Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.
рабочая программа (5 класс) по теме
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей
физико-математического цикла Зам. директора по УВР Директор школы
_____________Бурякова В.Н. ______________ Золотухина Т.А. __________Васильева Н.Г.
«___»_______________2010г. «___»_____________2010г. «___»____________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математического кружка «Эрудит»
учащихся 5 класса
МОУ Малоибряйкинской основной
общеобразовательной школы
на 2010-2011 учебный год
Учитель: Бурякова В.Н.
Пояснительная записка.
Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка “Эрудит” (60ч).
Большая роль при изучении математики 5 класса отводится решению текстовых задач, работе с натуральными числами и десятичными дробями, геометрическому материалу. Исходя из этого, на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики, рассматриваются задачи на разрезание.
Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в олимпиадах, в математической игре-конкурсе “Кенгуру”.
Кроме того, учащиеся 5 класса в 2010-2011 учебном году обучаются дистанционно в Новосибирском центре продуктивного обучения. Годовой курс обучения рассчитан на 30 часов. Для изучения выбран первый блок, содержащий следующие темы:
- Основы теории множеств;
- Логика;
- Основы комбинаторики;
- Некоторые вопросы теории графов;
- Основы теории вероятностей.
В каникулярное время предметный кружок не проводится.
Методы
Методы, используемые во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не только содержанием, сколько формой. Кроме традиционных методов: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, большое место занимают дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. Причем это не только дидактические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики. Использование вышеперечисленных методов в непринужденной обстановке создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Формы организации.
Формы организации разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, олимпиады.
Цель кружка:
Создать условия для развития интереса учащихся к математике.
Задачи кружка:
- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;
- развить комбинаторные способности учащихся;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении олимпиадных задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
Ожидаемые результаты:
- формирование интереса к творческому процессу;
- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
- успешное выступление учащихся на олимпиадах.
Содержание программы кружковых занятий
включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.
Месяц | № занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Обратная связь |
сентябрь | Занятие 1 | Вводное занятие. Знакомство с планом работы | 1 | ||
Занятие 2 | Арифметические ребусы | 1 | Подготовить арифметический ребус | ||
Занятие 3 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |||
октябрь | Занятие 4 | Проведение школьного этапа олимпиады по математике. | 1 | ||
Занятие 5 | Решение заданий школьного этапа олимпиады по математике. | 1 | |||
Занятие 6 | Геометрические упражнения со спичками | 1 | |||
Занятие 7- 11 | ДШ. Тема «Основы теории множеств» | 5 | Домашнее задание | ||
ноябрь | Занятие 12 | ДШ. Тема «Основы теории множеств» | 1 | Домашнее задание | |
Занятие 13 | Математические кроссворды. Математическая игра «Счастливый случай» | 1 | Составить и оформить кроссворд | ||
Занятие 14-15 | Разбор заданий заочной математической олимпиады «Авангард» | 2 | |||
Занятие 16-18 | ДШ. Тема «Логика» | 3 | Домашнее задание | ||
декабрь | Занятие 19-21 | ДШ. Тема «Логика» | 3 | Домашнее задание | |
Занятие 22-24 | Подготовка и проведение предметной недели «Математика» | 3 | Выпуск математической газеты, ребусов | ||
Занятие 25 | Как играть, чтобы выиграть | 1 | |||
Занятие 26 | Задачи на разрезание и перекраивание фигур | 1 | |||
январь | Занятие 27 | Задачи, решаемые с конца. | 1 | ||
Занятие 28 | Геометрия и оптические иллюзии. | 1 | |||
Занятие 29 - 34 | ДШ. Тема «Основы комбинаторики» | 6 | Домашнее задание | ||
февраль | Занятие 35 | Задачи на переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах | 1 | ||
Занятие 36 | Математические загадки. Брейн-ринг «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | Красочно оформить математические загадки | ||
Занятие 37 - 41 | ДШ. Тема «Некоторые вопросы теории графов» | 5 | Домашнее задание | ||
март | Занятие 42 | ДШ. Тема «Некоторые вопросы теории графов» | 1 | Домашнее задание | |
Занятие 43-46 | Разбор задач математической игры - конкурса «Кенгуру» за предыдущие годы. Участие в игре в 2011 году. | 4 | Сертификаты участников | ||
Занятие 47-48 | ДШ. Тема «Основы теории вероятностей» | 2 | Домашнее задание | ||
апрель | Занятие 49 - 52 | ДШ. Тема «Основы теории вероятностей» | 4 | Домашнее задание | |
Занятие 53 | Решение олимпиадных задач. | 1 | |||
Занятие 54 | Интересные приемы устных вычислений. | 1 | |||
май | Занятие 55 | Занимательные задачи на проценты | 1 | ||
Занятие 56 - 58 | ДШ. Дистанционная олимпиада | 3 | Получение сертификатов об обучении в ДШ | ||
Занятие 59 - 60 | Итоговое занятие. Творческий отчет учащихся. | 2 | |||
Итого | 60 часов |
Используемая литература:
- Бабенко Е.Б. и др. «Школьный интеллектуальный марафон», Москва, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999
- Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», Москва, Просвещение, 1971
- Братусь Т.А. и др. «Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2008
- Васильев Н.Б. и др. «Заочные математические олимпиады», Москва, Наука, 1981
- Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995
- Матвеев Н. «Принцесса науки», Москва, Молодая гвардия, 1979
- Нагибин Ф.Ф. «Математическая шкатулка», Москва, Учпедгиз, 1961
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984
- Подашов А.П. «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», Москва, Учпедгиз, 1962
- Пономарев С.А. и др. «Сборник упражнений по математике для 4-5 классов», Москва, Просвещение, 1971
- Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Ставрополь, Сервисшкола, 2005
- Халилов У.М., Насибуллина Д.Х. «Месячник математики в школе», Уфа, БИУУ, 1992
- Цехов М.М., Насибуллина Д.Х. «Сюрприз? Да, сюрприз!», Уфа, БИПКРО, 1994
- Шевкин А.В. «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов», Москва, Русское слово, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...
Рабочая программа математического кружка "Подготовка к олимпиадам. 7 класс."
Рабочая программа математического кружка "Подготовка к олимпиадам. 7 класс." включает разделы "Пояснительная записка", "Методы работы с учащимися", "Формы организации занятий", "Содержание прогр...
Программа математического кружка для учащихся 5-х классов «За страницами учебника математики»
Для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлят...
Рабочая программа математического кружка "За страницами учебника"для учащихся 6,7-х классов"
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе оп...
Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС
Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 6 класса
Аннотация к программе математического кружка 6 классаКурс направлен на формирование математического мышления учащихся, на понимание...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 7 класса основного общего образования
Аннотация к программе математического кружка 7 классаНастоящая программа кружка по математике для учащихся 7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандар...