РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 7 класса основного общего образования
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему

Чернова Надежда Васильевна

Аннотация  к программе математического кружка 7 класса

Настоящая программа кружка по математике для учащихся  7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Актуальность  данной программы определяется тем, что в процессе занятий учащиеся учатся разыскивать тот самый путь, которым шли великие математики. Это дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении.

Цель программы кружка состоит в обучении учащихся проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.

Задачи кружка заключаются в следующем:

• познакомить учащихся с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;

• разобрать основные виды задач школьного курса математики 6-7 классов;

• проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;

• познакомить учащихся с элементами теории вероятности, комбинаторики, логики;

• сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач;

• воспитывать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Программа кружка рассчитана на один год обучения (35 занятий в течения учебного года), регулярность - 1 занятие в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_7.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

   МКОУ Зональная СОШ Зонального района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  

школьного метод объединения

от «14» августа 2017 г. № 1                                  

Руководитель  

______________Н.В.Чернова

УТВЕРЖДЕНА                                                  Директор МКОУ Зональной СОШ

    Зонального района Алтайского     края

____________Б.В. Черноштан

     Приказ №___ ____

«____» августа 2017 года

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

математического кружка

«Занимательная математика»

                                             для 7 класса

                             основного общего образования

                                             

                                                                            Количество часов - 35

                        

                                                                           Учитель – Чернова Н.В.

           

                                                          Зональное , 2017

                                                            Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

 1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями..

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России 31 декабря 2015 года № 1577);

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, протокол заседания от 08.04.2015г № 1/15 федерального учебно-методического объединения по общему образованию;

5. .СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 81 от 24.12.2015);

6. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

7. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011 №03-296,

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6  января 2016 года № 389 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253».

9. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

10. Учебный план разработан в соответствии с требования ФГОС ООО, на основании 1 варианта Примерного учебного плана основного общего образования для образовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке и примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

11. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

12. Нормативные документы МО РФ, Министерства образования и науки Алтайского края,  комитета администрации Зонального района по образованию;

13. Программа    основного   общего образования  МОКУ Зональной СОШ

14 Устав школы и нормативные локальные акты ОУ;

1 5  Лицензия образовательного учреждения.

          В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний. Удачным с этой точки зрения представляется применение такого вида эвристической деятельности, как математическое исследование. Математическое исследование – это поход в неизвестность, а вот на выбор направления, способов и методов решения поставленной задачи имеет право влиять каждый обучающийся.

Настоящая программа кружка по математике для учащихся  7 класса создана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Актуальность  данной программы определяется тем, что в процессе занятий учащиеся учатся разыскивать тот самый путь, которым шли великие математики. Это дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении.

Цель программы кружка состоит в обучении учащихся проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.

Задачи кружка заключаются в следующем:

 познакомить учащихся с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;

 разобрать основные виды задач школьного курса математики 6-7 классов;

 проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;

 познакомить учащихся с элементами теории вероятности, комбинаторики, логики;

 сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач;

  •  воспитывать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Программа кружка рассчитана на один год обучения (35 занятий в течения учебного года), регулярность - 1 занятие в неделю

Формы занятий

         Беседы.

         Игра, как основная форма работы.

         Театрализация исторических событий становления математической науки.

         Конференция при подведении итогов  какой-либо исследовательской работы.

         Работа с научно-популярной литературой

         Олимпиады, математические праздники, конкурсы решения задач.

         Фестиваль исследовательских работ.

  •          Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.
  •          Олимпиада как форма подведения итогов исследовательской работы, то есть            работы кружка.

                                                Планируемые результаты:

  • Личностными результатами в работе кружка «Юный математик» является формирование следующих умений:
  • •        Самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • Метапредметными результатами изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
  • Регулятивные УУД:
  • •        Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • •        Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • •        Составлять план решения проблемы (задачи) .
  • •        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки .
  • •        В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
  • Познавательные УУД:
  • •        Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .
  • •        Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
  • •        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • •        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • •        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • •        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
  • •        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Коммуникативные УУД:
  • •        Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • •        Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • •        Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • •        Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • •        Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • •        Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
  • После завершения обучения по данной программе учащиеся должны:
  • • иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
  • • уметь применять методику решения типичных задач курса 6-7 классов;
  • • ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения.
  • По окончании обучения дети смогут:
  • • освоить анализ и решение нестандартных задач;
  • • освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;
  • • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;
  • • освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;
  • • познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.
  • Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ. Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, конференциях, участие в математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание математической газеты и набора геометрических моделей, проектные работы учащихся.

Календарно-тематический план

Календарные сроки

заня -тия

Тема

( раздел)

Количество часов

Примеч.

план

факт

1. Задачи и уравнения

8

06.09

1

Как возникла алгебра

1

13.09

2

Решение старинных задач на уравнения

1

20.09

3

Решение старинных задач на уравнения

1

27.09

4

Практикум-исследование решения задач на составление уравнения.

1

04.10

5

Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач

1

11.10

6

Практикум-исследование решения задач на движение

1

18.10

7

Решение задач на сплавы и растворы

1

25.10

8

Задачи на проценты

1

2.Логические задачи

7

08.11

9

Графы и их применение в решении задач

1

15.11

10

Логические задачи

1

22.11

11

Инварианты

1

29.11

12

Полуинварианты

1

06.12

13

Принцип Дирихле

1

13.12

14

Олимпиадные задачи. Оценка + пример

1

20.12

15

Танграммы. Исследование и создание своих головоломок

1

3. Вероятность

2

27.12

16

Задачи на случайную вероятность

1

17.01

17

Классическое определение вероятности

1

4. Геометрические построения

7

24.01

18

Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения.

1

31.01

19

Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов

1

07.02

20

Практическое занятие  с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение.

1

14.02

21

Задачи на перекраивание и разрезания

1

11.02

22

Задачи на вычисление площадей.

1

21.02

23

Практикум – исследование решения задач геометрического характера

1

28.02

24

Математика растений

1

5. Функции и графики

5

7.03

25

Кусочный способ задания функции

1

14.03

26

Решение уравнений с помощью графиков функции

1

21.04

27

Знакомство с параметрами

1

4.04

28

Графики помогают решать задачи с параметрами

1

11.04

29

Рисуем графиками функций

1

6. Теория чисел

5

18.04

30

Делимость и остатки

1

25.04

31

Олимпиадные задачи на делимость

1

16.05

32

Возведение двучлена в степень

1

23.05

33

Треугольник Паскаля

1

30.05

34,35

Решение линейных уравнений в целых и натуральных числах

Итоговое занятие

2

Содержание учебной программы

1. Задачи и уравнения (8 ч.). Как возникла алгебра. История возникновения алгебры как науки. Решение старинных задач на уравнения.  Задачи на движение, совместную работу, различные задачи. Решение задач на сплавы и растворы. Задачи на проценты. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов.  Повтор ведется «по спирали», с обобщением и углублением знаний.

2. Логические задачи (7 ч.). Графы и их применение в решении задач. Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. Свойства графа. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” и т. д. Методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения. Объяснение данных методов на примере решения задач. Инварианты. Полуинварианты. Понятие инварианта некоторого преобразования. В качестве инварианта рассматриваются четность (нечетность) и остаток от деления. Определение четного и нечетного числа. Применение четности при решении задач. Другие стандартные инварианты: перестановки, раскраски. Полуинварианты. Принцип Дирихле. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. Решение олимпиадных задач методом „Оценка + Пример”.   Танграммы. Исследование и создание своих головоломок

3. Вероятность (2 ч.). Задачи на случайную вероятность. Классическое определение вероятности

4. Геометрические построения  (7 ч.).  Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Практическое занятие  с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. Задачи на перекраивание и разрезания. Задачи на вычисление площадей. Практикум – исследование решения задач геометрического характера. Математика растений.    

5. Функции и графики (5 ч.).  Кусочный способ задания функции.   Линейная функция , функция у = х2, у = х3. Кусочное задание функций. Построение графиков и их исследование. Решение уравнений с помощью графиков функции. Знакомство с параметрами. Графики помогают решать задачи с параметрами. Рисуем графиками функций.

6. Теория чисел (6 ч.). Делимость и остатки. Олимпиадные задачи на делимость. Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. Решения задач на составление уравнений с двумя неизвестными.  Решение уравнения с двумя неизвестными в натуральных и целых числах.

7. Итоговое занятие (1 ч.). Презентация работ учащихся

Литература

1. И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин   «За страницами учебника математики»/                                                    М. «Просвещение» 1999 г.  

2. Ф. Ф. Нагибин   «Математическая шкатулка»/  М. «Просвещение» 1998 г.  

3. В. А. Володкович  «Сборник логических задач»/  М. «Дом педагогики»  1996 г.                                                                                                                                                                                                4.  Задачи международной олимпиады по математике «Кенгуру»

5. Газета «Математика» 2005-2013 г.

6. А.В.Фарков «Математические олимпиады» 5-6 классы. М. «Экзамен»  2009г.

7. И. Г. Сухин  «1200 головоломок с неповторяющимися цифрами» /

М. «Астрель»  2003г.

8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, Математика. М. АСТ 2007г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование математического кружка : "Занимательная математика".

Кружок по математике в 6 классе.Занимательная математика.Забатурина О.И. 1час в неделю, 34 часа в год Содержание материала:Системы счисления....

Программа математического кружка "Занимательная математика"

Программа математического кружка составлена для занятий с учащимися 5-9х классов, проявляющих повышенный интерес к математике. Программа  рассчитана на  1 учебный год (1 час в неделю, ...

План математического кружка "Занимательная математика"

План математического кружка "Занимательная математика" в 5 классе....

Программа математического кружка "Занимательная математика»

Программа математического кружка "Занимательная математика»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Занимательная математика» для 6 класса

                 Аннотация к программе математического кружка 6 классаКурс направлен на формирование математического мышления учащихся, на понимание...

Программа математического кружка «Занимательная математика» для учащихся 6 класса

Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время....