Программа математического кружка для учащихся 5-х классов «За страницами учебника математики»
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Харламова Екатерина Александровна

          Для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие. Зачастую возможностей урока бывает недостаточно, поэтому организация внеклассной работы позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, т.к. цель ее в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Для реализации целей и задач внеклассной работы по предмету разработана программа кружкового занятия по математике «За страницами учебника математики» в 5 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                               

Программа

математического кружка

для учащихся 5-х классов

«За страницами учебника математики»

Составитель: учитель математики ГБОУ СОШ № 1028

Харламова Екатерина Александровна

Москва

2012-2013 уч. год

  1. Пояснительная записка

           Математика является одной из важнейших наук на земле. Именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Путь к вершинам математики начинается в школе. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять удовольствие. Зачастую возможностей урока бывает недостаточно для этого, поэтому организация внеклассной работы позволяет не только углублять  знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации целей и задач внеклассной работы разработана программа кружкового занятия по математике «За страницами учебника математики» в 5 классах.

Программа направлена на воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебному процессу, формирование математического мышления. Реализуется в государственном бюджетном общеобразовательном  учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1028», г. Москвы.

Программа «За страницами учебника математики» для 5 класса основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер. Она расширяет понятия о натуральном числе и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. Основной акцент делается на тему «Решение задач».

При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, принимают участия в конкурсных программах.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся  пятых  классов. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Общее количество проводимых занятий – 34.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы  воспитание интереса учащихся к математике, развитие математического мышления и творческой активности воспитанников.

Образовательные задачи:

- углубление и расширение знаний учащихся по математике;

- привитие интереса учащимся к математике;

- активизировать познавательную деятельность;

- показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры личности;

- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

- воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • различные системы счисления;
  • приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
  • приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
  • различные системы мер;
  • приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать полученные знания при решении задач;
  • правильно строить свои умозаключения;
  • решать задачи повышенного уровня.

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание брошюры  «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы учащихся.

Основное содержание курса

Тема №1. История развития математики.   5 ч

Как люди научились считать. Из науки о числах. Из истории развития арифметики и алгебры. История появления первых цифр. Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации. Почему нашу запись называют десятичной. Недесятичные системы счисления. Международная метрическая система мер. Десятичные приставки. Старинные меры величин.

Тема №2.В мире чисел. 3 ч 

Тема №3. Арифметические действия. 8 ч 

Действия над натуральными числами. Как свойства действий помогают вычислять. Приёмы устного счета. Некоторые приёмы быстрого счета. Приёмы рациональных вычислений.

Тема №4 . Разнообразный мир задач. 10 ч 

Типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад

Различные виды комбинаторных задач.

Тема №5. Геометрические задачи.  5 ч

Задачи со спичками. Названия геометрических фигур, правильные фигуры.  Геометрические узоры. Геометрические головоломки   и иллюзии.  Задачи со спичками.

Тема № 6. Математический ералаш. 3 ч

Математические ребусы. Задачи-шутки. Задачи в стихах, литературные задачи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.

2. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.

        3.Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2006г.

         4.Журналы Математика .Издательский дом «1 сентября» 2005-2009г.г.

         5.Е.Е.Семенов. За страницами учебника геометрии,М.: Просвещение, 1999.

Учебно-тематический план

№ занятия

Содержание

Дата

По плану

Фактич.

История развития математики  5 ч

1

Экскурсия в историю математики. Как люди научились считать

2

Из истории развития арифметики. Различные  системы счисления

3

Из истории цифр и чисел. Первые цифры. Запись цифр и чисел у разных народов.

4

Математика у народов нашей Родины. Леонтий Филиппович Магницкий  и его «Арифметика».

5

Как измеряли в древности

В мире чисел  3 ч

6

В стране удивительных чисел

7

Числовые великаны и лилипуты

8

Городок величин

Арифметические действия   8 ч

9

Развитие вычислительной культуры. Действия над натуральными числами

10

Как свойства действий помогают вычислять.

11

Приёмы рациональных вычислений

12

Упражнения на быстрый счёт. Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

13

Проблески таланта юных в арифметике

14

Отгадывание математических загадок при помощи уравнений

15

Логические и традиционные головоломки

16

Решение логических и традиционных головоломок

Разнообразный мир задач  10 ч.

17

Задачи на переливание

18

Задачи на взвешивание

19

Решение задач на переливание и взвешивание

20

Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними. Решение задач на движение

21

Задачи на движение по реке

22

Переправы и разъезды

23

Разные задачи на решение уравнений

24

Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

25

Олимпиадные задачи различного уровня.

26

Составление  и выпуск брошюры задач «Математическая шкатулка»

Геометрические задачи 5 ч

27

Из истории развития геометрии.

Треугольник, задачи с  треугольниками.

28

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

29

Геометрические головоломки со спичками.

30

Знакомство с пространственными фигурами.

31

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур. Геометрические иллюзии

Математический ералаш 3 ч

32

Решение и составление ребусов и кроссвордов.

33

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

34

Математические игры,  фокусы

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительнaя образовательная прогрaмма по математике (10-11 класс) «За страницами учебника математики»

Предлагаемый  курс «За страницами учебника математики» (120 ч: 60 ч. 10 класс; 60 ч. 11 класс) является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классах общеобразовательной...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-6 классов «За страницами учебника математики»

Цель внеклассного мероприятия: развитие познавательной активности учащихся.Задачи:образовательные:• расширить круг знаний учащихся;• способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных...

рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 7 класса "За страницами учебника математики"

Данная программа  повышает интерес учащихся к математике и готовит их к различным математическим соревнованиям....

Программа кружка по математике в 5 классе "За страницами учебника математики"

Кружковые  занятия по математике в 5 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – п...

Программа элективного курса по математике для учащихся 11 класс « За страницами учебника математики »

Данная программа поможет учителям математики при проведении элективного курса...

Программа факультатива по математике 8 класс «За страницами учебника математики»

Программа факультатива по математике 8 класс«За страницами учебника математики»...

Программа учебного курса по математике в 8 классе «За страницами учебника математики»

Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грам...