Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Галиева Надежда Хабдулмановна

  Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

          Программа кружка рассчитана на  группу учащихся 5 – 6 классов, которые  до 10 – 11 класса освоят  все содержание  курса, итак как структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Этот принцип построения работы не отрицает вовлечение в работу кружка учащихся других классов.

       В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки в родном селе и  мониторинг здоровья школьников за период обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ekologicheskogo_kruzhka.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

            Данная программа экологического кружка составлена учителем географии и экологии МБОУ « СОШ с. Наумовка» Галиевой Н.Х

          Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение  к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.         

  Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!

          Программа кружка рассчитана на  группу учащихся 5 – 6 классов, которые  до 10 – 11 класса освоят  все содержание  курса, итак как структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Этот принцип построения работы не отрицает вовлечение в работу кружка учащихся других классов.

       В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки в родном селе и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.

 Основные задачи:

  • Воспитание экологически грамотного человека.
  • Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.
  • Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой».
  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
  • Научить учащихся пользоваться научной литературой.
  • Научить любить природу, правильно её использовать.
  • Изучать растительный и животный мир родного края.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Изготовление раздаточного материала для уроков экологии.
  • Выполнение учебно-исследовательских работ.
  • Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы.

       Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

      На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

        Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к  предметам естественно – научного цикла, самостоятельность.         

  • Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе.
  • В связи с тем, что многие учащиеся в сельской местности знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то антиалкогольные и противоникотиновые вечера помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.    
  • Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН – взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.)

1. Данная работа связывает экологию  со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …)

2. При защите  исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся  с современными  ИКТ.

3. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамкам урока.                                                              

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Так как  кружок посещают учащиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и  тех же проблем.

             Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно - полезной работе относится изготовление оборудования  для проведения уроков экологии, выполнение исследовательских работ  по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Дорогою добра», «Зеленый листок», «Помоги ближнему» и др. Всё это даёт огромный воспитательный  эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых  на  занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у  учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

    В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от наличия материальной базы, а также интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть  вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными  итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями. 

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, географии, краеведения, химии, физики.

Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и  в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов  природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы и влияния на неё человека;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира;
  • духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

   знать:

  • что такое природа;
  • правила поведения в природе;
  • что такое охрана природы;
  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;
  • глобальные экологические проблемы;
  • экологическую ситуацию родного села, района и области;
  • разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;
  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;
  • особенности растительного и животного мира Саратовской области, Балаковского района, редкие и охраняемые растения и животные родного края;
  • основы здорового образа жизни;
  • влияние вредных факторов на здоровье человека;
  • основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;
  • способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

 уметь:

  • оценивать экологическую ситуацию;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • наблюдать за погодой, явлениями природы;
  • составлять температурные графики;
  • составлять карту местности;
  • оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;
  • правильно вести  себя в ситуациях, опасных для жизни;
  • участвовать в природоохранных акциях;
  • изготовлять поделки из природных материалов;
  • работать с научной литературой;
  • выполнять учебные рефераты, презентации;
  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • выставки поделок из природных материалов;
  • фотовыставки;
  • учебно-исследовательские конференции;
  • соревнования, КВН;
  • демонстрация презентаций, экологических представлений;
  • участие в школьных, муниципальных,  областных, всероссийских,  международных конкурсах, акциях.

 Программа кружка рассчитана на  группу учащихся 5 – 6 классов, которые  до 10 – 11 класса освоят  все содержание  курса, так как структура курса построена в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы. Этот принцип построения работы не отрицает вовлечение в работу кружка учащихся других классов.    Программа экологического кружка рассчитана на 5 лет –170  часов. Содержание программы делится на  три части: «Общая экология», «Социальная экология»,  «Экологические основы охраны природы», построена таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной.  

Тема первого года работы «Природа вокруг нас». 

           

                                           

 

 

Планирование работы на 2013 – 2014 учебный год.

Содержание занятий

Форма проведения

Форма контроля

Сроки проведения

1.

Организационное занятие. Цель и задачи работы. Разработка проекта «Дорогою добра».

Собеседование

План работы на год.

1 – я неделя сентября

2.

Техника безопасности во время экскурсий.  Природа живая и неживая. Сбор природного материала.

Экскурсия

Обмен впечатлениями

2 –я неделя сентября

3.

Осенние явления в жизни природы.

Экскурсия

Фотографирование: Осенние пейзажи.

3 – я неделя сентября

4.

4 октября - Всемирный день животных. Организация конкурса фоторабот и рисунков на тему «Животные и мы»

Поиск  материалов в Интернете

Выпуск стенгазеты

4 –я неделя сентября

5.

Акция «Зеленый листок»

Посадка комнатных растений и плодовых деревьев на пришкольном участке.

Фотоотчет

1 – 2 неделя октября

6.

Создание презентации: Акция «Зеленый листок»

Работа в Интернете

Участие во Всероссийс-

кой акции, сертификат участия

3 – я неделя октября

7.

Выставка фоторабот и рисунков «Животные и мы».

 Организация выставки, размещение работ на стенде.

Подведение итогов на общешкольной линейке , награждение призеров

4 – я неделя октября

8.

Осенние фантазии

Изготовление поделок из природного материала

Участие в празднике «Осенний бал»

1 – я неделя ноября

9.

Подготовка и проведение интернет – конкурса «Азбука животных», «Наши друзья – птицы».

Организация подготовки и участия в конкурсе.

Наградные материалы по итогам конкурсов

2 – 3 неделя ноября

10.

 Устный журнал «Курить – здоровью вредить!»

Выступление на общешкольной линейке

Выпуск стенгазеты.

4 я неделя ноября

11.

Тайны природы и тропа загадок.

Экологическая игра.

Приглашение учащихся школы.

1 я неделя декабря

12.

Растения и животные зимой. Кормушки для птиц и животных.

Изготовление кормушек для птиц.

Участие в конкурсе кормушек.

2 – я неделя декабря

13.

Мусор : что с ним делать?

Диспут

Творческая мастерская «Вторая жизнь ненужных вещей».

3 – я неделя декабря

14.

Работа над проектом «Дорогою добра» ( 1 – й этап)

Создание презентации

Защита проекта (1 й этап)

4 я неделя декабря

15.

Зимние фантазии.

Экскурсия

Фотовыставка «Природа зимой».

1 – 2 неделя января.

16.

Конкуренция и соперничество в природе.

Беседа, презентация

Конкурс рисунков по теме

3 я неделя января

17.

Дружба в природе

Беседа, презентация

Обмен мнениями.

4 – я неделя января

18.

Экологическая сказка – сказ про то, как Вовка живую воду искал.

Инсценирование сказки.

Выступление для  уч – ся начальных классов, детского сада, родителей

февраль

19.

Экологическая викторина «Природа вокруг нас»

Викторина

Организация и проведение викторины.

1 –я неделя марта

20.

22 марта – День воды. «Вода – источник жизни»

Работа в интернете  по побору  материалов

Выпуск стенгазеты, устный журнал

2 -3 –я неделя марта

21.

Птицы – наши друзья!

КВН

Фотоотчет

1 – я неделя апреля

22.

Экологическая агитбригада «Мы в ответе за Землю, на которой живем!»

Инсценирование экологической сказки

Выступление для уч – ся начальной школы

апрель

23.

«Мы в ответе за Землю, на которой живем!»

Работа в интернете  по побору  материалов

Выпуск стенгазеты ко Дню Земли

2 я неделя апреля

24.

Акция «Чистое село», «Зеленый листок»

Субботник

Фотоотчет

май

25.

Пробуждение природы.

Экскурсия

Фотоотчет

май

26.

Работа над проектом «Дорогою добра» ( 2 – й этап)

Завершение работы над проектом

Защита проекта.

май

27.

Хвалынский национальный парк

Поездка в национальный парк

Фотоотчет

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Методическая разработка рабочей программы экологического кружка

Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. П...

Рабочая программа экологического кружка.

Экологический кружок"Зеленые спасатели"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»Пояснительная запискаПрограмма предмета по выбору биология «Экология родного края» рассчитана на учащихся 8 классов и направлена на приобретение ими углубленных экологических зн...

Рабочая программа экологического кружка "Живая планета"

Цель программы:Формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой...

Рабочая программа экологического кружка "Юный натуралист"

В данном материале представлена рабочая программа кружка экологической направленности....

Авторская Рабочая программа экологического кружка "Друзья Земли леопарда"

Программа разработана автором в связи с актуальностью экологических  проблем, которые существуют в регионе и направлена на просвещение и воспитание подрастающего поколения, местного неселения. В ...