Математическая игра "Звездный путь" для учащихся 5 класса
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Стрельцова Нина Николаевна

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса используемое при проведении недели математики в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnyy_put_5_kl.docx145.64 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая игра «Звездный путь»

                                         (для учащихся 5 классов)

Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

                                                      Ход мероприятия

Правила игры: класс делится на три команды (можно по рядам, либо жеребьёвкой), выбирается капитан в каждой команде. В игре несколько туров, выигрывает команда набравшая большее количество жетонов - звездочек (каждая команда выкладывает из звездочек линию, выигрывает команда, у которой длиннее окажется линия из звезд) даются жетоны за правильные ответы в каждом туре.

Вступительное слово учителя:

Ведь, если звезды зажигают --
значит -- это кому-нибудь нужно?
Значит -- кто-то хочет, чтобы они были?

Да, нужно! Да, мы хотим, чтобы звездочки были! Ведь достать с неба звезду – значит поверить в себя, и тогда все желания исполнятся. В душе каждого из вас горит звёздочка вдохновения, которая согревает, манит к далёким горизонтам, заставляя раскрывать в себе новые таланты…  

У нас каждая команда состоит из маленьких звезд и сейчас у них получится свой «млечный путь». Млечный Путь - грандиозное скопление звезд. Если посмотреть на него в  телескоп, то становится ясно, что он состоит из множества слабых звезд, сливающихся в одно целое для невооруженного глаза. Что же представляет из себя, Млечный Путь наших пятиклассников на просторах нашего школьного небосвода? Сегодня мы это увидим.

Напутствие от жюри:

Порой задача не решается,

Но это, в общем, не беда.

Ведь солнце все же улыбается,

Не унывая никогда.

Чтобы легче всем жилось,

Чтоб решалось, чтоб моглось,

Улыбнись, удача, всем,

Чтобы не было проблем.

Друзья тебе всегда помогут,

Они с тобой, ты не один.

Поверь в себя – и ты все сможешь,

Иди вперед – и победишь.

I. ТУР – «Блиц – опрос»

 (Капитаны команд достают бочонки с номерами вопросов, члены команды по порядку отвечают. Времени на обдумывание ответа нет. Если не знают ответа, отвечает команда первой поднявшая руку.)

Вопросы для «Блиц - опроса».

      1. Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром? /Радиус/

  1. Два созвездия, по форме напоминающие ковш? /Большая Медведица и Малая Медведица./
  2. Цифровая оценка успехов? /Балл./
  3. Прямоугольник, у которого все стороны равны? /Квадрат/
  4. Результат сложения? /Сумма/
  5. Сколько цифр вы знаете? /Десять/
  6. Наименьшее трехзначное число. /Сто/
  7. Сколько сантиметров в метре? /Сто/
  8. Сколько секунд в минуте? /Шестьдесят/
  9. Результат деления? /Частное/
  10. Сколько лет в одном веке? /Сто/
  11. Сколько нулей в записи числа миллион? /Шесть/
  12. Когда произведение равно нулю? /Когда хотя бы один из множителей равен нулю/
  13. Результат вычитания? /Разность/
  14. На какое число нельзя делить? /На нуль/
  15. Наибольшее двузначное число? /99/
  16. Прибор для построения окружности? /Циркуль/
  17. Сколько граммов в килограмме? /Тысяча/
  18. Сколько минут в часе? /Шестьдесят/
  19. Сколько часов в сутках? /Двадцать четыре/
  20. Результат умножения? /Произведение/
  21. Сколько дней в году? / 365 или 366 /
  22. Наименьшее натуральное число? / один /
  23. Сколько нулей в записи числа миллиард? /Девять/
  24. Когда частное равно нулю? /Когда делимое равно нулю/
  25. Число из которого вычитают? /Уменьшаемое/
  26. Как иначе называют секцию в школе? /Кружок/
  27. Что появляется под глазами очень усталого человека? /Круги/
  28. Что легче: один кг ваты или один кг железа? /Одинаково/
  29. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
  30. На что похожа половина яблока? /На вторую половину яблока/
  31. Соперник нолика? /Крестик/
  32. В какую геометрическую фигуру часто попадают дети не желающие учиться? /В угол/
  33. Если съесть одну сливу, то что останется? /Косточка/
  34. Что длиннее: 1 км шоссе или 1000 м тропинки? /Одинаково/
  35. Знак для записи числа? /Цифра/
  36. Количество музыкантов в квартете? /Четыре/
  37. Сколько козлят было у многодетной козы в сказке? /Семеро/
  38. Равенство, содержащее неизвестное? /Уравнение/
  39. Сколько горошин может войти в пустой стакан? /Нисколько, горошины не ходят/
  40. Сумма длин всех сторон многоугольника? / Периметр /
  41. Какое число делится на все числа без остатка? /Нуль/

II ТУР - « Найди недостающую фигуру»

(Капитаны команд выбирают конверт с заданием, на выполнение задания отводится две минуты.) Задание : « Необходимо найти закономерность в расположении фигур и сказать, какая из шести пронумерованных фигур подходит для пустого квадрата?»

Конверт 1 – Роботы: В каждом ряду и в каждом столбце имеется по три формы уха, носа, глаза и один, два или три волоса. Каждая форма встречается только один раз в каждом ряду и подходящая комбинация дает отсутствующий профиль. / фигура № 2 /

     

 

Конверт 2 – Люди: В каждом ряду и в каждом столбце имеется три типа лиц (круглые, квадратные и треугольные), носы – черные, белые и в крапинку, глаза – белые, черные или один белый, другой черный, а также – один, два или три волоса. / фигура № 3 /

Конверт 3 – Коты: Есть три типа головы, туловища и хвоста, а также один, два и три уса. Каждый тип появляется только один раз в каждом ряду и столбце. / фигура № 4 /

III ТУР - « Совет мудрецов»

Задание: Незнайка начертил три прямые. На каждой он отметил три точки. Всего Незнайка отметил шесть точек. Как он это сделал? На решение этой задачи дается пять минут.

Ответ: /Незнайка начертил три попарно пересекающиеся прямые, отметил точки пересечения и ещё по одной точке на каждой прямой. Получилось шесть точек. /

I V ТУР - « Черный ящик»

Командам необходимо ответить на вопрос «Что лежит в черном ящике?»

  1. Оно может быть глазным, являться предметом раздора или быть румяным. Оно считается греховным и его первым попробовала Ева. Оно же подтолкнуло Ньютона к великому открытию.

/ Белым цветет,

Зеленым висит,

Красным падает./

Что лежит в черном ящике ?

/ Яблоко /

  1. Этому предмету около трех тысячелетий. Самому старому из дошедших до нас, железному, 2 тысячи лет. Его нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Много, бронзовых, покоилось под пеплом, засыпавшим греческий город Помпеи. Стальной, археологии нашли при раскопках в Новгороде. Этим инструментом наносили узор из мелких правильных кружков, который очень любили в древности на Руси. За века его конструкция мало изменилась. А ещё без него не построишь бревенчатую избу. Этим словом названо маленькое созвездие южного полушария к западу от «Наугольника» и «Южного треугольника», рядом с α-Центавра. К сожалению, на территории России это созвездие не наблюдается. Что лежит в черном ящике ?

/ Циркуль. /

3. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами – катапультами ( в которых использовался этот предмет). Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. Одна из исторических легенд, связанная с этим изобретением , гласит, что Архимеду удалось с помощью него на глазах многотысячной толпы снять с мели огромную галеру, со всем находившемся на ней грузом и экипажем. В черном ящике лежит этот предмет, который и поныне используется в быту. Что лежит в черном ящике ?

/Винт Архимеда, используется в мясорубке. /

V ТУР – «Фокус с лентой Мёбиуса».

Приветствуем! У нас в гостях маг и чародей.

Возьмем бумажную полоску с параллельными краями и соединим её концы друг с другом, предварительно повернув полоску на  180°. Мы получим фигуру, которая называется лентой Мебиуса. ( в честь Мёбиуса который первый занялся такой фигурой.)

А теперь мне нужен помощник из зала.

Мы покрасим эту ленту, например, в красный цвет,  и начнем работать кисточкой с какого – либо места.            И, в конце – концов, мы вернулись к исходному месту, выкрасив всю поверхность: стало быть……………..Она имеет только одну сторону.

1. Теперь лист Мебиуса разрежем по всей длине в середине параллельно краю.

Как вы думаете , что получится, если таким образом разрезать лист Мебиуса?

/ Мы получили не два куска, как ожидалось, а один связанный лист, он отличается от своего прообраза тем, что закручен уже на /

2. Разрежем еще раз. Что получится? / На сей раз, лента распадается на две отдельные ленты,

закрученные узлом друг с другом , при этом получится два кольца. Одно сцепленное с другим/

3. Разрежем еще раз. Что получится?

V I ТУР - « А, ВАМ, СЛАБО ?»

Задание: Не отрывая карандаша от бумаги и не проводя по одной линии дважды, обведите следующие фигурки.

Рис. 1                                                   Рис. 2

/ Если не смогли выполнить это задание, то оно идет на дом. /

Подводятся итоги. Награждаются победители.

Рефлексия.

- Так, для чего нужны звезды и звездочки, на нашем ученическом небосклоне?

Литература.

Кордина Н. Е. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения 5 класс. –                Волгоград : Учитель, 2008 -11 с.

Гаврилова Т. Д. Занимательная математика 5 – 11 классы (Как сделать уроки нескучными) - Волгоград : Учитель, 2008 – 95 с.

Иченская М. А. Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа по математике в 5 – 11 классах. - Волгоград : Учитель, 2008 – 107 с.

Лепехина Т. А.  Математическое ассорти. 5 – 11 классы: сценарии вечеров, праздников,  конкурсов. - Волгоград : Учитель, 2009. – 109 с.

Игнатьев Е. И.  Математическая смекалка. Занимательные задачи, игр, фокусы, парадоксы. – М.: Омега, 1994. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры для учащихся 5-6 классов

Математические игры, используемые на уроках и во внеурочной деятельности....

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Внеклассное занятие по математике Математическая викторина для учащихся 7 класса школы 8 вида "Своя игра"

Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели в 7-х классах. В данном учебном материале представлен конспект внеклассного занятия и презентация к нему....

Внеклассное мероприятие "Математически ринг" для учащихся 5-6 классов

Материал содержит план-конспект и презентацию....

Летний математический календарь для учащихся, окончивших 7 класс

№8 (718) математика 2011Летний математический календарь — это летнее задание, рассчитанное на ежедневное занятие математикой во время каникул. Он предназначен только для желающих учащихся, необязатель...

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" для учащихся 5 классов

Математическая игра "Путешествие по математическим станциям" содержит увлекательные задания на каждом этапе игры. Вы остановитесь на станциях: "Разминочная", "Вычислительная", "Кроссвордная", "Историч...

Математическая игра для учащихся 6-7 классов "Математическая регата"

Уважаемые коллеги.Предлагаю Вашему вниманию презентацию к игре "Математическая регата". Данная игра может быть проведена для учеников 6-7 классов в рамках декады математики. В игре принимают участие 3...