существенных признаков основных типов задач, их обобщению и систематизации.

Для повышения эффективности обучения предлагаемым занятиям следует заранее подготовить отдельные схемы, таблицы и использовать их как на этапе формирования новых знаний и умений, так и при организации самостоятельной работы учащихся.

При проведении учебных занятий можно пользоваться сборниками задач, имеющими соответствующие рекомендации или подготовить отдельные карточки с текстами задач.

Учебно – методический комплект

Математические олимпиады в школе 5 – 11 , А. В. Фарков.2009

Математические кружки в школе 5 – 8 классы , А. В. Фарков.2009

Занятия школьного кружка « Математика» Издательство НЦ ЭНАС 2008, О. С. Шейнина, Г. М. Соловьёва.

Факультативный курс по математике. 5-11 класс. Учебное пособие для средней школы. - М.: Просвещение, 2009.

Итоговый и тематический контроль по математике. Учебное пособие для средней школы. - М.: Просвещение, 2009

2500 задач по математике. Под редакцией  М.И.Сканави.

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по индивидуально-групповым занятиям по математике для учащихся 5 класса

Данный курс посвящен отработке навыков, полученных на уроке,  а также некоторому  углублению тем математики, изучаемых в курсе 5 класса общеобразовательной школы....

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математики, раздел "Геометрия"...

рабочая программа индивидуально - групповых занятий по геометрии для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

данная программа разработана в помощь учителю для подготовки к ОГЭ по математике, раздел "Геометрия"...

Индивидуально- групповые занятия для учащихся 7 класса

Материал содержит планирование индивидуально- групповых занятий по русскому языку для 7 класса. Материал рассчитан для широкого круга педагогических работников....

Программа индивидуально – групповых занятий для учащихся 8 класса по математике (35 часов)

Рабочая программа  индивидуально - групповых занятий по математике в 8 классе составлена на основе рабочей программы по алгебре и геометрии основного общего образования и учебников «Алгебра», Ю.Н...

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...