Рабочая программа по математике для 7 класса Мордкович А.Г и геометрия И.М. Смирнова, В.А. Смирнов
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

  Рабочая программа по алгебре для 7 класса 102 часа (3 часа в неделю)  разработана на основе:

 

·         Федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике;

·         Примерной программы основного общего образования  по математике. Базовый уровень // Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009;

·         Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (базовый уровень) / Авт.-сост. И. И. Зубарева,  А. Г. Мордкович – 1 издание, – М.: Мнемозина, 2007;

·         Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Рабочая программа по геометрии для 7 класса 68 часов (2 часа в неделю) разработана на основе

  1. Стандарта основного общего образования по математике, 2004 г.
  2. Примерной программы основного общего образования по математике (составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007
  3.  Программы и тематического планирования к учебнику «Геометрии 7-9». Авторы И.М. Смирнова, В.А.Смирнов 2009 г.
  4. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_7_klass.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    Пояснительная записка

  Рабочая программа по алгебре для 7 класса 102 часа (3 часа в неделю)  разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике;
  • Примерной программы основного общего образования  по математике. Базовый уровень // Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009;
  • Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (базовый уровень) / Авт.-сост. И. И. Зубарева,  А. Г. Мордкович – 1 издание, – М.: Мнемозина, 2007;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Рабочая программа по геометрии для 7 класса 68 часов (2 часа в неделю) разработана на основе

  1. Стандарта основного общего образования по математике, 2004 г.
  2. Примерной программы основного общего образования по математике (составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007
  3.  Программы и тематического планирования к учебнику «Геометрии 7-9». Авторы И.М. Смирнова, В.А.Смирнов 2009 г.
  4. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связаны с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

    Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

     Одной из главных особенностей курса алгебры является то, что в нем реализуется взаимосвязь принципов научности и доступности и уделяется особое внимание обеспечению прочного усвоения основ математических знаний всеми учащимися.

     Особенностью курса является также его практическая направленность, которая служит стимулом развития у учащихся интереса к  алгебре, а также основной для формирования осознанных математических навыков и умений.

    Большое количество разнообразных задач на применение алгебры в геометрии, физике, технике и т.д. помогает учащимся понять практическую необходимость изучения алгебры.

     В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки

и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации  и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных

информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Предлагаемый учебник геометрии следует традициям, заложенным в учебнике А.П. Киселева. В нем представлены все основные разделы курса планиметрии, последовательность изучения тем, перечень основных определений и теорем, соответствующих программе основной школы.

В то же время много внимания уделяется вопросам истории математики, научно-популярным аспектам, современным направлениям развития гео-метрии и ее приложениям.

Наряду с интересом к вопросам истории математики, учащиеся живо интересуются современными проблемами в раз¬личных областях знания. Это-му, в частности, во многом способству¬ет развитие средств массовой информации, научно-популярная лите¬ратура, компьютерные технологии.

    При определении целей изучения геометрии в основной школе выделено три направления: личностного развития, метапредметное и предметное.

1) в направлении личностного развития:

– формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современ-ного общества;

– развитие геометрических представлений, логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

–        развитие интереса к математике;

–        развитие математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

– развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения опыта ма-тематического моделирования;

– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

– овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Цели

Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

        Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смеж-ных дисциплин, продолжения образования.

        Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обще-стве; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространст-венных представлений, способности к преодолению трудностей;

        Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

        Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать вни-мание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

        целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, раз-вития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, вы-движения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информаци-онных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Учебно-методический комплект «Геометрия, 7–9», авторы Смирнова И.М., Смирнов В.А. - Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.

Рабочая программа по геометрии для 7 класса– 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.

  Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения алгебры  на этапе основного общего образования отводится не менее 102 часов из расчета 3 часа в неделю.

Цели и задачи изучения алгебры

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,  деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. В направлении личностного развития:

   • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

   • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

   • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

   • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном  обществе;

   • развитие интереса к математическому творчеству  и математических способностей.

2. В метапредметном направлении:

   • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

   • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

   • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении:

   • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

   • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Содержание  учебного предмета алгебра в 7 классе

Математический язык. Математическая модель.  (12 час.)

Числовые и алгебраические выражения. Что такое  математический язык и математическая модель.

Линейное уравнение с одной переменной. Линейное уравнение с одной переменной как математическая модель реальной ситуации. Координатная  прямая. Виды числовых промежутков на координатной прямой.

Линейная функция. (11 час.)

Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными. Линейная функция. Возрастание и убывание линейной функции. Взаимное расположение графиков линейных функций.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. ( 12 час.)

Основные понятия о системах двух линейных уравнений с двумя переменными. Методы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными: графический, подстановки и алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций.

Степень с натуральным показателем. ( 6час.)

Понятие степени с натуральным показателем. Свойства степеней. Степень с нулевым показателем.

Одночлены. Операции над одночленами. ( 8 час.)

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена. Сложение и вычитание одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.

Многочлены. Операции над многочленами. (15 час.)

Понятие многочлена. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен. Формулы сокращенного умножения. Деление многочлена на одночлен.

Разложение многочленов на множители. (18 час.)

Понятие о разложении многочлена на множители. Вынесение

общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью

формул сокращенного умножения и комбинации различных приемов. Сокращение алгебраических дробей. Тождества.

Функция у = х2.  ( 9 час.)

Функция у = х2 и ее график. Функция у = х2 и ее график. Графическое решение уравнений. Функциональная символика.

Элементы описательной статистики.  ( 4 час.)

Данные и ряды данных. Упорядоченные ряды данных, таблицы распределения. Частота результата, таблица  распределения частот, процентные частоты. Группировка данных.

Обобщающее повторение.  ( 7 час.)

Тематическое планирование уроков алгебры с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование

Характеристика основных видов  учебной деятельности ученика ( на уровне учебных действий)

1.

Математический язык. Математическая модель.  

(12 час.)

  • Выполнять элементарные знаково-символические действия, применять буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений;
  • составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или чертежом;
  • вычислять числовое значение буквенного выражения;
  • находить область допустимых значений переменных в выражении.
  • Распознавать линейные уравнения, решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним.
  • Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки задачи к алгебраической модели путём составления уравнения, решать составленное уравнение, интерпретировать результат.
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работ по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно (в том числе и корректируют план);
  • использовать   доказательную математическую речь;
  • работать  с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;
  • уметь использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.

2.

Линейная функция.  

(11 час.)

  • Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, определять координаты точек.
  • Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными; приводить примеры решений уравнений с двумя переменными;
  • Решать задачи, алгебраической моделью которых является уравнение с двумя переменными; находить целые решения перебора.
  • Строить графики линейных уравнений с двумя переменными.
  • Вычислять значения линейной функции, составлять таблицы значений функции.
  • Строить график линейной функции, описывать её свойства на основе графических представлений.
  • Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида у = kx,  y = kx + b  в зависимости от значений коэффициентов k и b;
  • выделять и формулировать  познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

3.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

(12 час.)

  • Решать системы двух линейных уравнений  с двумя переменными графически, методом подстановки, методом алгебраического сложения.
  • Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки задачи к алгебраической модели путём составления системы линейных уравнений, решать составленную систему уравнений, интерпретировать результат.
  • Конструировать эквивалентные речевые высказывания с использованием алгебраического и геометрического языков.
  • Использовать функционально-графические представления для решения и исследования систем уравнений.
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также учиться искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • уметь использовать математические знания для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
  • уметь использовать доказательную математическую речь;
  • уметь  работать с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;
  • уметь использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.

4.

Степень с натуральным показателем и её свойства

(6 час.)

  • Формулировать определение степени с натуральным показателем, с нулевым показателем;
  • формулировать , записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с целым неотрицательным показателем;
  • применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений.
  • Воспроизводить формулировки определений, конструировать несложные определения самостоятельно.
  • Воспроизводить формулировки и доказательства изученных теорем. Конструировать математические предложения с помощью связки если…, то…
  • выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • осознавать качество и уровень усвоения; структурировать знания.

5.

Одночлены. Операции над одночленами  

(8 час.)

  • Выполнять действия с одночленами;
  • выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
  • структурировать знания;
  • уметь использовать доказательную математическую речь;
  • уметь  работать с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.

6.

Многочлены. Операции над многочленами

(15 час.)

  • Выполнять действия с многочленами; доказывать  формулы сокращённого умножения, применять их в преобразованиях выражений и вычислениях.
  • Применять различные формы самоконтроля при выполнении преобразований.
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
  • уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • воспроизводить формулировки определений, конструировать несложные определения самостоятельно;
  • уметь использовать доказательную математическую речь;
  • уметь  работать с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работ по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно (в том числе и корректируют план);
  • работать  с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.

7.

Разложение многочленов на множители  

(18 час.)

  • Выполнять разложение многочленов на множители и сокращение алгебраических дробей;
  • выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
  • структурировать знания;
  • выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, схемы, символы, формулы).

8.

Функция у = х2.  

(9 час.)

  • Вычислять значения функций у = х2 и у = - х2, составлять таблицы значений функции;
  • Строить графики функций у = х2 и у = - х2 и кусочных функций, описывать их  свойства на основе графических представлений.
  • Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково-символических действий.
  • Строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии.
  • выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
  • выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, схемы, символы, формулы);
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работ по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно
  • работать  с информацией, в том числе и с различными математическими текстами.

9.

Элементы описательной статистики  

(4 час.)

  • Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм.
  • Приводить примеры числовых данных, находить среднее арифметическое, моду числовых наборов.
  • структурировать знания. Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);
  • уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
  • с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • уметь использовать математические знания для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;
  • уметь использовать доказательную математическую речь;
  • уметь  работать с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;
  • уметь использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.

10.

Обобщающее повторение  

(7 час.)

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать  их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • использовать  доказательную математическую речь;
  • работать с информацией, в том числе и с различными математическими текстами;
  • уметь использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений;
  • уметь самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяют общие цели, договариваются друг с другом и т.д.);
  • отстаивать свою точку зрения, приводить  аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвигать контраргументы;
  • выделять и формулировать познавательную цель. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;
  • уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ

1. Начала геометрии

История возникновения и развития геометрии. Основные геометрические фигуры и их свойства. Взаимное расположение точек на прямой.

Отрезок и луч. Равенство отрезков. Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число. Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.

Полуплоскость и угол. Виды углов: прямой угол, острые и тупые углы, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы. Равенство углов. Биссектриса угла. Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Теорема о равенстве вертикальных углов. Перпендикулярные прямые. Измерение величин углов. Исторические сведения об измерении углов.

Ломаные. Виды ломаных. Длина ломаной. Многоугольники. Элементы многоугольника. Периметр многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

2. Треугольники

Треугольники. Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние. Медиана, биссектриса и высота треугольника.

Равенство треугольников. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренные треугольники и их свойства. Признак равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Соотношения между сторонами треугольника.

Прямоугольные треугольники. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная и их свойства.

3. Окружность и геометрические места точек

Понятия окружности и круга. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Взаимное расположение двух окружностей.

Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости. Построения с помощью циркуля и линейки. Примеры задач на построение.

4*. Кривые и графы (для дополнительного изучения)

Парабола и её свойства. Касательная к параболе. Построение параболы и касательных к ней.

Эллипс и его свойства. Касательная к эллипсу. Построение эллипса и касательных к нему.

Гипербола и её свойства. Касательная к гиперболе. Построение гиперболы и касательных к ней.

Графы и их элементы: вершины, рёбра.

Задачи, приводящие к понятию графа. Задача Эйлера о кёнигсбергских мостах.

Уникурсальные графы и их свойства. Теорема Эйлера о числе вершин, рёбер и граней плоского графа.

Задача о трех домиках и трех колодцах. Проблема четырёх красок.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

1. Начала геометрии (20 ч)

История возникновения и развития геометрии. Основные геометрические фигуры и их свойства. Взаимное расположение точек на прямой.

Отрезок и луч. Равенство отрезков. Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число. Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.

Полуплоскость и угол. Виды углов: прямой угол, острые и тупые углы, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы. Равенство углов. Биссектриса угла. Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Теорема о равенстве вертикальных углов. Перпендикулярные прямые. Измерение величин углов. Исторические сведения об измерении углов.

Ломаные. Виды ломаных. Длина ломаной. Многоугольники. Элементы многоугольника. Периметр многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

Приводить исторические сведения о возникновении и развитии геометрии.

Изображать точки и прямые на плоскости.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия: отрезка, равенства отрезков, длины отрезка. Производить операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число.

Измерять длину отрезка с помощью линейки.

Решать задачи на нахождение длины отрезка.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия: луча, угла, равенства углов. Различать виды углов. Производить операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число.

Измерять величину угла с помощью транспортира. Решать задачи на нахождение величины угла.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия ломаной и многоугольника. Распознавать и приводить примеры ломаных и многоугольников. Решать задачи на нахождение длины ломаной и периметра многоугольника.

2. Треугольники (26 ч)

Треугольники. Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние. Медиана, биссектриса и высота треугольника.

Равенство треугольников. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренные треугольники и их свойства. Признак равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Соотношения между сторонами треугольника.

Прямоугольные треугольники. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная и их свойства.

Формулировать определения: треугольника, равенства треугольников, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Различать виды треугольников.

Формулировать признаки равенства треугольников, применять их при решении задач.

Устанавливать соотношения между сторонами и углами треугольника, применять их при решении задач.

Формулировать определения перпендикуляра и наклонной. Использовать соотношение между ними при решении задач.  

3. Окружность и геометрические места точек (16 ч)

Понятия окружности и круга. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Взаимное расположение двух окружностей.

Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости. Построения с помощью циркуля и линейки. Примеры задач на построение.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия окружности, круга и их элементов.

Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Приводить примеры геометрических мест точек.

Решать задачи на нахождение геометрических мест точек.

Решать задачи на построение с с помощью циркуля и линейки.

Итоговое повторение (6 ч)

Планируемый уровень подготовки выпускников 7 класса по алгебре на конец учебного года

 Данной программой предусмотрено, что в процессе изучения обучающиеся овладеют системой математических знаний и умений и будут:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • определение степени с натуральным показателем, свойства степеней;
  • определение одночлена, его стандартный вид;
  • определение многочлена, его стандартный вид;
  • формулы сокращенного умножения;
  • основные функциональные понятия и графики функций у = kx + b,  y = kx;
  • определение, свойства, график функции y=x2, понятие о непрерывных и разрывных функциях, функциональную символику;
  • основные способы решения  систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки, метод алгебраического сложения, графический метод.

уметь

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • решать линейные, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • применять формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители, комбинировать различные приемы;
  • сокращать алгебраические дроби;
  • выполнять сложение, вычитание, умножение, возведение в натуральную степень, деление одночлена на одночлен.
  • выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
  • выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многочленов.
  • строить и читать графики линейной функции, находить наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке.
  • находить наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке,
  • строить и читать график функции y=x2, «кусочных» функций, решать уравнения графическим способом.
  • решать системы линейных уравнений с двумя переменными
  • применять решение систем линейных уравнений при решении текстовых задач.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ в 7 КЛАССЕ

В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен знать / понимать:

  • существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.

В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен уметь:

  • Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
  • Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
  • Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
  • Вычислять значение геометрических величин: длин и углов.
  • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Контрольных работ – 6

Итоговый зачет в форме теста.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы.

В программу внесены изменения: после контрольной работы проводится анализ контрольной работы, количество часов, отведённых на главу,  не изменено.

Программа используется без изменений её содержания.

Уровень обучения – базовый.

    Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Дата

план

факт

Повторение курса 5-6 классов  (3 часа)

1

Повт. темы «Действия с обыкн. и десят дробями»

2

Повт. темы «Проценты. Пропорции».

3

Решение задач с помощью уравнений.

Математический язык. Математическая модель ( 12 час.)

4

Числовые и алгебраические выражения

5

Числовые и алгебраические выражения

6

Что такое математический язык

7

Что такое математический язык

8

Что такое математическая модель

9

Что такое математическая модель

10

Линейное уравнение с одной переменной

11

Линейное уравнение с одной переменной

12

Линейное уравнение с одной переменной

13

Координатная прямая

14

Координатная прямая

15

Контрольная работа №1по теме «Математический язык. Математическая модель».

16

Анализ контрольной работы. Координатная плоскость

17

Координатная плоскость

18

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

19

Линейное уравнение с двумя переменными и его график

20

Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Практическая работа по построению графиков функций

21

Линейная функция и её график

22

Линейная функция и её график

23

Линейная функция и её график

24

Прямая пропорциональность и её график

25

Взаимное расположение графиков линейных функций

26

Контрольная работа № 2 по теме: «Линейная функция»

Основные геометрические фигуры (19 часов)

27

Вводная беседа

28

Основные геометрические фигуры и их свойства

29

Взаимное расположение точек на прямой.

30

Отрезок и луч.

31

Равенство отрезков.

32

Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число.

33

Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.

34

Решение задач по теме «Измерение длины отрезка» Самостоятельная работа

35

Полуплоскость и угол. Смежные и вертикальные углы.

36

Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Равенство углов.

37

Теорема о равенстве вертикальных углов.

38

Перпендикулярные прямые.

39

Измерение величин углов.

40

Исторические сведения об измерении углов.

41

Решение задач по теме «Измерение величин углов». Самостоятельная работа

42

Ломаные и многоугольники. Виды ломаных. Длина ломаной.

43

Элементы многоугольника. Периметр многоугольника.

44

Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

45

Контрольная работа № 1 по теме «Основные геометрические фигуры»

Система двух линейных уравнений с двумя переменными            12ч

46

Основные понятия

47

Основные понятия

48

Метод подстановки

49

Метод подстановки

50

Метод подстановки

51

Метод алгебраического сложения

52

Метод алгебраического сложения

53

Метод алгебраического сложения

54

Метод алгебраического сложения. Зачёт по теме «Методы решения систем уравнений»

55

Системы двух линейных ур-ний с двумя переменными как матем. модели реальных ситуаций

56

Системы двух линейных ур-ний с двумя переменными как матем. модели реальных ситуаций

57

Контрольная работа № 3 по теме: «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»

Треугольники (16 часов)

58

Анализ контрольной работы. Треугольники.

59

Медиана, биссектриса и высота треугольника. Равенство треугольников.

60

Первый признак равенства треугольников.

61

Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»

62

Самостоятельная работа по теме «Первый признак равенства треугольников»

63

Второй признак равенства треугольников

64

Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников»

65

Решение задач по теме «Первый и второй признак равенства треугольников»

66

Равнобедренные треугольники и их свойства.

67

Признак равнобедренного треугольника.

68

Решение задач по теме «Равнобедренные треугольники»

69

Третий признак равенства треугольников.

70

Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников» Самостоятельная работа

71

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»

72

Контрольная работа  №2 по теме     «Треугольники »

73

Анализ контрольной работы. Внешний угол треугольника

Степень с натуральным показателем и его свойства   6ч.

74

Что такое степень с натуральным показателем

75

Таблицы основных степеней

76

Свойства степени с натуральными показателями

77

Свойства степени с натуральным показателем

78

Умножение и деление степеней с одинаковым показателем

79

Степень с нулевым показателем

Треугольники (5 часов)

80

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

81

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

82

Соотношения между сторонами треугольника.

83

Неравенство треугольника.

84

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами треугольника»

Одночлены. Арифметические операции над одночленами.     8 ч

85

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена

86

Сложение и вычитание одночленов

87

Сложение и вычитание одночленов

88

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.

89

Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.

90

Деление одночлена на одночлен

91

Деление одночлена на одночлен

92

Контрольная работа №5 по теме: «Одночлены. Арифметические операции над одночленами»

Многочлены. Арифметические операции над многочленами.    15 ч

93

Многочлены.  Основные понятия.

94

Сложение и вычитание многочленов

95

Сложение и вычитание многочленов

96

Умножение многочлена на одночлен

97

Умножение многочлена на одночлен

98

Умножение многочлена на многочлен

99

Умножение многочлена на многочлен

100

Умножение многочлена на многочлен. Зачёт по теме «Арифметические операции над многочленами»

101

Формулы сокращенного  умножения. Квадрат суммы (разности)

102

Формулы сокращенного  умножения. Разность квадратов.

103

Формулы сокращенного  умножения. Разность и сумма кубов

104

Формулы сокращенного  умножения. Полный и неполный квадрат.

105

Зачёт по теме «Формулы сокращенного  умножения»

106

Деление многочлена на одночлен

107

Контрольная работа № 7 по теме: «Многочлены и  операции над  ними»

Треугольники (6 часов)

108

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

109

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Самостоятельная работа

110

Перпендикуляр и наклонная

111

Задача Архимеда

112

Решение задач по теме «Перпендикуляр и наклонная»

113

Контрольная работа  №3 по теме  «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Разложение  многочлена на множители.    18 ч.

114

Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно

115

Вынесение общего множителя за скобки

116

Вынесение общего множителя за скобки

117

Способ группировки

118

Способ группировки

119

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

120

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

121

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

122

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

123

Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения

124

Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приёмов

125

Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приёмов

126

Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приёмов

127

Сокращение  алгебраических дробей

128

Сокращение  алгебраических дробей

129

Сокращение  алгебраических дробей

130

Тождества

131

Контрольная работа № 9 по теме: «Разложение  многочлена на множители»

Окружность и круг (9 часов)

132

Анализ контрольной работы. Понятия окружности, круга.

133

Элементы окружности и круга.

134

Взаимное расположение прямой и окружности.

135

Касательная к окружности

136

Решение задач по теме «Взаимное расположение прямой и окружности»

137

Взаимное расположение двух окружностей

138

Решение задач по теме «Взаимное расположение двух окружностей» Самостоятельная работа

139

Решение задач по теме «Окружность и круг»

140

Контрольная работа  №4 по теме «Окружность и круг»  

Геометрические места точек и задачи на построение (7часов)

141

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Понятие о геометрическом месте точек.

142

Серединный перпендикуляр.

143

Решение задач по теме «Геометрические места точек»

144

Построения циркулем и линейкой

145

Решение задач на построение. Самостоятельная работа

146

Задачи на построение циркулем и линейкой

147

Контрольная работа  № 5 по теме   «Геометрические места точек и задачи на построение»

Итоговое повторение (6 часов)

148

Анализ контрольной работы. Измерение отрезков и углов.

149

Признаки равенства треугольников.

150

Равнобедренный треугольник

151

Соотношения между сторонами и углами треугольника

152

Задачи на построение помощью циркуля и линейки.

153

Итоговый урок по геометрии

Функция у=х2      6ч.

154

Функция у=х2 и её график

155

Практ. работа по теме «Построе-ние графиков функций вида у=х2»

156

Графическое решение уравнений

157

Что означает в математике запись у=f(x)

158

Что означает в математике запись у=f(x). Построение кусочно- заданных функций.

159

Контрольная работа № 10 по теме: «Функция у=х2»

Элементы комбинаторики и теории вероятностей 4 ч

160

Различные комбинации из трех элементов.

161

Таблица вариантов и правило произведения.

162

Подсчет вариантов с помощью графов.

163

Решение задач по теме «Элементы комбинаторики»

Обобщающее повторение     7 час.

164

Степень с натуральным показателем и её свойства

165

Разложение многочлена на множители

166

Итоговая контрольная работа

167

Линейная функция

168

Функция у=х2

169

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

170

Итоговый урок по программе алгебры 7 класса

                                                                      Учебно-методическое  и материально – техническое обеспечение

Список литературы для учителя:

  1. Мордкович А.Г. «Алгебра-7» часть 1 , учебник – М.: Мнемозина, 2014
  2. Мордкович А.Г. «Алгебра-7» часть 2, задачник – М.: Мнемозина, 2014
  3. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов «Геометрия 7-9» - М.: Мнемозина, 2013

Литература для учеников:

  1. Мордкович А.Г. «Алгебра-7» часть 1 , учебник – М.: Мнемозина, 2007
  2. Мордкович А.Г. «Алгебра-7» часть 2, задачник – М.: Мнемозина, 2007
  3. И.М. Смирнова, В.А. Смирнов «Геометрия 7-9» - М.: Мнемозина, 2013

Интернет-ресурсы.

В работе используются презентации, взятые с образовательных сайтов:

                http://urokimatematiki.ru

http://intergu.ru/   

http://www.openclass.ru/

http://festival.1september.ru/articles/subjects/1 

http://www.uchportal.ru/load/23

http://easyen.ru/ 

http://karmanform.ucoz.ru 

http://polyakova.ucoz.ru/

http://le-savchen.ucoz.ru/

Приложение.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ по геометрии в 7 классе.

Контрольная работа № 1

Вариант 1

        1. На отрезке CD длиной 24 см отмечена точка H. Известно, что отрезок CH в три раза длиннее отрезка DH. Найдите длины отрезков CH и DH.

        2. Сумма двух углов, образованных при пересечении двух прямых, равна 60°. Определите все углы, образованные при пересечении данных прямых.

        3. Найдите число сторон выпуклого многоугольника, у которого 9 диагоналей.

        4*. Сколько диагоналей можно провести из одной вершины выпуклого n-угольника.

Вариант 2

1. На отрезке EF взята точка L. Найдите длины отрезков EL и FL, если отрезок EL на 6 см короче отрезка FL и длина отрезка EF равна 36 см.

2. Сумма трех углов, которые образуются при пересечении двух прямых, равна 300°. Определите все углы, образованные при пересечении данных прямых.

3. Найдите число сторон выпуклого многоугольника, у которого 14 диагоналей.

4*. На сколько треугольников разбивается выпуклый n-угольник диагоналями, проведенными из одной его вершины?

Контрольная работа № 2

Вариант 1

1. В четырехугольнике ABCD AB=CD, BC=AD. Докажите, что A=C и B=D.

        2. Периметр равнобедренного треугольника равен 58 см. Основание на 14 см меньше боковой стороны. Найдите стороны данного треугольника.

        3. От вершины M равнобедренного треугольника KLM (MK=ML) отложены равные отрезки: MN на стороне MK и MH на стороне ML. Докажите, что MKH =MLN.

        4*. У четырехугольников ABCD и A1B1C1D1 равны соответствующие стороны: AB=A1B1, BC=B1C1, CD=C1D1, AD=A1D1. Будут ли равны данные четырехугольники? Почему?

Вариант 2

        1. Докажите, что в равных треугольниках ABC и A1B1C1 медианы, проведенные к равным сторонам, равны.

        2. Найдите стороны равнобедренного треугольника, если его периметр равен 96 см, и основание относится к боковой стороне как 2:3.

        3. Дан равнобедренный треугольник EFG. От вершины G отложены на боковых сторонах GE и GF соответственно равные отрезки GM и GN . Докажите, что NEF =MFE.

        4*. У четырехугольников ABCD и A1B1C1D1  B=B1, D=D1, AB=A1B1, BC=B1C1, CD=C1D1 и AD=A1D1. Верно ли утверждение о том, что данные четырехугольники равны? Есть ли в задаче лишние условия? 

Контрольная работа № 3

Вариант 1

1. Может ли внешний угол при основании равнобедренного треугольника быть тупым? Почему?

        2. В треугольнике HOP HO=7 см, HP=13 см, PO=9 см. Сравните углы данного треугольника.

        3. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 5 см, а другая – 11 см. Какая из них является основанием? Ответ обоснуйте.

        4. При каком условии сумма проекций двух сторон треугольника на прямую, определяемую его третьей стороной, больше этой третьей стороны?

        5*. Докажите, что в треугольнике медиана, проведенная к одной из его сторон, меньше полусуммы двух других сторон.

Вариант 2

        1. Может ли внешний угол при основании равнобедренного треугольника быть острым? Почему?

        2. Дан треугольник KMN, в котором KM=10 см, MN=10 см и KN=15 см. Сравните углы данного треугольника.

        3. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 20 см, а другая – 9 см. Какая из них является боковой стороной? Ответ обоснуйте.

        4. Каким должен быть треугольник, чтобы проекция одной его стороны на прямую, определяемую другой его стороной, была бы больше этой второй стороны?

        5*. В треугольнике ABC на стороне BC взята точка D, которая соединена с вершиной A. Докажите, что периметр треугольника ABC больше периметра треугольника ADC

Контрольная работа № 4

Вариант 1

        1. Каково взаимное расположение прямой и окружности радиуса 5 см, если расстояние от центра окружности до прямой равно: а) 3 см; б) 5 см; в) 11 см?

        2. Как расположены относительно друг друга две окружности, если расстояние между их центрами равно: а)  18 см, а радиусы равны 3 см и 12 см; б) 20 см, а диаметры равны 14 см и 42 см?

        3. Две окружности касаются внешним образом. Радиус одной окружности на 3 см меньше радиуса другой окружности. Найдите диаметры окружностей, если расстояние между их центрами равно 11 см.

4. Найдите радиусы двух концентрических окружностей, если известно, что диаметр большей окружности делится меньшей окружностью на три части, равные 7 см, 11 см и 7 см.

5*. Стороны углы касаются данной окружности. Какую линию опишет вершина этого угла, если, не изменяя своей величины, угол изменяет положение так, что стороны касаются данной окружности?

Вариант 2

1. Запишите условие того, что прямая и окружность радиуса 5 см: а) не пересекаются; б) пересекаются: в) касаются.

2. Как расположены относительно друг друга две окружности, если расстояние между их центрами равно: а)  15 см, а радиусы равны 9 см и 7 см; б) 8 см, а диаметры равны 20 см и 2 см?

        3. Две окружности касаются внутренним образом.  Радиус одной окружности в три раза больше радиуса другой. Найдите диаметры окружностей, если расстояние между их центрами равно 6 см.

        4. Радиусы двух концентрических окружностей, относятся как 3:7. Найдите радиусы этих окружностей, если ширина кольца, образованного ими, равна 16 см.

        5*. Отрезок данной длины движется таким образом, что его концы перемещаются по сторонам прямого  угла. Какую линию описывает при этом середина данного отрезка?

Контрольная работа № 5

Вариант 1

1. Найдите геометрическое место точек, удаленных от данной точки на 5 см.

        2. В данном треугольнике постройте медиану.

        3. Постройте прямоугольный треугольник по катету и прилежащему острому углу.

        4. Постройте равнобедренный треугольник KLM (MK=ML) по высоте MH углу M.

        5*. С помощью равностороннего вырезанного картонного треугольника и линейки без делений постройте биссектрису данного угла.

Вариант 2

        1. Найдите геометрическое место внутренних точек данного угла, одинаково удаленных от его сторон.

        2. В данном треугольнике постройте высоту.

        3. Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету.

        4. Постройте равнобедренный треугольник EFG  по основанию EG и углу E.

5*. С помощью равностороннего вырезанного картонного треугольника и линейки без делений постройте перпендикуляр к данной прямой, проходящий через данную точку, принадлежащую данной прямой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 7 класс Мордкович, Атанасян

Рабочая программа по математике 7 класс Мордкович, Атанасян 5 часов в неделю...

Рабочая программа по математике 9 класс Мордкович, Смирновы

Рабочая программа по математике 9 класс Мордкович, Смирновы, 5 часов в неделю...

рабочая программа по математике 8 класс. Мордкович А. Г.

рабочая программа по математике 8 класс. Мордкович А. Г. , (алгебра), Атанасян Л. С. (геометрия)....

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа по математике 5 класс, Мордкович

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа по математике 5 класс, Мордкович...

Рабочая программа по математике 10 класс (Мордкович А.Г., Атанасян Л.С)

Рабочая программа по математике (базовый уровень) 10 класс. Предметная линия: Мордкович А.Г., Атанасян Л.С....

Рабочая программа по математике 7 класс Мордкович, Атанасян (5 часов в неделю)

Программа разработана  на основе примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы Мордковича А.Г.,Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алге...

Рабочая программа по математике 10 класс Мордкович 102 часа Атанасян 68 часов

Рабочая программа по математике для 10 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с положением о рабочей программе МБОУ "Гимназия №2" и содержит пояснительную записку, содержание, календарно -...