Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
рабочая программа (5 класс) по теме
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей
физико-математического цикла Зам. директора по УВР Директор школы
_____________Бурякова В.Н. ______________ Золотухина Т.А. __________Васильева Н.Г.
«___»_______________2010г. «___»_____________2010г. «___»____________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математического кружка «Эрудит»
учащихся 5 класса
МОУ Малоибряйкинской основной
общеобразовательной школы
на 2010-2011 учебный год
Учитель: Бурякова В.Н.
Пояснительная записка.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка “Эрудит” (60ч).
Большая роль при изучении математики 5 класса отводится решению текстовых задач, работе с натуральными числами и десятичными дробями, геометрическому материалу. Исходя из этого, на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, рассматриваются задачи на разрезание.
Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в математической игре-конкурсе “Кенгуру”.
Кроме того, учащиеся 5 класса в 2010-2011 учебном году обучаются дистанционно в Новосибирском центре продуктивного обучения. Годовой курс обучения рассчитан на 30 часов. Для изучения выбран первый блок, содержащий следующие темы:
- Основы теории множеств;
- Логика;
- Основы комбинаторики;
- Некоторые вопросы теории графов;
- Основы теории вероятностей.
В каникулярное время предметный кружок не проводится.
Методы
Методы, используемые во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не только содержанием, сколько формой. Кроме традиционных методов: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, большое место занимают дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. Причем это не только дидактические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики. Использование вышеперечисленных методов в непринужденной обстановке создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, олимпиады.
Цель кружка:
Создать условия для развития интереса учащихся к математике.
Задачи кружка:
- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;
- развить комбинаторные способности учащихся;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Ожидаемые результаты:
- формирование интереса к творческому процессу;
- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
- успешное выступление учащихся на олимпиадах.
Содержание программы кружковых занятий
включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.
Месяц | № занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Обратная связь |
сентябрь | Занятие 1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы | 1 | ||
Занятие 2 | Арифметические ребусы | 1 | Подготовить арифметический ребус | ||
Занятие 3 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |||
октябрь | Занятие 4 | Проведение школьного этапа олимпиады по математике. | 1 | ||
Занятие 5 | Решение заданий школьного этапа олимпиады по математике. | 1 | |||
Занятие 6 | Геометрические упражнения со спичками | 1 | |||
Занятие 7- 11 | ДШ. Тема «Основы теории множеств» | 5 | Домашнее задание | ||
ноябрь | Занятие 12 | ДШ. Тема «Основы теории множеств» | 1 | Домашнее задание | |
Занятие 13 | Математические кроссворды. Математическая игра «Счастливый случай» | 1 | Составить и оформить кроссворд | ||
Занятие 14-15 | Разбор заданий заочной математической олимпиады «Авангард» | 2 | |||
Занятие 16-18 | ДШ. Тема «Логика» | 3 | Домашнее задание | ||
декабрь | Занятие 19-21 | ДШ. Тема «Логика» | 3 | Домашнее задание | |
Занятие 22-24 | Подготовка и проведение предметной недели «Математика» | 3 | Выпуск математической газеты, ребусов | ||
Занятие 25 | Как играть, чтобы выиграть | 1 | |||
Занятие 26 | Задачи на разрезание и перекраивание фигур | 1 | |||
январь | Занятие 27 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | ||
Занятие 28 | Геометрия и оптические иллюзии. | 1 | |||
Занятие 29 - 34 | ДШ. Тема «Основы комбинаторики» | 6 | Домашнее задание | ||
февраль | Занятие 35 | Задачи на переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах | 1 | ||
Занятие 36 | Математические загадки. Брейн-ринг «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | Красочно оформить математические загадки | ||
Занятие 37 - 41 | ДШ. Тема «Некоторые вопросы теории графов» | 5 | Домашнее задание | ||
март | Занятие 42 | ДШ. Тема «Некоторые вопросы теории графов» | 1 | Домашнее задание | |
Занятие 43-46 | Разбор задач математической игры - конкурса «Кенгуру» за предыдущие годы. Участие в игре в 2011 году. | 4 | Сертификаты участников | ||
Занятие 47-48 | ДШ. Тема «Основы теории вероятностей» | 2 | Домашнее задание | ||
апрель | Занятие 49 - 52 | ДШ. Тема «Основы теории вероятностей» | 4 | Домашнее задание | |
Занятие 53 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |||
Занятие 54 | Интересные приемы устных вычислений. | 1 | |||
май | Занятие 55 | Занимательные задачи на проценты | 1 | ||
Занятие 56 - 58 | ДШ. Дистанционная олимпиада | 3 | Получение сертификатов об обучении в ДШ | ||
Занятие 59 - 60 | Итоговое занятие. Творческий отчет учащихся. | 2 | |||
Итого | 60 часов |
Используемая литература:
- Бабенко Е.Б. и др. «Школьный интеллектуальный марафон», Москва, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
- Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», Москва, Просвещение, 1971
- Братусь Т.А. и др. «Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2008
- Васильев Н.Б. и др. «Заочные математические олимпиады», Москва, Наука, 1981
- Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995
- Матвеев Н. «Принцесса науки», Москва, Молодая гвардия, 1979
- Нагибин Ф.Ф. «Математическая шкатулка», Москва, Учпедгиз, 1961
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984
- Подашов А.П. «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», Москва, Учпедгиз, 1962
- Пономарев С.А. и др. «Сборник упражнений по математике для 4-5 классов», Москва, Просвещение, 1971
- Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Ставрополь, Сервисшкола, 2005
- Халилов У.М., Насибуллина Д.Х. «Месячник математики в школе», Уфа, БИУУ, 1992
- Цехов М.М., Насибуллина Д.Х. «Сюрприз? Да, сюрприз!», Уфа, БИПКРО, 1994
- Шевкин А.В. «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов», Москва, Русское слово, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-274688-1381866638.jpg)
Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477644-1410091549.jpg)
Рабочая программа математического кружка "Подготовка к олимпиадам. 7 класс."
Рабочая программа математического кружка "Подготовка к олимпиадам. 7 класс." включает разделы "Пояснительная записка", "Методы работы с учащимися", "Формы организации занятий", "Содержание прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-34037-1359308389.jpg)
Программа математического кружка для учащихся 5-х классов «За страницами учебника математики»
Для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлят...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-948431-1505582698.jpg)
Рабочая программа математического кружка "За страницами учебника"для учащихся 6,7-х классов"
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе оп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-470551-1408440920.jpg)
Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС
Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396126-1391324510.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 6 класса
Аннотация к программе математического кружка 6 классаКурс направлен на формирование математического мышления учащихся, на понимание...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396126-1391324510.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 7 класса основного общего образования
Аннотация к программе математического кружка 7 классаНастоящая программа кружка по математике для учащихся 7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандар...